09.01.2023

Герман Черемушкин: «Мне ­нравится ­отдавать искусству все свои силы»

Разговор с советским и российским художником-монументалистом, графиком, народным художником России, лауреатом Всесоюзной премии Ленинского комсомола, почетным членом Российской академии художеств, профессором МГХПА им. С.Г. Строганова Германом Вячеславовичем Черемушкиным.

«Самое главное – ­раскрыть заложенный в работе смысл»
– Герман Вячеславович, вы держите в руках только что изданную книгу. Пожалуйста, расскажите о ней.
– Она совсем новая. Познакомившись с ней, можно получить представление о моем творческом пути, начиная с трехлетнего возраста и до сегодняшнего дня. А ведь в этом году мне исполнилось 90 лет. По сути это иллюстрированный учебник, где представлены работы всех направлений, которыми мне пришлось заниматься как профессиональному художнику. Творческий навык нарабатывается постепенно, и я показываю, как следует развивать мастерство, чтобы расти в своей профессии. За всю свою творческую жизнь и за 20 лет преподавания в Строгановке я набрался большого опыта, который решил вложить в данную книгу. Она не только о моей жизни, но и о том, что, прислушиваясь к моему опыту, можно чему-то научиться. Книга – иллюстрация эпохи, в которой я показываю, как человек обогащается культурой, развивает ее, чувствует себя принадлежащим национальной культурной традиции. Мне ужасно нравится отдавать искусству все свои силы. Постоянная вовлеченность в мир прекрасного позволила мне сохранить здоровье до преклонных лет. На обложке моей новой книги помещена картина, которая символично изображает нашу с вами Землю и человека, который живет на ней; человека, который стремится вырваться за пределы известного и заглянуть в неизведанное, непонятное, находится в постоянном творческом поиске. В известном смысле это я сам. В данной иллюстрации я символически изобразил путь художника, в образной форме передал свои творческие стремления на протяжении всей жизни. Если вы мечтаете стать художником, познакомьтесь с моими работами, и я расскажу вам, как освоить пропорции в рисунке, остроту мышления в материале, реализовать свои изобразительно-композиционные решения. Книга предназначена для моих студентов и для всех, кому интересно мое творчество.
– В чем заключается главная мысль, которую вы хотите передать молодым ребятам – вашим студентам?
– Я преподаю графическое искусство в МГХПА им. С.Г. Строганова и веду учебные дисциплины, связанные с искусством построения композиции и пропорций. Когда к нам приходит молодой художник, он как ребенок – рисует так и эдак, по-всякому. Поступив в художественную Академию, он должен стать профессионалом. А путь к профессионализму лежит через знание и овладение пропорциями. Преподаватель должен увлечь студента, сделать так, чтобы новые знания и навыки захватили его. Необходимо передать собственный опыт молодым людям. Основа нашего мастерства – в овладении искусством передачи пропорций изображаемых предметов, в этом я вижу главную задачу, о которой хочу рассказать всем.
– С чего вы начинаете работу со студентами на первом курсе?
– Пройдя через современные художественные школы, ребята имеют лишь приблизительное представление о пропорциях в искусстве. Первым делом я беру лист бумаги формата А3 и хитро его сворачиваю, рисую на нем разделенную пополам раму. Даю студентам задание: находясь в вагоне метро, рисовать два портрета пассажиров – с левой и с правой сторон одного листа одновременно. Сразу становится видно различие между этими двумя портретами – они непохожи своими пропорциями. Выполняя это упражнение, студенты на опыте понимают, чем похожи и чем не похожи друг на друга срисовываемые ими люди. Верхняя часть уха и бровь, как правило, у всех находятся на одном уровне, и их можно мысленно соединить одной линией – так выстраивается первоначальное понятие о базовых пропорциях в портрете. Крыло носа можно мысленно соединить линией со слезником глаза, и это еще одна базовая линия, дающая пропорцию человеческого лица. По этим линиям строится расположение ушей, глаз, носа и рта. Делать это нужно с соблюдением пропорций, тогда портрет будет похож на человека.
