10.01.2025

Плох был бы Баку, если бы не мечтал стать Дубаем

Велика вероятность, что начало ХХI века историки когда-нибудь назовут «золотым веком» для ориентированных на добычу природных ресурсов экономик. Рост цен на «черное золото» в 2000–2005 годах привел к тому, что обладающие серьезными нефтяными запасами страны внезапно стали получать астрономические доходы, а владельцы нефтедобывающих корпораций очень быстро перешли в разряд мультимиллиардеров.
Серьезные дополнительные деньги в казне появились сразу у многих стран, а вместе с ними вопрос: «Что со всем этим ресурсом делать?» И почти везде в качестве ответа как грибы после дождя стали возникать грандиозные строительные мегапроекты.
20 лет назад начало градостроительного бума пережили ОАЭ, Саудовская Аравия, Казахстан, Нигерия и многие другие. В наследие потомкам останутся сотни творений архитектурной мысли, инженерных решений и труда человеческих рук, относящихся к этому периоду. Не обошло стороной это всемирное веяние и Азербайджан.

Стройки века
Начало ХХI века было ознаменовано появлением в Баку таких знаковых архитектурных шедевров, как «Пламенные башни» (комплекс из трех высоток, возведение которых началось в 2007 году), культурный центр им. Гейдара Алиева (начало строительства – 2007 год, архитектор Заха Хадид), а также расположенный на искусственном полуострове Бакинский Кристальный зал (Baku Crystal Hall), в котором Азербайджан встречал участников и гостей финала конкурса «Евровидение-2012».
Отдельного упоминания заслуживает стоящий прямо около бакинского порта оригинальный небоскреб Crescent («Полумесяц»). Его начали строить в 2009 году на искусственном острове в 100 м от берега. Он должен был стать ключевым элементом масштабной застройки всей припортовой зоны. Здесь должен был появиться огромный бизнес-квартал с семизвездочными отелями, современными развлекательными центрами и тысячами квадратных метров деловых площадей. Полностью завершить реализацию этого проекта планировалось еще в 2016 году, но волшебный источник нефтедолларов неожиданно иссяк, и несмотря на все усилия девелоперов объект все еще далек от завершения. Дата торжественного открытия бизнес-центра и отеля переносилась не один раз, а свет в окнах жилых апартаментов стал зажигаться только весной 2024 года

Каспийская Фуджейра
Но все эти реализованные и не очень архитектурно-строительные проекты меркнут перед грандиозной идеей создать в акватории Каспийского моря искусственный архипелаг и построить на нем «город будущего». Автором этой смелой попытки превратить Баку в новые Объединенные Арабские Эмираты считается бизнесмен Гаджи Ибрагим Неграмли. Говорят, что идея построить фешенебельный город на островах пришла в голову азербайджанскому коммерсанту после отдыха в эмирате Фуджейра, единственном в ОАЭ расположенном на берегу Индийского океана. Сказочная красота этого чарующего места трансформировалась в неудержимое желание сделать точно такое же, но только на Каспии.
Задействовав все свои политические и экономические связи, Гаджи Ибрагим заручился поддержкой в высших правительственных кругах, а мощная PR-кампания позволила ему громко заявить о своем проекте по всему миру. Про азербайджанского мечтателя и его «сказочные острова» рассказывали многие авторитетные мировые СМИ.
Кстати, название мегамасштабному девелоперскому проекту тоже подобрали международное. В большинстве стран Ближнего Востока и Средней Азии Каспийское море часто называют Хазарским в память о существовавшем когда-то на его берегах одноименном каганате. Вот и свой проект Гаджи Ибрагим Неграмли решил назвать аутентично – «Хазарские острова» (Khazar Islands).
Месторасположение рукотворного архипелага определили в 23 км к юго-­западу от Баку, на расстоянии 4 тыс. м от береговой линии. Общая площадь гирлянды из более чем 40 островов должна была составить свыше 3 тыс. га. Все поднимающиеся над водой участки суши планировалось сгруппировать по определенным функциям и связать их между собой удобными транспортными системами и железобетонными мостами, которых планировалось целых 150. Все сооружения на островах в конечном итоге должны были превратиться в огромный современный город с населением около 1 млн человек. В нем должно было быть сразу все, что только необходимо для комфортной жизни современного человека – «умные» дома, детские сады, школы, больницы, медицинские учреждения, вузы, бизнес-центры, театры, отели, уютные зоны отдыха, рестораны, гольф-клуб, ипподром и даже трасса для проведения автогонок «Формула-1».
Приоритет в передвижении по автодорогам внутри островного пространства предполагалось полностью отдать экологическим видам транспорта – электрокарам и электробусам. Все парковочные места для личного транспорта уводились на подземные уровни.
Согласно проекту, общая протяженность только бульваров в городе должна была составить не менее 150 км – это при том, что средняя ширина транспортных артерий не должна была быть меньше 100 м. Следует заметить, что в проекте транспортного контура Хазарских островов полностью отсутствовали уличные светофоры. Все автомобильные потоки планировалось разводить и регулировать с помощью продуманной системы многоуровневых развязок.
Жить людям в новом городе предлагалось в многоэтажках высотой от 25 до 60 этажей, причем все здания должны были возводиться по строительным технологиям, способным выдержать 9-балльные подземные толчки.
Первоначально проект планировалось реализовать за «скромные» 30 млрд американских долларов. Затем смета выросла до 60 млрд, а еще некоторое время спустя – до 100 млрд.
Треть от всей этой суммы Гаджи Ибрагим рассчитывал получить от иностранных инвесторов, еще треть «отбить» за счет продажи жилых квартир и коммерческих площадок, остальное надеялся раздобыть от разнообразных государственных и окологосударственных организаций. Реализация проекта была разделена на четыре главных этапа, первый из которых стартовал в 2011 году, а последний заканчивался в 2025-м.

