Кинокампус Горького: тропинка в мир большого кино
«Вокруг ЖэКа» продолжает знакомить читателей с творческой и обучающей деятельностью Кинокампуса Горького, мастера которого занимаются креативным развитием детей в сфере кино и медиа (начало см. в номере «Вокруг ЖэКа» за июль 2024 года). В сегодняшней встрече принимают участие режиссеры Анастасия Фомичёва (направление «Озвучивание и дубляж», Александра Зенина (направление «Фильммейкинг») и звукорежиссер Владимир Заяц.
«Используем гибкий подход»
– Не так давно состоялись выпускные показы Кинокампуса с вручением сертификатов участникам разных направлений подготовки. Какие из выпускных работ особенно запомнились?
А.З.: Честно говоря, невозможно выделить одну или две работы, каждая мастерская в Кинокампусе уникальна и заслуживает внимания. Например, фильммейкинг – это всегда синтез идей, визуального языка и командной работы. Мы увидели потрясающие короткометражки, выполненные участниками программы, в которых виден оригинальный сюжет с искренней актерской игрой, авторский режиссерский взгляд и оригинальная операторская работа.
В мастерской программы озвучивания и дубляжа ребята удивили тем, как точно они передают эмоции голосом – в их работах слышна настоящая актерская интонация и понимание смысла. Актерское мастерство всегда заряжает – на показах мы видели не просто сценки или видеоэтюды, а целые маленькие истории, где участники работают с телом, голосом и пространством. А работы, выполненные ребятами из комикс-мастерской, – это вообще отдельный визуальный мир. Тут ярко проявляется воображение и авторский стиль – это заметно по рисункам и сценариям.
– Кинокампус предлагает ряд программ для детей и подростков разных возрастов. В чем заключается специфика работы с ребятами из разных возрастных групп в рамках одного направления подготовки?
А.З.: Возрастной диапазон у нас действительно широкий, и это требует гибкого подхода. Младшие участники, как правило, быстрее вовлекаются в игровой формат, для них важно держать внимание через творчество и движение. Подростки, наоборот, часто приходят с уже оформленным интересом – они хотят разобраться в профессии глубже, задать вопросы и получить взрослый опыт. Мы выстраиваем программы так, чтобы те и другие могли чувствовать себя частью настоящей киносъемочной команды, но чтобы при этом никто не ощутил себя не на своем месте.
«Для нас важно, чтобы каждый получил реальный опыт»
– Расскажите о мастерских по направлению «Фильммейкинг» – можно ли сказать, что это курс не для новичков?
А.З.: Фильммейкинг, безусловно, самое обширное направление, потому что включает сразу несколько компетенций – сценарии, режиссуру, операторскую работу и монтаж. Однако сказать, что курс не для новичков, будет неправильным. Мы адаптируем занятия под уровень участников – кто-то пробует себя впервые, кто-то возвращается на второй или третий год. Для нас важно, чтобы каждый получил реальный опыт – создал свою историю от идеи до реализации. Мы даем такую возможность и новичкам, и тем, кто уже «в теме».
– Какие теоретические знания и практические навыки получает участник того или иного курса?
А.Ф.: Например, на мастер-классах по озвучке ребята знакомятся с профессией актера дубляжа. Приоткрываем им занавес профессиональных навыков – занимаемся речью и элементами актерского мастерства. Ребята пробуют погрузиться в образы выбранных персонажей, работают с возможностями своего голоса и знакомятся со студийным оборудованием.
– Можно ли сказать, что приобретенные ребятами навыки могут пригодиться им в общеобразовательной школе и общении со сверстниками?
А.Ф.: С уверенностью скажу: да и еще раз да! В любом творческом направлении детей стараются раскрепостить, учат правильно, четко и ярко разговаривать и уверенно выступать перед публикой. Эти навыки пригодятся им в школе и личном общении, ведь умение поставить себя перед публикой, а также возможность услышать свой голос со стороны, очень важны с точки зрения личного развития и успехов в учебе.
– Знаю, что многие дети последовательно проходят курсы одного направления в течение нескольких лет. Это ребята, которые связывают свое будущее с кинематографом?
А.З.: Отчасти да. Многие год за годом приходят в Кинокампус именно потому, что хотят профессионально развиваться в этой сфере. Для кого-то это первая ступенька на пути к профессии режиссера, оператора, актера, художника и так далее. Но есть и те, кто просто влюблен в процесс, в командную творческую атмосферу, и им важно каждый год открывать что-то новое в уже знакомом направлении.
А.Ф.: Я бы сказала, что занятия в Кинокампусе – это повод выбрать себе творческую профессию и наработать навыки актерского мастерства, озвучания, попробовать себя в сфере кино, режиссуры, почувствовать себя сценаристом, оператором или создать свой комикс. Ребята вживаются в атмосферу, пробуют себя в азах профессии, и это может послужить толчком к дальнейшему творческому пути.
– Насколько часты случаи съемок реальных кино- или телевизионных проектов с участием ваших выпускников?
А.З.: Такое действительно бывает – некоторые из наших выпускников уже успели сняться в кино, участвуют в дубляже, другие проходят кастинги, помогают на съемочной площадке. Конечно, это не массовое явление, но для нас каждый такой случай является подтверждением того, что приобретенный в Кинокампусе опыт может стать настоящим профессиональным стартом. И мы всегда радуемся успехам ребят.
