09.02.2023

Мусор преткновения

О том, будет ли производиться перерасчет платы за коммунальные услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период временного отсутствия потребителя и какие изменения вносятся в «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» с 1 марта 2023 года, рассказывает наш эксперт, исполнительный директор НП «ЖКХ-Контроль» Сергей Сохранов.

Изменения в законодательстве
16 ноября 2022 года постановлением Правительства РФ №2076 были внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства РФ №354 от 6 мая 2011 года (далее – Правила).
Введенные нормы являются констатацией существующей практики распространения положений раздела VIII Правил на случаи перерасчета платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя. Новый п. 861 закрепляет отдельное правомочие потребителей получить перерасчет платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) за период их временного (т.е. более 5 дней) отсутствия в жилом помещении. Изменения подтверждают, что порядок получения перерасчета за коммунальные услуги, в том числе по обращению с ТКО, един для всех видов коммунальных услуг. Процедура в этой части не претерпела изменений.
Напомним, что потребитель вправе обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги, если отсутствовал временно (более 5 дней) в жилом помещении по месту жительства до начала периода отсутствия или же не позднее 30 дней с момента его окончания.
В силу п. 92 Правил в заявлении о перерасчете указываются:
– фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя,
– день начала и окончания периода его временного отсутствия.
К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя. Перечень таких документов определен п. 93 Правил и носит открытый характер. Фактически это могут быть любые документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность его временного отсутствия.
В качестве меры, побуждающей собственников помещений к установке индивидуальных приборов учета, было введено постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2016 года №1498 дополнительное условие перерасчета платы – наличие акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки приборов учета.
Учитывая это, Правительство РФ посчитало необходимым исключить такое условие для случаев перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО. Так, абзац 2 п. 92 Правил дополнен предложением следующего содержания: «Акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) приборов учета в отношении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не составляется и в связи с перерасчетом платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами не представляется».
Стоит отметить некую недосказанность данной нормы. Тем же постановлением Правительства РФ №1498 от 26 декабря 2016 года вместе с установлением необходимости доказать, что прибор учета не установлен не по причине нежелания собственника помещения, а именно из-за отсутствия технической возможности это сделать, была введена норма п. 56 (2) Правил, которая вызывает постоянную устойчивую негативную реакцию граждан. Данной нормой введена обязанность собственников помещений нести расходы на оплату коммунальных услуг в т.н. «нулевых квартирах», т.е. при отсутствии постоянно и временно проживающих граждан. Плата в этом случае определяется пропорционально количеству лиц, чье право собственности на квартиру зарегистрировано в установленном законом порядке.

Анализ резонансного дела
В целом ничего критичного в данной норме нет. Она была реакцией на многочисленные жалобы на завышенные расходы на оплату ресурсов, потребляемых на общедомовые нужды, возникающие в результате отсутствия учета расхода в квартирах, где никто не зарегистрирован, но фактически проживает по несколько человек. Преодолеть норму было легко. Достаточно было установить приборы учета и платить за фактически потреб­ленное количество ресурса. Однако в 2018 году в Правилах появилась аналогичная норма (п. 148(36)), распространенная на услугу по обращению с ТКО.
Общественный резонанс вызвало решение Верховного суда РФ от 26 февраля 2020 года по административному делу №ФКПИ19-967 по административному исковому заявлению Ковригиной Зинаиды Николаевны о признании недействующим п. 148 (36) Правил, предусматривающего, что при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. Несмотря на то, что истцу было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований, отдельные положения судебного акта вызвали различное толкование и позволили сделать выводы, противоречащие как содержанию самого решения, так и закону.
Так, суд указал, что «твердые коммунальные отходы относятся к тем видам коммунальных услуг, размер платы за которые рассчитывается исходя из нормативов потребления, и Правительство Российской Федерации, определяя порядок расчета и внесения платы за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в пункте 148 (36) Правил установило, что при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении осуществляется перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, предусмотренном разделом VIII Правил».
Суд лишь констатировал наличие установленного законом порядка перерасчета при временном отсутствии потребителя. Это положение стали рассматривать в совокупности с п. 11 ст. 155 ЖК РФ, но в сокращенном ее варианте, утверждая, что ввиду начисления платы за данную услугу исходя из норматива накопления плата подлежит перерасчету в связи с отсутствием потребителя в жилом помещении. Появилось утверждение о том, что неиспользование помещения является частным случаем временного отсутствия потребителя, дающим основание для перерасчета.
В действующей же редакции нет такого однозначного звучания правовой нормы. П. 11 ст. 155 ЖК РФ устанавливает, что неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Стоит сделать три акцента.
Первое – это временность отсутствия потребителя. Временно отсутствие, т.е. отсутствие потребителя в помещении более 5 дней. Установленный порядок регламентирует заявительный характер с периодичностью не реже 1 раза в 6 месяцев с документальным подтверждением факта отсутствия. При этом необходимо понимать, что привязка идет к личности потребителя.
Понятие потребителя коммунальной услуги установлено Правилами предоставления коммунальных услуг. Таковым является собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
То есть потребитель – это лицо, использующее помещение вне зависимости от оснований, потребляющее коммунальные услуги. Отсутствие в помещении зарегистрированных граждан исключает сам факт наличия в помещении потребителя, т.е. невозможна та привязка к личности, о которой говорилось выше.
З.Н. Ковригина, равно как и иные граждане, обращающиеся по данному вопросу, заявляют не о временном отсутствии, а о неиспользовании помещения. Именно на этом основании заявляется требование о перерасчете, что противоречит п. 86 Правил.
Это приводит нас ко второму акценту, а именно к первому предложению используемого оппонентами в подтверждение собственной позиции п. 11 ст. 155 ЖК РФ: неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Третий акцент – это перерасчет за отдельные виды коммунальных услуг. Т.е. п. 11 ст. 155 ЖК РФ не устанавливает обязательность перерасчета, связанную именно с фактом начисления платы по нормативу потребления, а отсылает к положениям Правил предоставления коммунальных услуг, которые устанавливают основания и порядок такого перерасчета, а равно обязанность по внесению платы при отсутствии зарегистрированных граждан.
Самое главное, на что необходимо обратить внимание при прочтении решения Верховного суда РФ от 26 февраля 2020 года по административному делу №ФКПИ19-967, – это основания для отказа. Суд счел, что «доводы административного истца о противоречии оспариваемых положений нормативного правового акта статье 782 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 27, пункту 4 статьи 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» являются несостоятельными, поскольку названные нормы не регулируют порядок расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами». Т.е. суд отказал не потому, что есть основания для перерасчета, а из-за несвязанности приведенных норм и оспариваемого п. 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг.

