10.01.2025

Кадры растут и решают всё

В настоящий момент потребность в кадрах строительной отрасли оценивается до 1 млн человек. С учетом того, что впереди нас ожидает строительство жилых комплексов, социальной, культурной, спортивной инфраструктуры, восстановление предприятий в крупных регионах страны, эта цифра может увеличиться. Однако многие школьники до сих пор воспринимают строительство и «коммуналку» исключительно как тяжелый физический труд.
А ведь сегодня в строительной индустрии происходят значительные изменения – активно внедряются современные цифровые технологии, широко применяется робототехника и другие инновации. Без молодых заинтересованных специалистов успешно эксплуатировать передовые достижения науки и техники невозможно, поэтому профориентационная работа с детьми и молодежью является сегодня одним из приоритетных направлений деятельности, позволяющей с уверенностью смотреть в будущее.

Лучшие практики и передовые формы
По инициативе Общественного совета при Минстрое России реализуется уникальный проект «Я – строитель будущего!», направленный на популяризацию строительных специальностей для детей и молодежи, который включен в план программы «Десятилетие детства», выполняемой в соответствии с Указом Президента РФ Владимира Путина.
Проект стимулирует, выявляет и поддерживает лучшие практики популяризации профессий в строительной сфере, применяя самые передовые формы вовлечения детей в профессию. Проект «Я – строитель будущего!» предлагает уникальные интенсивы для детей и подростков и готовит к тому, какие ключевые навыки будут востребованными в ближайшие 5–10 лет в отрасли и что необходимо, чтобы стать высокоэффективным уже сегодня.
Благодаря этому проекту школьники получают уникальную возможность пройти онлайн-тестирование на знание отечественных программ проектирования, 3D-моделирования, строительства и эксплуатации и набрать дополнительные баллы для поступления в ведущие профильные вузы страны. Развить в себе навыки и умения будущего – научиться собирать квадрокоптер за 30 минут, использовав необходимые детали, а также самостоятельно написать программу для автономного полета дрона по меткам управления.
Также они знакомятся с одной из самых передовых и востребованных профессий в строительной отрасли – ТИМ-проектировщик, и создают дом своей мечты с помощью 3D-моделирования на российском программном обеспечении.
В ходе занимательных квестов ребята получают знания по устройству лифта и правилам безопасного поведения. На примере суперсовременной экспонируемой кабины лифта они узнают, как правильно пользоваться лифтом, и открывают для себя удивительные секреты этого важного объекта инфраструктуры здания.
Регулярно проводятся экскурсии на крупнейшие производственные предприятия отрасли, уроки профессио­нальной ориентации, что значительно повышает интерес выпускников школ к профессиям и специальностям сферы строительства и ЖКХ.

Методики, не имеющие аналогов
Только в 2024 году более 50 тыс. детей освоили азы ЖКХ и получили уникальный опыт работы в отрасли через обучающие игры серии «ЖЭКА». С помощью игр, не имеющих аналогов в мире, ребята знакомятся с самыми передовыми трендами в урбанистике, учатся создавать комфортные и удобные для жизни городские пространства и своевременно влиять на качество среды в своем городе, формируется надежная кадровая основа для будущего развития отрасли.
Все большую популярность набирает обучающий интернет-сервис «ЖЭКА-МУЛЬТ», разработанный специально для ребят. К концу 2024 года на ресурсе зарегистрировались уже более 6 тыс. пользователей, которые создали свыше 11 тыс. анимационных роликов по теме ЖКХ. Кстати, это может сделать любой желающий!
Методистами проекта разработан Всероссийский урок, посвященный вопросам жилищно-­коммунального хозяйства с применением активных и интерактивных форм обучения школьников. Урок состоит из теоретической и игровой частей и проведен в разных городах России. Дети в простой и увлекательной форме получают знания об устройстве современных многоквартирных домов, о способах уменьшения платежей за коммунальные услуги, об энергосберегающих технологиях, а также рекомендации, как можно содержать в порядке дом, двор, улицу. Выпущена аудиоверсия учебника, озвученного профессиональным диктором.