Выше Бурдж-Халифы
Главным архитектором Хазарских островов стала Гюляра Фируддин кызы Исмайлова, в портфолио которой до этого момента было несколько возведенных многоэтажных жилых комплексов. В своей работе над мегапроектом она решила опереться на накопленный интернациональный опыт в строительстве искусственных островов, намыве береговых линий и расширении территорий. В первую очередь она внимательно изучила все наработки в этой области таких стран, как Нидерланды, Бахрейн, Сингапур и, конечно же, Объединенные Арабские Эмираты. В самый разгар реализации нового проекта (октябрь 2012 года) Гюляре Исмайловой было присвоено почетное звание «Заслуженный архитектор Республики Азербайджан».
Главной «изюминкой» искусственного каспийского архипелага должна была стать величественная башня «Азербайджан». Первоначально ее высота должна была составить около 560 м, что делало ее на 20 м выше Останкинской телебашни. Однако в январе 2010-го в Дубае состоялось торжественное открытие самого высокого на данный момент небоскреба в мире – «Бурдж Халифа» (828 м над уровнем моря). Узнав об этом, Гаджи Ибрагим распорядился переделать свой проект и вскоре заявил прессе, что его башня будет не просто больше дубайской, а станет первым высотным сооружением, которое на целых 50 м превысит километровую отметку. В этом же интервью азербайджанский олигарх пообещал увеличить число искусственных островов в своем архипелаге с 41 до 70, а также выставить на рынок в два раза больше квадратных метров, чем объявлялось ранее.
Новость разлетелась по миру как сенсация, но эффект произвела прямо противоположный ожиданиям бизнесмена. Потока желающих приобрести апартаменты в еще не построенных высотках не возникло, а иностранные инвесторы все пристальнее стали изучать проектную документацию.
В 2014-м, через три года после начала строительства, Гаджи Ибрагим с большим пафосом открыл элитную пляжную зону на одном из насыпанных участков земли. Однако постепенно строительные работы на Хазарских островах стали сворачиваться, пока в 2015-м не замерли окончательно.

Разбитые мечты
Проблемы Гаджи Ибрагима Неграмли с реализацией его грандиозных планов начались в 2015-м с иска к одной из его девелоперских структур от лица Международного банка Азербайджана, акции которого находятся в собственности правительства страны. Сумма претензий по масштабам всего проекта «Хазарские острова» была пустяковой – всего каких-то $60 млн, но погасить эту задолженность в срок Гаджи Ибрагим не сумел, за что даже на некоторое время попал под арест.
После долгого судебного разбирательства «Хазарские острова» сменили собственника. Новым владельцем искусственного архипелага в июле 2019 году стало ОАО «Азербайджанская промышленная корпорация» (АПК), которая начала искать деньги для завершения грандиозной стройки. Одновременно с этим было объявлено о смене названия: «Хазарские острова» стали «Новым городом». Но ни усилия новых собственников, ни ренейминг ни к чему хорошему не привели. В конечном итоге ОАО «АПК» стало владельцем небольшого искусственного острова в Каспийском море площадью 499,9 га с несколькими строительными конструкциями разной степени завершенности.
Говорят, на этом клочке земли скоро собираются построить небольшой курортный парк развлечений и аттракционов. Видимо, это все, что в будущем будет напоминать об одном из самых грандиозных мегапроектов начала XXI века. 

Андрей Пучков