Другая судебная практика
С учетом того, что установить прибор учета на ТКО невозможно, собственники вынуждены в большинстве случаев платить за мусор, который не производят. Правила перерасчета в связи с временным отсутствием потребителя на эту модель ситуации не распространяются, поскольку не может временно отсутствовать потребитель, которого в этом помещении в принципе нет.
Четкую позицию в этом вопросе занял суд и в споре между УФАС по Ярославской области и регоператором. Антимонопольный орган определил, что отказ регоператора в перерасчете платы при отсутствии зарегистрированных по месту жительства в помещении граждан является нарушением ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции». Подобное решение и предписание органа власти о перерасчете платы было оспорено в судебном порядке. Первые две инстанции встали на позицию антимонопольного органа власти.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 декабря 2021 года №Ф01-7121/2021 по делу №А82-14818/2020 указанные решение и предписание были признаны незаконными, а судебные акты нижестоящих судов – отменены.
Отказывая в передаче кассационной жалобы по данному делу для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, Суд учел правовую позицию, изложенную в решении ВС РФ от 23 мая 2018 года №АКПИ18-238, о том, что неиспользование гражданином жилого помещения (непроживание в данном помещении) не тождественно понятию «временное отсутствие потребителя», применяемому в Правилах №354 для проведения соответствующего перерасчета и не является основанием для освобождения собственника жилого помещения от оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Вместе с тем в судебной практике можно встретить и иные решения по такого рода спорам. Например, дело №2-960/2019, рассмотренное 23 декабря 2019 года Невьянским городским судом и остановленное без изменения апелляционным определением Свердловского областного суда. Указанными судебными актами были удовлетворены требования истцов о признании «незаконными действий ответчика по начислению платы за неоказанную коммунальную услугу по обращению с твердыми бытовыми отходами» в помещении, где никто не зарегистрирован.
Некоторое послабление для потребителей было сделано ВС РФ в минувшем году. Так, определением Верховного Суда РФ от 6 июля 2022 года №309-ЭС22-10066 было признано право собственника земельного участка не оплачивать услугу по обращению с ТКО, если на спорном земельном участке жилые дома отсутствуют, права собственности на какие-либо объекты не зарегистрированы, имеющиеся постройки статусом жилого дома не обладают.
Второй целью принятия рассматриваемого постановления Правительства РФ явилась необходимость приведения текста документа в соответствие с положениями ЖК РФ, а именно применения единообразного наименования «коммунальный ресурс, потребляемый при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме» вместо «коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме». Наличие двух наименований порождало неверное толкование действующих норм права. Ошибочно их применение ставилось в зависимость от выбранного способа управления многоквартирными домами.

