09.04.2025

Алексей Забелин: «Вуз – это вселенная, в которой формируется будущее»

В российском рейтинге негосударственных вузов Московский финансово-юридический университет МФЮА – общепризнанный лидер уже более 30 лет, а стабильность, как известно, – признак высочайшего мастерства. О постоянной работе над качеством образования, стремлении раскрыть таланты каждого студента, умении правильно чувствовать и понимать время мы поговорили с одним из основателей вуза – Алексеем Григорьевичем Забелиным.

Университет нового типа
– Алексей Григорьевич, с чего началась история вашего вуза?
– После известных событий 1990 года (12 июня 1990 года Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. – Прим. ред.) стало понятно, что существовавшая в нашей стране более 70 лет общественно-политическая и экономическая формация будет меняться. Точка бифуркации была пройдена. Для меня весь этот процесс был очевиден еще за несколько лет до его начала в силу полученного образования и жизненного опыта – в то время я работал начальником Управления по народному образованию Гособразования СССР. Предчувствуя это, мы создали сразу две учебные организации: Государственный координационный центр информационных технологий и образования и Учебный центр Государственного комитета по народному образованию СССР. Их задачей стало готовить кадры по новым, еще только зарождающимся профессиям. В 1991 году родилась мысль создать на этой базе университет нового типа, который соответствовал бы духу времени, готовил высококлассные кадры для молодой страны, при этом не теряя очень важных наработок советской системы образования.
– Новый вуз сразу получил название МФЮА?
– Вначале мы хотели его назвать: Российский университет инноваций, но затем отказались от этого варианта. В число наших учредителей вошли такие знаменитые вузы, как МГИМО, Московский институт электронного машиностроения (сегодня – НИУ ВШЭ) и Московская государственная академия приборостроения и информатики МГАПИ (сегодня – Российский технический университет МИРЭА). Первым ректором нашего университета стал Николай Иванович Лебедев, профессор, выдающийся специалист в области международных отношений и мировой политики. С 1974-го по 1985 год он был ректором МГИМО. Мы до сих пор не расстаемся с нашими первыми учредителями, общаемся, всегда помогаем друг другу добрым советом. Такая крепкая межвузовская дружба.
– С чего началась деятельность нового вуза?
– Она началась с глубокого финансового минуса. У нас не было ни копейки денег, но была ясная и четкая цель, к которой мы стремились. Двигались вперед с большими трудностями, постепенно выстраивая образовательный процесс. Организовывали подготовку кадров по новым отраслям, открывали первые в стране курсы бухгалтеров и юристов, занимались повышением квалификации работников в самых разных сферах. Нам повезло, что мы не стали связываться с банками: никогда ни у кого не брали кредиты. Ориентировались только на собственные силы. Это помогло нам не пропасть в период нарождающегося капитализма, со всеми присущими этому моменту язвами первоначального накопления капитала. Так мы двигались вперед от этапа к этапу. Одним из них стало наше расширение. В 1996 году к нам присоединились Московский информационно-технологический университет (МИТУ) и Московский архитектурно-строительный институт (МАСИ). Сегодня мы все вместе продолжаем общими усилиями двигаться к тем целям и идеалам, в которые верим, которые были привиты нам нашими родителями.

