10.02.2025

За секунды до небес

К системе лифтового хозяйства относятся не только привычные нам механизмы в многоэтажках, но и эскалаторы в метро и торговых центрах, траволаторы в аэропортах.
76 лет назад Совет Министров СССР подписал постановление об организации производства лифтов, которое положило начало оформлению лифтового хозяйства как отдельной сферы. С того момента эта дата считается днем рождения лифтовой промышленности в нашей стране. Ежедневно бесперебойную работу лифтов обеспечивают конструкторы, инженеры, наладчики, мастера по ремонту, механики, работники производственных предприятий и диспетчеры.

От древних египтян до Ивана Кулибина
Лифт – это грузоподъемная машина периодического действия, предназначенная для транспортирования людей и/или грузов в зданиях и соору-­
жениях, оборудованная кабиной, перемещающейся по жестким направляющим, угол наклона к вертикали у которых не более 15°. Пассажирский лифт – самый распространенный. Он представляет собой кабину, подвешенную на стальных канатах в вертикальной шахте. Канат приводит в движение лебедка, установленная в машинном помещении. Чтобы уменьшить затраты энергии, кабина и половина поднимаемого груза уравновешиваются противовесом.
Современный лифт стал одним из важнейших видов обязательного инженерного оборудования жилых, общественных и промышленных зданий и сооружений. 365 дней в году 24 часа в сутки лифтами пользуются 1,5 млрд людей во всем мире. Подсчитано, что каждый лифт в среднем за 20 лет работы покрывает расстояние в 720 тыс. км и совершает от 2 до З млн пусков.
Лифты обслуживают пассажиров в жилых домах и небоскребах, торговых и офисных центрах, больницах, аэропортах, отелях и других объектах городской инфраструктуры, они установлены даже на крупных трансатлантических лайнерах. Сегодня невозможно представить современный многоквартирный жилой дом без лифта. Когда и как появилось это крайне полезное устройство?
Первое упоминание о подъемном механизме относится к 2600 г. до н.э.: египтяне использовали их в строительстве пирамид. Некоторые из этих устройств поднимали каменные блоки весом около 91 кг на высоту 150 м. О лифте писал римский архитектор Витрувий, ссылавшийся, в свою очередь, на Архимеда, который построил подъемный аппарат, вероятно, еще в 236 г. до н.э. Самый древний лифт археологи обнаружили в римском городе Геркулануме, погибшем во время извержения Везувия одновременно с Помпеями. Находка представляла собой остатки агрегата, предназначавшегося для подъема кулинарных блюд из кухни в столовую. Приблизительно с 80 г. н.э. с помощью простейших лифтов на арену Колизея в Риме поднимали гладиаторов и диких животных.
В средние века лифты стали использоваться для перевозки людей и грузов на верхние этажи зданий. Они были настолько дороги, что только монархи, дворяне и церковнослужители могли позволить себе такую роскошь.
Более поздние упоминания о лифтах датируются серединой VI века (лифты монастыря Святой Екатерины в Египте), первой четвертью XVIII века во Франции («Летающий стул» Велайера в одном из парижских дворцов) и XVII веком в Великобритании (лифт Виндзорского замка).
Первую попытку продать технологию подъема грузов предпринял один из владельцев американских угольных шахт. В 1800 году он представил первый паровой лифт, работающий без использования мускульной силы человека или животного. Такой прорыв в лифтостроении он совершил для того, чтобы ускорить процесс подъема каменного угля из своей шахты. А немногим позже, в 1835 году, паровой лифт стали использовать для транспортировки грузов на одной из известных фабрик в Англии.
В России при Петре I в Петергофском дворце между первым и вторым этажами курсировал обеденный стол. В 1795 г. Иван Кулибин создал первый в России пассажирский лифт, управляемый человеком. Лифт работал в Зимнем дворце в Петербурге и им с удовольствием пользовались придворные.