Построение пропорций очень увлекает рисующего, это захватывает и погружает молодого художника в процесс творчества. Он смотрит на человека, на постепенно рождающийся портрет. Взгляд молодого художника постоянно переходит с объекта срисовывания на лист бумаги – так оттачивается мастерство. Необходимо сосредоточиться на работе, не отвлекаться, и тогда получится ожидаемый результат. Если портрет получился похож на человека, с которого он срисовывался, значит, пропорции были соблюдены правильно. Потом практику построения пропорций можно перенести на пленэр, где также существуют законы построения пейзажа, натюрморта и так далее. Нужно понять, как главное в изображении соотносится с второстепенным. Художник может передать не только предметы, но и отразить то или иное настроение, а самое главное – раскрыть заложенный в работе смысл. Замысел раскрывается через форму, цвет, композицию и пропорции.
В архитектуре и построении зданий тоже действуют свои законы, связанные с пропорциями. Во всяком случае, так было в то время, когда архитекторов интересовало не только утилитарное назначение зданий, но и эстетика их облика. Посмотрите, как красиво и соразмерно построены здания старинных усадеб Москвы – Кусково, Останкино, Царицыно. А все потому, что в них продуманы вертикальные и горизонтальные пропорции. Я люблю делать рисунки в этих замечательных уголках Москвы и своим студентам советую чаще работать в них.
Когда я начинаю обучение со студентами первого курса, использую такую технику – мы рисуем цветы, а потом подкладываем их под стекло и повторяем еще раз масляными красками. А затем надо приложить это стекло к бумаге, получив отпечаток (монотипию) букета. Так можно повторить несколько раз до получения хорошего результата. При подобной технике краски на оттиске частично смешиваются и наплывают друг на друге, но в этом и заключается особая красота итоговой работы. Получаются интересные цветовые решения и красивая «аляпистость».
Необходимо обеспечить передачу опыта своим ученикам – в этом я вижу свою задачу как педагога. В одном и том же живописном сюжете хороший художник может найти различные цветовые решения, обыграв заданный мотив в различной цветовой гамме. Этому надо учиться, развивать вкус к постоянному творческому поиску. Это в полной мере относится к оформлению общественных пространств, интерьеров и архитектурных форм внутри городской среды. Даже имея только два цвета – черный и белый, можно передать настроение и разнообразие творческого замысла. Примером тому может служить техника гравюры, к которой я имею самое прямое отношение. То есть даже если вы ограничены в выразительных средствах и выборе материала, все равно возможно добиться хорошего результата, используя доступный инструментарий.

«Художник тонко ­чувствует дух времени»
– Влияет ли настроение художника на создаваемые им картины?
– Острота окружающей действительности и наши бытовые неурядицы могут отразиться в работах художника. И я вижу это по своим студентам. Художник тонко чувствует дух времени, окружающий его психологический фон передается на работы, которые могут нести печать настроения и среды, в которой создавалась картина. Мы можем посадить студентов вместе и попросить нарисовать один и тот же кувшин, но получившиеся работы будут отличаться, так как каждый из ребят передает изображению свое настроение. Бывают ситуации, когда любовь переходит в ненависть и люди отдаются негативным эмоциям с тем же усердием, с каким еще недавно любили друг друга. Как это изобразить, чтобы показать остроту ситуации? Молодая пара поссорилась, муж с женой решили разойтись – я изобразил это в виде мужчины и женщины, которые с веревками на плечах тянут каждый в свою сторону. А посередине этой натянутой веревки висит ребенок и качается между конфликтующими родителями.
– Как отразилась тема города в ваших работах?
