11.05.2023

Сказание о гранях

Среди самой популярной кухонной посуды еще недавно особое место занимал обыкновенный граненый стакан, сегодня почти исчезнувший из обихода. О его истории, назначении и свойствах и пойдет речь.

Когда он появился
Вопреки распространенному мнению, граненый стакан – вовсе не изобретение советского времени: в нашей стране он известен с рубежа XVII–XVIII веков. В то время огранкой занимались вручную. Одним из первых, кто освоил это искусство, был владимирский стекловар Ефим Смолин. Некоторые даже считают этого мастера автором граненого стакана.
Возникновение и распространение в России стаканов из стекла и их граненой разновидности – следствие появления и развития отечественных стекловаренных производств. Первое из них было создано в подмосковном селе Духанино еще при царе Михаиле Федоровиче (1635). Второй стекольный завод был открыт при Алексее Михайловиче в царской резиденции Измайлово (1668–1669), а уже при Петре I появился зеркальный завод, который вскоре был переведен в новую столицу – Санкт-Петербург.
Первое время на всех производствах шел процесс освоения стекольного ремесла, а одним из основных видов производимой продукции стала сервизная и штучная посуда, в том числе для различных напитков. В этом смысле посуда из стекла конкурировала с фарфором как наиболее дорогой разновидностью керамики.
На рубеже XVIII–XIX веков на хрустальном заводе Бахметьева в Пензенской губернии работал крепостной стекольных дел мастер Александр Петрович Вершинин, изготавливавший сервизы для императорского двора. В музейных коллекциях находятся восемь стаканов работы этого мастера – между их двойными стенками размещены ювелирно выполненные пейзажи из мелких камушков, ракушек, соломки, мха, бумаги и смолы. До сих пор непонятно, как мастер запаивал двойные стенки своих высокохудожественных изделий, не повредив хрупкой миниатюры. Ведь технологии точечной пайки стекла в те времена не существовало, а обжиг происходил в печах с температурой около 900 °С. Никто не смог повторить изделия в данной технике при условии соблюдения традиционной для того времени технологии производства. Можно предположить, что прочность двойных вершининских стаканов как-то связана с гранями – ведь это были именно граненые стаканы.

Почему он такой крепкий
С течением времени наряду с художественным стеклом распространялись более дешевые и утилитарные стеклянные предметы столового обихода. В XIX веке промышленник С.И. Мальцев впервые в России занялся изготовлением прессованного стекла. Именно эта технология позволила наладить массовое и дешевое производство стекольной посуды для повседневного применения. В частности, получили широкое распространение мальцевские граненые стаканы – они были доступны и очень крепки.
Есть версия, что автором формы дореволюционного граненого стакана мог быть известный русский инженер Николай Гаврилович Славянов, который известен прежде всего как изобретатель электрической дуговой сварки. Но он предлагал изготавливать стаканы из металла, а не из стекла.
Стаканом также называли одну из старорусских мер объема жидких тел. В одном из документов по регламентации выдачи армейского довольствия во времена Петра I говорится о выдаче суточной нормы вина в размере одного стакана. Впрочем, его вместимость нам выяснить не удалось. Однако в одной из кулинарных книг 1901 года указано, что объем одного стакана равен 273 мл. То есть технология их массового промышленного производства была известна еще в царской России.
Изображение граненых стаканов встречаются в живописи дореволюционной поры. Так, на одной из русских авангардных картин из собрания Музея Фаберже в Баден-Бадене граненый стакан расположен рядом с обрывком газеты «Санкт-Петербургские ведомости» 1905 года издания. Также двенадцатигранный стакан с чаем изображен на замечательном полотне Кузьмы Петрова-Водкина «Утренний натюрморт» (1918).
В 1920–1930 гг. с развитием массового общепита и комбинатов питания для трудящихся масштабный выпуск граненых стаканов был налажен на Стекольном заводе им. Н.И. Бухарина в городе Гусь-Хрустальный во Владимирской области. Существует версия, что от названия данного предприятия и происходит жаргонное слово «бухать» (злоупотреблять спиртными напитками).
Все перечисленные стеклянные стаканы – как дореволюционные, так и советские, имели различные форму, высоту, цвет, объем и количество граней. Общим их признаком следует считать наличие граней, которые являлись своеобразными ребрами жесткости, позволявшими изделию быть более прочным. При падении из рук или со стола граненый стакан, как правило, не разбивается. Также он способен выдержать температуру крутого кипятка (для горячих напитков рекомендуется применять подстаканник).

При чем тут Вера Мухина
К середине XX века относится унификация производства граненых стаканов. Известный каждому из нас классический граненый стакан был запущен в производство 11 сентября 1943 года на Гусевском хрустальном заводе во Владимирской области, где, как мы помним, уже был давний опыт производства похожих изделий. Это самая массовая версия граненого стакана объемом 250 мл и с характерным гладким ободком в верхней части, что делает его легко узнаваемым и удобным для использования. Стакан такого объема соразмерен руке взрослого человека и часто используется в кулинарных рецептах как универсальная мера объема различных ингредиентов.
Несмотря на отсутствие документальных подтверждений, многие считают, что автором формы выпущенного в 1943 году классического шестнадцатигранного стакана стала советский скульптор-монументалист, народный художник СССР, лауреат пяти Сталинских премий Вера Игнатьевна Мухина. Версия не лишена оснований, так как Мухина действительно экспериментировала со стеклом, и кроме всем известных монументальных произведений («Рабочий и колхозница» на ВДНХ, памятник Чайковскому у Московской консерватории и др.), могла выполнять текущие заказы для нужд народного хозяйства.
В любом случае, граненый стакан стал неотъемлемой частью быта советского периода. Его малотиражное производство продолжается по сей день, а культура чаепития из граненого стакана в подстаканнике обладает особым, чисто отечественным колоритом. 

Виктор Кудинов