Тот самый Отис
В 1854 году на выставке в Нью-Йорке американец Эдвард Отис продемонстрировал новое устройство безопасности – ловители. Он придумал рекламный трюк для оживления спроса на продукцию фирмы. В Кристал-Паласе была установлена конструкция, в которой между двумя опорами высотой 12 м двигалась подъемная платформа. На вершине сооружения стоял помощник, державший в руке острый меч. На платформе среди бочек и ящиков стоял сам изобретатель во фраке и в цилиндре. Паровая машина подтягивала платформу на самый верх. Ассистент по команде Отиса обрубал канат мечом. Платформа сперва устремлялась вниз, но через метр-два автоматика со страшным скрежетом срабатывала и останавливала падение. Отис снимал цилиндр и раскланивался.
Компания Otis появилась в 1853 году, а через три года установила свой первый пассажирский лифт в пятиэтажном магазине на Бродвее. Лифт двигался со скоростью 20 см в секунду и вмещал пять человек.
Когда в Америке началось строительство небоскребов, самого Отиса уже не было в живых. В первых небоскребах чаще применяли гидравлические лифты без каната: поршень, ходящий в длинном цилиндре, под напором воды выталкивал кабинку вверх. Такая система применялась в домах не выше 20 этажей – уж больно глубокую шахту для цилиндра приходилось выкапывать под фундаментом: такой же глубины, какую высоту имел дом. Но зато гидравлические лифты двигались в 20 раз быстрее, чем лифты системы Otis. Кроме того, через некоторое время гидравлику усовершенствовали, разместив цилиндр горизонтально, а поршень через систему блоков тянул канат, поднимавший кабину.
В 1867 году на Всемирной выставке в Париже были впервые показаны гидравлические лифты, которые имели ряд преимуществ по сравнению с канатными. Позже один из таких лифтов установили на Эйфелевой башне. На этих лифтах удалось достичь высокой скорости движения кабины – до 3.5 м/с, но из-за значительной первоначальной стоимости и эксплуатационных расходов от них пришлось отказаться.
В 1874 году в швейцарском городке Люцерна инженер Роберт Шиндлер основал свою одноименную фирму Schindler, которая вместе с Otis и Kone поделила мировой рынок лифтов и эскалаторов. В 1878 году был изобретен ограничитель, позволяющий включать ловители при превышении номинальной скорости. Впервые в мире в 1880 году Вернер фон Сименс – инженер из Германии и основатель фирмы Siemens&Halske – построил в городе Мангейм электрический пассажирский лифт. На высоту 22 м он поднимался за 11 секунд. Фирма Otis в 1889 году установила свой первый электрический лифт в одном из нью-йоркских небоскребов. С тех пор проблема подъема на этажи больше не сдерживала рост зданий вверх. В конце XIX века появились лебедки с канатоведущими шкивами, это были лебедки с двойным обхватом шкива. К началу XX века электрические лифты получили широкое распространение, постепенно вытесняя лифты с другими типами приводов. В 1920-х годах появились лебедки с одинарным обхватом канатоведущего шкива, которые широко применяются и сейчас.

Чудо для избранных
Поскольку в Российской империи никогда не наблюдалось недостатка земельного фонда, то и большого количества высоких зданий здесь тоже не возводилось. Лифты в основном использовались только в промышленности. В Московском Кремле лифт появился при Александре III. «Чудо-кабина», как его назвали, была подарена императору все той же фирмой Otis. Немного позже, при Николае II, в Кремле появились еще два лифта: один из них обслуживал апартаменты, отведенные для царских детей, а другой предназначался императрице Александре Федоровне. Первый лифт в жилом доме в Москве поставили в доме №17 на Рождественском бульваре в 1901 году.
Своего лифтостроения в России начала века не было и все оборудование закупалось за границей. В 1912–1914 годах зарубежные фирмы устанавливали в доходных домах, крупных гостиницах и дворцах «самоходные кабины». Отделка большинства из них была шикарной: посреди потолка красовался хрустальный плафон светильника, стекла в распашных дверях лифта были покрыты узорами, фигурные ручки сделаны из красной меди. Причем в каждой кабине обязательно находился лифтер. Лифты, которые могли автоматически останавливаться на указанном пассажиром этаже, появились лишь в 1925 году. 