– Еще в 1968 году вышла в свет книга «Москва в гравюрах и рисунках Германа Черемушкина», в которую вошли мои работы, посвященные нашей столице, где я родился и вырос. В те годы город менял свой облик, что запечатлелось во многих моих работах. Я помню те улицы старой Москвы, которые были снесены при строительстве Калининского проспекта. Контраст между уютными домиками старого города и новыми высотными зданиями отразился в моих работах того периода. Меня и сейчас интересует эта тема – бывает, что студенты рисуют с натуры комплекс небоскребов Москва-сити и им надо показать, что даже в этих не очень близких моему сердцу зданиях можно подчеркнуть что-то достойное взгляда художника. В нарисованной пером в 2020 году работе «Бег времени» символически показаны две столицы, соединенные скоростной железнодорожной линией – темп, скорость и динамика современной жизни навеяны путешествием из Петербурга в Москву, которое теперь занимает всего несколько часов. 
– В какой самой необычной технике рисования вы работали?
– В другой моей книге, которая называется «Мир моря», собраны наполненные солнцем и радостью работы, глядя на которые хочется улыбаться. Людям нужны картины, которые оказывают целебное воздействие за счет обращения к теме летнего отдыха. Мне повезло: я был в подводной экспедиции, где рисовал под водой. Погружался с аквалангом и делал зарисовки карандашами, а когда поднимался на поверхность, получалась прекрасная акварель.
– Невероятно.
– Я придумал, как можно рисовать под водой. Для этого надо натянуть на пластмассовый планшет мокрую плотную бумагу, подвесить цветные карандаши на капроновых нитях и погрузиться в воду с плавательной трубкой. Так можно рисовать подводный мир с натуры, что я и делал. Но при этом надо, чтобы кто-то тебя все время страховал и находился рядом – иначе, увлекшись подводным рисунком, можно нечаянно набрать воды. Я работал карандашами «Живопись» – такие рисунки, конечно, несколько расплываются, но бумага держит основные линии и очертания. Размытость фона и предметов очень хорошо отражают содержание подводного мира, его флоры и фауны, поэтому техника получилась своеобразной и интересной. Это мое личное изобретение.
– Вам приходилось создавать эскизы для тканей?
– По моему выполненному на картоне эскизу сделан огромный гобеленовый занавес в зрительном зале Дворца культуры в сибирском городе Усть-Илимске. Это тканое полотно имеет высоту шесть и длину двенадцать метров, оно выполнено в единственном экземпляре и уже несколько десятилетий радует своим цветочным узором зрителей. Я изобразил на нем ковер из жарков – это таежный цветок, который растет в Иркутской области. Местные жители рассказывают, что если ушедшего в лес человека застала ночь, можно лечь в цветочный ковер из жарков, и они согреют спящего. Ну, а мой занавес согревает всех зрителей, которые приходят в зал, и я рад, что они могут видеть летние цветы долгими сибирскими зимами.
– Расскажите о своих работах по оформлению внешнего и внутреннего облика общественных зданий в различных городах страны.
– Как художник-монументалист я очень много и плодотворно работал над оформлением общественных зданий в различных городах нашей необъятной Родины. Как правило, это были сибирские города, расположенные в суровых районах, где мне доверяли оформлять облик вокзалов и кинотеатров, бассейнов и дворцов культуры. В 1970–1980-е годы это были динамично развивающиеся регионы, в которые постоянно прибывали молодые люди со всей страны. Как-то раз я пришел в журнал «Юность» и познакомился с его главным редактором и замечательным прозаиком Борисом Николаевичем Полевым, чтобы сделать выставку моей графики. Также я познакомился с архитектором, который должен был заниматься сооружениями в населенных пунктах по дороге на Север к основным нефтегазовым месторождениям страны. Полевой спросил о моих планах и посоветовал заняться проектами, связанными с этим направлением, – так я оказался в Тобольске, который стал городом с наибольшим количеством выполненных мной монументальных работ. Многие мои работы украшают дома по Комсомольскому проспекту и различные спортивные учреждения этого красивого сибирского города.