«В 9-м классе выгнали из школы»
– Кстати, о родителях. Они как-то были связаны с образовательной сферой?
– Нет. Моя мама была ветеринарным фельдшером, а папа – инженером-строителем. Он много лет проработал главным инженером строительной организации в Кировской области, где я родился и вырос.
– О чем вы мечтали в детстве?
– Я мечтал стать ученым: физиком или химиком, не важно, в какой области. Мечтал заниматься исследованиями, делать открытия, двигать советскую науку вперед, приносить пользу людям.
– Наверное, много читали?
– Конечно. У нас в доме была отличная библиотека, которая всегда пополнялась. А еще в каждом, даже самом маленьком советском городке обязательно были Дома пионеров, потом их стали называть «Дома технического творчества». В каждом из них была своя детская библиотека и много разных кружков: авиамодельный, радиотехнический, кружок фотодела. В нашем Доме пионеров я много лет занимался радиотехникой. В 5–6-м классах мог самостоятельно собрать радиоприемник, в 7–8-м – настоящий работающий телевизор. А в 9-м классе меня выгнали из школы.
– За что?
– Много хулиганил и не очень ладил с большинством учителей. Мне было 15 лет. Надо было, такому начитанному и умному, обязательно показать всем, насколько преподаватели малограмотные, особенно в области физики. Тогда в маленькие городки учителей по разнарядке направляли прямо из педагогических училищ, редко когда приезжал кто-то из вузов. У нас была только одна учительница с высшим образованием, преподавала химию. Она мне через свой предмет открыла целый мир, за что я ей до сих пор безмерно благодарен. А преподавателя физики я все время цеплял – считал, что он меня ничему научить не может. Я же благодаря кружку в Доме пионеров в электричестве тогда разбирался намного лучше любого учителя. Вот все эти мои показательные выступления в конце концов и привели к тому, что мне после девятого класса пришлось идти работать электромонтажником на стройку.
– И как оцениваете этот период своей жизни?
– Как один из самых счастливых. Естественно, я сразу попал в бригаду, где все были в два, а то и в три раза старше меня. Но теоретических знаний в электрике у меня оказалось гораздо больше, чем у них всех вместе взятых. Кроме того, я никогда не отлынивал от работы, даже самой тяжелой, а рабочие люди это всегда видят и ценят. Пришел я в бригаду учеником, через некоторое время мне присвоили второй разряд электромонтажника, и довольно быстро я дорос до пятого разряда, а шестой в этой отрасли – самый высокий. Соответственно, выросла и зарплата. Вы представляете себе в то время мальчишку, который в 16 лет смог сам себе купить мотоцикл «Ява»? Он тогда стоил больше 700 рублей, но я мог себе его позволить, потому что было много рабочих объектов и, соответственно, высокая зарплата – свыше 200 рублей в месяц. А у моего отца, главного инженера, она была около 150 рублей. Работа была, конечно, тяжелая, но мне она нравилась. Никто меня не спрашивал, ребенок я или не ребенок. В мороз –40 вместе со всеми шел по пояс в снегу, тащил на себе бухту с кабелем и лез на бетонные столбы восстанавливать порвавшуюся линию. Такая работа. И никто другой вместо меня ее не сделает. Счастливое было время. Буквально через год, в 17 лет, я уже был назначен бригадиром комсомольской молодежной бригады. Карьера пошла в гору.

«Умение трудиться – это самое главное»
– Ваш жизненный опыт сегодня как-то отражается на организации учебного процесса в МФЮА?
– В первую очередь это касается трудового воспитания. Умение трудиться – это самое главное. Этому в мое время дети учились с ранних лет в семье, в школе и в Домах пионеров. Почему мы сейчас развиваем в наших филиалах сеть технопарков «Наукоград»? Это своеобразная благодарность тем наставникам и учителям, которые приучили меня к труду, к созиданию, к творчеству. Человек может формироваться по двум типам личности: либо это будет человек-потребитель, либо человек творческого склада. Все дети с самого рождения настроены на то, чтобы становиться творцами. Дальше все зависит от родителей, особенно от мам, и особенно в период от 5 до 7 лет. Дальше начинается школа, где заложенные таланты уже развиваются и закрепляются. При МФЮА действуют сразу три школы: предуниверсарий «Наукоград», школа креативных индустрий «Арт-старт», русско-китайская школа «Дружба», – и в каждой из них мы ежедневно стараемся помогать детям развиваться, постоянно расширять и совершенствовать их таланты. Бесталанных детей не бывает. Надо только помочь им раскрыться. И надо ребенка любить. Только через любовь можно подвигнуть к созиданию.
– Получается, первые искры таланта надо разжигать еще в детском саду?
– С 1 сентября 2013 года в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» все дошкольные организации включены в образовательный процесс. И это правильно. Ребенок строит домик из кубиков, собирает машинку из конструктора. И ему это нравится, он любит этим заниматься. Только эту любовь потом надо суметь пронести через годы его детства, отрочества и юности, чтобы в конце концов он стал влюбленным в свою профессию специалистом. С помощью отлаженной в нашем вузе системы мы можем провести юный талант через продуманную образовательную цепочку: творческие кружки, технопарки, школы, колледжи, вузы. У меня детки-математики по субботам и воскресеньям занимаются в физматшколе. При МГТУ-МАСИ действует Школа юных архитекторов. А что потом? А потом влюбленный в строительство и архитектуру молодой человек попробует пойти работать в строительную отрасль, а там ему предложат зарплату 30 тыс. рублей в месяц. А в каком-нибудь офисе сидит бездельник, и у него зарплата в три раза выше. Естественно, молодежь в первую очередь будет стремиться пойти туда, где больше платят. Так было всегда. И так сегодня получается, что это не стройка. Решение вопроса с уровнем зарплат для молодых специалистов строительной отрасли – это самое лучшее профориентационное мероприятие, которое только можно придумать.