В советскую эпоху
В годы сталинских пятилеток начался рост жилищного и гражданского строительства и, как следствие, повысилась потребность в лифтах. В 1935 году в Москве на заводе «Лифт» началось производство лифтов на основе чертежей фирмы Otis. Потребность строительства в 1 тыс. лифтов в год полностью покрывалась.
Первые лифты отечественного производства стали устанавливаться лишь в послевоенное время. В конце 1940-х годов в СССР было начато серийное производство типовых конструкций лифтов общего назначения и скоростных лифтов. В 1955–1956 годах ВНИИПТМАШ совместно с трестом «Союзлифт» создали типовой ряд конструкций пассажирских лифтов для жилых домов и общественных зданий грузоподъемностью от 320 до 1000 кг, а также типовой ряд грузовых лифтов грузоподъемностью от 100 до 5000 кг и больничный лифт грузоподъемностью 500 кг.
Возведение высоток в Москве в послевоенные годы породило проблему создания скоростных лифтов, которые уже вовсю использовались в Европе и США. Особая роль в выполнении этой задачи принадлежала ВНИИЭлектропривод, ВНИИПТМАШ и коллективу НБ «Союзлифт». Институтом ВНИИЭлектропривод были разработаны скоростные пассажирские лифты для высотных домов Москвы. Активное строительство и появление первых высотных зданий (Котельническая набережная, МГУ, гостиница «Украина» и др.) потребовали не просто создания лифтов, а обслуживания и монтажа высокоскоростных машин, новых специалистов, создания новой отрасли в коммунальном хозяйстве столицы. Для этого в 1953 году решением исполкома Моссовета контора «Мосгоржилэлектро» была преобразована в крупный трест «Лифтремонт», который затем был преобразован в «Мослифт». На момент создания в тресте на обслуживании находилось 800 лифтов и трудилось 230 человек.
Многие жилищные организации стали передавать новые лифты на обслуживание во вновь созданный трест. В 1950-х годах лифты по всей Москве стал ремонтировать и брать на обслуживание «Лифтремонт». Одновременно началось восстановление лифтов, простаивающих со времен окончания Великой Отечественной войны. Для массового жилья в 5–6 этажей инженеры «Лифтремонта» в 1950-х годах разработали конструкцию каркасно-приставной шахты. Установку и монтаж таких шахт в домах старой застройки проводило специально созданное монтажное управление. В тесном партнерстве с отечественными заводами-изготовителями лифтов (КМЗ, «Ленводоприбор» и др.) в короткие сроки было положено начало отечественному лифтостроению, и «Мослифт» стал крупнейшей в России специализированной организацией, без которой невозможно представить жилищно-коммунальное хозяйство столицы. Каждый второй лифт в Москве обслуживал МГУП «Мослифт», а это почти 60 тысяч столичных лифтов.
В 1963 году было организовано Центральное проектно-конструкторское бюро по лифтам. В 1966–1967 годах Бюро разработало новый параметрический ряд пассажирских и грузовых лифтов, представленный 36 моделями и 62 исполнениями. При этом в пятиэтажках лифтов не было. Считалось, что для зданий такой высотности они не нужны. Поэтому для скорости строительства и экономии дома возводили без подъемных механизмов.
С ростом больших городов и появлением многоэтажной застройки значительно вырос лифтовой парк. В конце 1990-х годов появились лифты, где управление осуществлялось с применением очень малого количества электроконтактных реле. Был осуществлен переход на более современную элементную базу – главным управляющим элементом стал микроконтроллер. В 1965–1970 годах в СССР были разработаны 36 моделей новых отечественных лифтов в 62 исполнениях. Если до 1964 года было выпущено около 70 тыс. лифтов, то начиная с этого времени по 1981 год советское лифтостроение изготовило 358 тыс. лифтов.