Формулы перерасчета
Но самым главным изменением стало новое приложение №4 к Правилам. Оно содержит три формулы, по которым с 1 марта 2023 года будет производиться перерасчет платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя.
Важно, что теперь Правилами прямо закреплено право граждан, проживающих в регионах, в которых принято решение об определении норматива накопления ТКО на 1 кв. м площади помещения, получать такой перерасчет.
Ранее официальной позицией регоператоров на подобного рода требования потребителей было указание на отсутствие порядка перерасчета. Основана она была и на позиции Минстроя России, изложенной в письме от 26 февраля 2019 года №6592-ОГ/06 «По вопросу платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и перерасчета такой платы».
Судебная практика по данному вопросу ранее была неоднозначной. Например, определением Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 4 августа 2022 года по делу №301-ЭС22-3743 была дана оценка законности решений нижестоящих судов и предписания Государственной жилищной инспекции Нижегородской области.
Предписанием органа госжилнадзора был установлен срок для произведения регоператором по обращению с твердыми коммунальными отходами перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствии потребителя при начислении платы пропорционально площади жилого помещения. Судебная коллегия не согласилась с позицией надзорного органа и признала недействительным предписание Государственной жилищной инспекции.
Суд счел, что с учетом установления норматива накопления на 1 кв. м площади помещения произвести перерасчет платы за обращение с твердыми коммунальными отходами при временном отсутствии потребителя в жилом помещении не представляется возможным, а у инспекции отсутствовали правовые основания для принятия оспариваемого предписания.
В своем определении от 7 октября 2021 года по делу №88-21878/2021 Четвертый кассационный суд общей юрисдикции от по делу №2-2865/2020 указал, что, поскольку плата за указанную коммунальную услугу, рассчитанная из общей площади жилого помещения, не зависит от количества лиц, проживающих в жилом помещении, и их временное отсутствие в нем не может повлечь за собой перерасчет данной платы, поскольку не влияет на ее размер.
Стоит привести в пример и судебные акты по требованиям потребителей в судах общей юрисдикции. Например, Сергиево-Посадский городской суд по делу №2-5339/2019 решением от 17 октября 2019 года удовлетворил требования истца. Решение в законную силу вступило, сторонами не обжаловалось.
Тот же Сергиево-Посадский городской суд по делу №2-1421/2020 решением от 17 июня 2020 года оставил требования истца без удовлетворения. В законную силу вступило и вышестоящим судом оставлено без изменения. Аналогичной (отказной) была позиция Талдомского районного суда по делу №2-420/2019, Шатурского городского суда Московской области №2-543/2019.
Рассматриваемым постановлением Правительства РФ №2076 от 16 ноября 2022 года в указанных разногласиях поставлена точка. П. 1 Приложения №4 устанавливает формулу перерасчета платы за услугу по обращению с ТКО за период временного отсутствия потребителя. Она представляет собой разницу между размером платы, исчисленным исходя из норматива накопления ТКО на 1 м2 площади помещения, и размером платы, приходящимся на потребителя с учетом подтвержденного периода его отсутствия и занимаемой площади.
П. 2 приложения закрепляет порядок определения доли отсутствующего потребителя в расходах на оплату услуги по обращению с ТКО.

Пример расчета:
Отсутствовало 2 потребителя из 5. Трое пользовались услугами.
Количество дней (период отсутствия) – 10 дней.
Количество дней расчетного периода – 30 дней.
Площадь квартиры – 50 кв.м.
Норматив накопления (Московская область, распоряжение №431-ОВ от 20.09.2021 г. mgkh.mosreg.ru/download/document/10776171 – ТКО в МКД без крупногабаритных отходов) – 0,086 куб.м на 1 кв.м общей площади помещения + 0,028 куб.м на 1 кв.м общей площади помещения – КГО, итого 0,114 куб.м на 1 кв.м.
Тариф на ТКО для одного из регоператоров – 832,22 руб. за куб.м.
Рассчитаем плату за 1 мес. без учета отсутствия по формуле 9(2) Приложения №2 к Правилам:
50 кв.м · 0,114 куб.м/12 · 832,22 = 395 руб. 30 коп.

Рассчитаем величину перерасчета при отсутствии 2 потребителей из 5:
(1/5 (доля 1 потребителя) х 50 кв.м (площадь квартиры) х 0,0095 куб.м (это 1/12 норматива накопления) х 832,22 руб. (тариф) х 10 дней / 30 дней) = 26,35 руб. (на 1 отсутствующего) х 2 (отсутствующих потребителей) = 52,18 руб.
Т.е. за 10 дней отсутствия двоим потребителям должны сделать перерасчет на общую сумму 52,18 руб.

Обращаем ваше внимание, что приведенный порядок перерасчета будет использоваться с 1 марта 2023 года и не будет распространяться на случаи применения норматива накопления, определенного на 1 проживающего, а также на требования о перерасчете платы в коммунальной квартире. Для последней ситуации новым приложением 4 к Правилам установлена самостоятельная формула, логика которой соответствует указанному выше порядку с учетом одной особенности, а именно участия в формуле соотношения площади комнаты к площади квартиры. 

Сергей Сохранов