«Развиваем все, что связано с ИИ»
– В каком направлении ваш вуз сейчас развивается наиболее интенсивно?
– Прежде всего это все, что связано с искусственным интеллектом (ИИ). Эта сфера сейчас пронизывает буквально весь наш учебный процесс. В этой области у нас все самое передовое и современное: самые лучшие программы, лучшие центры по хранению и обработке данных, лучшие программисты – причем свои, получившие образование у нас в вузе. В чем-то мы опираемся на наш собственный опыт, в чем-то используем западные разработки. Как говорил в свое время Дэн Сяопин (руководитель КНР с конца 1970-х до начала 1990-х годов, считается отцом Китайского экономического чуда. – Прим. ред.): «Не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Я эту фразу обычно немного модифицирую, добавляя: «чтобы ловила мышей для нашего университета».
– А какие образовательные тренды, касающиеся профессий, связанных со строительством и ЖКХ, вы у себя развиваете?
– И в этой области мы в первую очередь развиваем все, что связано с ИИ. Я думаю, что скоро придет то время, когда автоматизация на строительной площадке будет если не полной, то максимальной. ИИ будет управлять машинами, все процессы будут роботизированы. За счет этого, а также повышения производительности труда, будет компенсироваться недостаток человеческих рук и ресурсов. Нужно все делать с умом, налаживать систему. Есть же прекрасный пример древнеримских водопроводов и канализации, которые работают до сих пор, без всякого обслуживания и ремонта, – если их кто-нибудь экскаватором не повредит, конечно. Ведь грамотная инженерная мысль состоит не в том, чтобы быстро что-то сделать. Важно думать о потомках, о времени, о веках. Наши предки так строили православные храмы. На века. Тут, конечно, многое зависит от самого человека. Или он хочет быстро сделать что-то быстро и некачественно и отчитаться перед начальством, или он человек-творец, который ерунды делать не будет, потому что сам себя уважать перестанет. Пусть дороже и дольше выйдет, но надежно и красиво. Как говорил авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев: «Некрасивые самолеты не летают».

«Вокруг должны быть люди, которые умнее меня»
– Какое место в Москве для вас самое любимое и красивое?
– Я весь город люблю. Но особенно те места, которые связаны с какими-то важными этапами и событиями в моей жизни. Ленинский проспект, дом 65 (НИУ Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина. – Прим. ред.) – место, где я учился на вечернем отделении и где меня сформировали как руководителя. Наши институтские общежития на Чертановской улице. Здание роддома, где родился мой сын, здание другого роддома, где родилась моя дочка. Вот мои любимые места. Их в Москве много, потому что это город, который меня создал. И который создавал я. Например, улица Вавилова, дом 42 – Математический институт Академии наук СССР. Очень сложный был объект, в котором я монтировал и налаживал автоматику. Работать приходилось практически круглые сутки, потому что сроки были сжатые. Но всё сделали и запустили вовремя.
– Есть у вас какие-нибудь принципы, которыми вы руководствуетесь в своей работе ректора?
– Главный мой принцип как руководителя – вокруг меня в университете должны быть люди, которые умнее и квалифицированнее меня.
– Какие планы у МФЮА на ближайшие 5, 10, 15 лет?
– У нас только в Москве 22 филиала, а всего их в Российской Федерации 36, и в каждом из них заложен мощный резерв роста. Все надо поддерживать в рабочем состоянии, обустраивать, облагораживать прилегающую территорию и активно развивать, развивать, развивать. Останавливаться нельзя ни в коем случае. Я хочу сделать в каждом из наших филиалов свой детский Технопарк. Чтобы это были не просто технологические площадки, а настоящие современные культурные центры, точки притяжения, в которых дети могли бы учиться музыке, заниматься театральным творчеством, раскрывать в себе весь свой творческий потенциал. Пусть не сразу, но со временем все наши филиалы станут центрами образования и культуры. Я считаю, что вуз – это вселенная, в которой формируется будущее. При этом я никому ничего не доказываю и ни с кем не соревнуюсь, а делаю то, чему научился у великих педагогов и наставников. Я обыкновенный советский человек, которому просто невероятно повезло: с работой, с семьей, с командой и с реализацией мечты. Я самый счастливый человек на свете, потому что Господь дал мне счастье творить и создавать что-то новое. 

Беседовал Андрей Пучков