Крах и возрождение
В 1989 году «Минстройдормаш» был объединен с рядом других машиностроительных министерств, а позднее ликвидирован. НПО «Лифтмаш», единственное из объединений министерства, просуществовало до 1991 года. Лифтовое хозяйство страны оказалось на грани распада, а на внутреннем рынке России появились иностранные компании.
В начале 1990-х годов компания Otis открыла в России свои заводы по производству лифтов – в Санкт-Петербурге, лифтовых лебедок – в Щербинке, по производству систем управления (контроллеров) – в Москве.
В 2007 году компания «Сити Лифт» выпустила первый российский энергосберегающий лифт без машинного помещения БМП. Стали развиваться технологии, позволяющие людям с ограниченной двигательной активностью преодолевать лестничные марши и другие препятствия.
Сегодня отрасль производства лифтов в России занимает важное место в экономике страны, предоставляя современные и безопасные решения для транспортировки людей и грузов в многоэтажных зданиях. На данный момент успешно работают российские производители лифтового оборудования: ООО «METEOR Lift» (г. Санкт-Петербург), АО «Щербинский лифтостроительный завод» (ЩЛЗ, г. Москва), ПАО «Карачаровский механический завод» (г. Москва), ОАО «ПКП Сиблифт» (г. Омск), АО «Московское электрооборудование и лифты» (МЭЛ, г. Москва), ООО «ПО Евролифтмаш» (МО, г. Лыткарино), ООО «Серпуховский лифтостроительный завод» (МО, г. Серпухов) и другие.
В группы лифтового оборудования входят пассажирские, грузовые, больничные лифты, платформы для подъема людей с ограниченными возможностями здоровья. Замена лифтов в рамках программы капитального ремонта проводится по истечении нормативного срока службы лифта, который составляет 25 лет. Важно сформировать план проведения работ по замене лифтового оборудования заблаговременно, чтобы заменить лифт в год истечения срока его службы.
Технико-эксплуатационные характеристики новейших лифтов поражают. Главная отличительная черта современных лифтов – передовая автоматика. Она отвечает за безопасность жильцов. Так, система удаленного мониторинга быстро обнаружит проблему в работе механизма и пошлет сигнал в сервисную компанию. А система видеосвязи с диспетчером поможет жителю меньше волноваться в случае непредвиденной остановки кабины. Лифтовые холлы проектируются просторными, чтобы все жильцы могли без проблем разойтись друг с другом. А количество лифтов – не менее двух на секцию – не создаст очереди в утренние часы. Внутри кабины светло и уютно. Часто имеется звуковое оповещение о прибытии на этаж, на кнопках информация продублирована тактильным шрифтом Брайля. От вандальных надписей убережет износостойкое покрытие. С него легко стереть маркер, краску и даже клей. Во всех новых лифтах устанавливается цветной TFT-дисплей, речевой информатор, а также зеркало и поручень на боковой или задней стене. Изменилось даже освещение – оно стало ярче, но гораздо энергоэффективнее.
Внедрение искусственного интеллекта открывает новые грани возможностей пассажирских лифтов. Благодаря использованию «умных» решений с применением машинного обучения не за горами то время, когда подъемники начнут узнавать пассажиров, приветствовать их по имени и доставлять на нужный этаж, не ожидая нажатия на кнопку панели вызова. Лифты будут подключены к облачным хранилищам данных и смогут взаимодействовать с умными устройствами людей.
Компьютерное зрение, интегрированное в кабину подъемника, способно решать комплекс задач: распознавание пассажиров, выявление злоумышленников; сбор данных о привычках и потребностях людей для улучшения пользовательского опыта; оценка технических неисправностей для своевременного проведения профилактических и ремонтных работ. Также лифтовая кабина может стать дополнительным местом для продвижения товаров и услуг. Наполнение сетки вещания цифрового рекламного щита будет зависеть как от интересов целевой аудитории, которая пользуется лифтом, так и от возможностей привлеченных рекламодателей.

Еще раз о правилах пользования
Спроектировать современный комфортный лифт по последнему слову техники – это полдела. Срок его службы, составляющий 25 лет, во многом зависит от бережного отношения самих жителей. Что же можно сделать?
1. Не перегружать кабину. Часто этому не уделяют должного внимания, считая, что максимальный вес можно и превысить. Однако регулярные нарушения могут привести к преждевременной поломке механизма. Чтобы этого не произошло, в кабинах устанавливают датчик веса. Он не даст лифту закрыться и начать движение, если максимальный вес превышен на 10%. При перевозке тяжелых предметов нужно использовать специальный режим «Погрузка». Переключение лифта в такой режим доступно по заявке в управляющую организацию. Во время перевозки габарит стоит разместить в центре пола кабины.
2. Первыми в кабину заходят взрослые, за ними дети. При выходе из лифта, наоборот, взрослые пропускают вперед детей. Если вы везете коляску с маленьким ребенком, возьмите его на руки и сначала войдите сами, потом ввозите коляску.
3. Не заходите в лифт с незнакомыми, подозрительными людьми, лучше пропустите их вперед и позвоните близким, чтобы вас встретили.
4. При остановке лифта ни в коем случае не пытайтесь самостоятельно его «починить» (не раскачивайте кабину, не прыгайте и т.д.). Застряв в лифте, не пытайтесь выбраться наружу, лифт может начать двигаться дальше в любой момент. Воспользуйтесь кнопкой вызова диспетчера, она есть в каждом лифте. Дождитесь сигнала и объясните, как и когда вы застряли, в каком подъезде находитесь, укажите номер дома. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом во время пожара. 

Ольга Гришина