А.Ф.: С удовольствием похвастаюсь своими талантливыми ребятами из Pro-мастерской озвучания, которые добились больших успехов. Все ребята из мастерской участвовали в официальных проектах. По моим рекомендациям и проведенным кастингам кто-то участвовал в дубляже фильмов для кинотеатров, другие озвучивали отечественные мультфильмы для канала «Карусель», участвовали в записи рекламных объявлений для ледяного катка в парке Горького. Иные принимали участие в записях аудиокниги, документальных фильмов для канала «Культура». И много чего еще было интересного – посещали анимационные студии и разные мероприятия, посвященные творчеству, участвовали в интервью и даже снимались в кино. Они моя гордость и большая любовь!
«Оборудование как на настоящих съемках»
– Расскажите о техническом оснащении мастерских – это профессиональное или адаптированное оборудование?
А.З.: Мы стремимся создать максимальное приближение к профессиональным условиям. Камеры, звук, свет, монтажные станции – все это оборудование, с которым работают на настоящих съемках. Конечно, мы подбираем его так, чтобы участникам было удобно – важно, чтобы подростки могли не только увидеть, но и попробовать все своими руками. Именно это дает им чувство настоящего кино – не «игры в съемку», а реального процесса.
В.З.: Поскольку Кинокампус является частью Киностудии им. Горького, то участники мастерских пользуются профессиональным съемочным оборудованием. Свет, звук, камеры – все это не просто любительские «костыли», а именно профессиональное оборудование, на которое можно снимать полноценное кино. Так же, как и в студии звукозаписи, у нас есть оборудованное помещение с многоканальными звуковыми картами, предварительными усилителями и студийными микрофонами – в общем, всем тем, что необходимо для профессиональной записи звука.
Александра Полозова (участница творческой мастерской «Озвучивание и дубляж»):
«Мне очень понравилось то, как в Кинокампусе проходят наши занятия. Атмосфера всегда очень теплая и дружеская. Наш режиссер Настасья Фомичева всегда старается дать нам что-то интересное и необычное. Настасья подбирает тот материал и роли, с помощью которых раскрываются актерские способности каждого участника мастерской.
Я узнала о том, как сделать первые шаги и что из себя представляет профессия «Актер дубляжа». Мой мастер очень помогла мне в прохождении различных кастингов, продвижении моего профессионального пути. Так я попала в базы профессиональных актеров озвучания и участвую в официальном мультсериале «Котенок Кнопа и его друзья». Благодаря Кинокампусу и его мастерам я выбрала свою профессию и поняла, с чем хочу связать свою жизнь».
Александра Спирова (участница творческой мастерской «PRO-озвучание»):
«Я пришла в Кинокампус Горького в этом году и ни разу не пожалела. Прекрасные мастера и режиссеры, а также множество материала, а самое главное – опыта. В рамках Кинокампуса я несколько раз снималась в массовках – это был мой первый опыт каких-либо съемок и я была максимально заинтересована. Совершенно не уставала, так как на съемочной площадке всегда было весело. Также наша мастерская участвовала в гурах (речевое заполнение места действия героев в массовых сценах. – Ред.), в озвучке полного метра для кинотеатров и официальном отечественном мультике, название которого мы пока не знаем, но известно, что его премьера состоится уже этой осенью – я в предвкушении.
Это огромная радость, когда твой голос подходит и ты его слышишь в кинотеатре. Гуры – это вообще очень интересно, нужно уметь не только звучать, но и работать в команде, чтобы получился настоящий, качественный проект, а главное, интересно вживаться в роль. Также многие из нашей мастерской прошли кастинги в различные профессиональные базы дикторов. Это незабываемые эмоции, которые невозможно передать, – ты проходишь кастинги, и даже если озвучиваешь не главную роль, это такая гордость, ведь дальше будет интереснее!»
Даниил Сумароков (участник творческой мастерской «Озвучивание и дубляж»):
«Как-то раз мы с другом решили пойти на мастер класс в Кинокампус киностудии им. Горького. Там было много разных вариантов, но мне больше всего понравилось озвучивать фильмы. Мы приступили к записи гуров (это массовые сцены, смешки, звуки, кряхтения) – все смеялись, когда получалось особенно смешно!
Мне так понравилось озвучивать фильмы и мультфильмы, что я решил заниматься этим дальше! Кто же знал, что пока буду учиться, мне посчастливиться поучаствовать в кастингах и успешно пройти их. Я озвучивал отечественный мультсериал, трейлеры и фильмы для кинотеатров, а так же официальный документальный фильм «Антонин Капустин – создатель Русской Палестины» (озвучивал священнослужителя Русской православной церкви архимандрита Антонина Капустина).
Бывало, один и тот же момент мы перезаписывали по 10 раз, но наш режиссер Настасья Фомичёва терпеливо объясняла, как улучшить интонацию или попасть в характер и артикуляцию. И когда наконец получалось – она радовалась за нас громче всех. Спасибо ей за строгость с улыбкой, за веру в наши силы и за то, что не жалела времени, чтобы раскрыть наш потенциал. Теперь я понимаю, что настоящий мастер не просто учит – он зажигает! А еще я снялся в фильме «Весенний бумеранг» (реж. Александра Зенина), в котором играл школьника – придя в новую школу он попадал в разные смешные и серьезные ситуации. За время курса я завел много новых друзей, и у нас получился дружный и слаженный коллектив. Хочу сказать огромное спасибо всем ребятам за отличную компанию, мастерам, режиссерам за их труд, за то, что делились с нами опытом и искренне
поддерживали!»
Беседовал Виктор Кудинов