После первых работ в Тобольске меня стали часто приглашать на другие объекты в города региона. Постепенно я сделал оформление всех крупных вокзалов по этой железной дороге – в Тюмени, Сургуте, Нижневартовске и Уренгое. И каждая из этих работ мне дорога, так как это часть меня самого, моей творческой биографии. История освоения сибирских месторождений нефти и газа, строительства газопровода Уренгой-Помары-­Ужгород является славной страницей жизни тех замечательных лет – я стал не только свидетелем, но и активным участником жизни городов Северо-Западной Сибири. Требовалось создать образ того или иного города, зримо выраженный в архитектурных формах и элементах оформления, и я с удовольствием занимался воплощением этой задачи. Я знал и знаю многих людей, которые осваивали Сибирь в те годы. Знаю нефтяников и специалистов-газовиков, прокладывавших знаменитый магистральный газопровод. Это были рабочие и директора, инженеры и комсомольцы-энтузиасты, которые приехали в Сибирь в составе стройотрядов. В 1976 году за комплексное решение монументальных произведений Тобольского вокзала на трассе Тюмень-Сургут-Нижневартовск-Уренгой мне была присуждена Всесоюзная премия Ленинского комсомола.

«Я москвич и люблю свой город»
– Есть ли ваши монументальные работы в архитектурном пространстве Москвы?
– На юго-востоке Москвы районы Братеево и Марьино соединяет построенный на рубеже 1980–1990-х годов Братеевский мост через Москву-реку, который украшен скульптурными каравеллами и якорями моей работы. Там проходит крупная магистраль в южном направлении, и работая над реализацией этого проекта, я вкладывал в него морскую тематику, связанную с нашими южными курортами. Так этот современный мост обрел смысловую нагрузку через элементы художественного оформления. Такие выдающиеся мастера скульптуры, как Мухина и Вучетич, имели эскизные проекты для украшения мостов, которые, к сожалению, не воплотились на практике. Зная это, я сразу заявил, что предложенный мне проект украшения Братеевского моста сразу сделаю в материале, а не только на бумаге. Взявшись за проект, нужно было обязательно довести его до конца. И вот уже более тридцати лет мои каравеллы встречают и провожают проезжающий мимо транспорт, радуя москвичей и гостей столицы.
– Где вы родились и выросли, кто был вашими учителями?
– Я москвич и люблю свой город, который запечатлен во многих моих работах. Родился я в роддоме Грауэрмана на Арбате в 1932 году, а жили мы на Воздвиженке, дом 12 – это в трех-четырех домах от Кремля. Но та половина дома, в котором мы жили, к сожалению, не сохранилась. Помню, как ходили с няней гулять к гроту в Александровском саду – мы там на санках катались. В то время мне было всего три года. Когда из Кремля ехал Сталин, то в доме закрывались окна и форточки и звенел колокольчик, оповещающий об этом событии. Машины проезжали мимо нашего дома – они следовали на дачу вождя в Кунцево. Однажды в середине 1930-х годов няня приоткрыла дверь в парадной и сказала мне, что сейчас поедет человек с усами, он будет сидеть посередине машины и это надо запомнить, потому что он станет великим. После этого я даже нарисовал то, что увидел, но тогда меня больше интересовали часовые в буденовках. А всего мне пришлось видеть Сталина четыре раза. 1930-е годы были энергичным временем энтузиастов, когда одних выдвигали, других сажали, но поверьте, изнутри тех лет ситуация не казалась такой трагичной, как пишут теперь.
Я учился у очень выдающихся мастеров и безмерно ценю это. Моими учителями были Александр Александрович Дейнека, Сергей Васильевич Герасимов и Гелий Михайловичч Коржев. Я застал старых мастеров и даже иногда показываю работы, которые они мне подарили. Готов рассказать вашим читателям о том времени в другом разговоре. Мои работы тоже представляют старую школу изобразительного искусства, и я считаю своим долгом передать ее своим ученикам. 18 моих работ находятся в фондах Третьяковской галереи – главного музея национального изобразительного искусства страны. Считаю, что это высшая оценка моего творчества. 

Беседовал Виктор Кудинов