Доходчиво, авторитетно, увлекательно
Десятки тысяч ребят стали участниками инициативного проекта «Я – строитель будущего!» в рамках Всероссийского конкурса «Большая перемена» – флагманского проекта Российского движения детей и молодежи «Движение первых», Всероссийского форума профессиональной ориентации «ПроеКТОрия», Международной строительной недели в Екатеринбурге и проекта «Университетские смены» на базе ведущих вузов страны (НИУ МГСУ, НИУ МЭИ, МГТУ-МАСИ, РЭУ им. Г.В. Плеханова, Финансовый университет при Правительстве РФ), в том числе с участием молодежи из новых регионов России.
На Международной выставке-­форуме «Россия» на ВДНХ для школьников и студентов профильных вузов проведены «Уроки лидерства» в формате живой беседы, где лидеры строительной отрасли Сергей Степашин, Ефим Басин, Михаил Викторов, Анвар Шамузафаров рассказали о своей карьере, об истории России, о том, как строятся новые регионы страны, а также о главных качествах лидера. Благодаря мероприятиям молодые люди смогли пополнить свои знания о строительной сфере, пообщаться с профессионалами, поделиться личными креативными идеями и реализовать свой потенциал.
В целях популяризации профессий и специальностей в сфере строительства и ЖКХ прошел ежегодный конкурс #СпросиСтроителя на лучший детский вопрос о строительстве и отраслевых специальностях. В Минстрое России состоялось награждение победителей конкурса в 2024 году. В церемонии приняли участие председатель Общественного совета Сергей Степашин и замглавы Минстроя России Юрий Муценек. В этом году свои вопросы прислали более 400 участников со всей страны. Жюри, в состав которого входят специалисты отрасли, отобрало победителей и призеров в шести номинациях, все они получили медали, дипломы и ценные подарки.
Продолжил свою работу Детский совет при Общественном совете Минстроя России, участниками которого являются ребята 7–14 лет из разных регионов России. Члены Детского совета активно участвуют в программе популяризации строительных профессий и вовлечения молодежи в проекты комфортной городской среды «Я – строитель будущего!», на собственном примере демонстрируют возможности прямого участия в формировании комфортной городской среды. В результате мониторинга эксплуатации детских игровых площадок в регионах России ребятами были выявлены нарушения и разработаны методические рекомендации для управляющих компаний по использованию площадок в зимнее время. В ходе проведенного исследования были предложены новые подходы к организации мест отдыха для подростков и разработан набор решений по созданию комфортной инфраструктуры для жизни с собаками. 
Инициативы детей включены в проект национального стандарта «Игровые и дрессировочные площадки для собак: оборудование и покрытия. Содержание таких площадок». В целях дальнейшего формирования профессионального пути членов в 2024 году был сделан еще один важный шаг – создан Юношеский совет при Общественном совете при Минстрое России.
С целью повышения интереса к шахматам среди государственных служащих и подрастающего поколения при поддержке Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и Федерации шахмат России проведены Чемпионаты по шахматам, где в отдельной лиге соревновалось молодое поколение, в том числе ребята из Детского совета.

Не только профориентация, но и духовно-­нравственное воспитание
В рамках проекта «Я – строитель будущего!» в этом году был построен и введен в эксплуатацию новый учебный корпус Дивеевской школы-интерната с классами для профессиональной ориентации учащихся в поселке Сатис Нижегородской области. Одна из главных задач Дивеевской школы-­интерната – подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в обществе, в том числе профориентация. В новом корпусе для этого предусмотрены учебные классы для маляров и штукатуров, класс каменщиков и класс прикладного творчества. Здание полностью адаптировано и для людей с ограниченными возможностями здоровья. Одной из важных тем повестки инициативного проекта «Я – строитель будущего!» является также духовно-нравственное воспитание детей и молодежи.
Новые перспективные формы популяризации строительных специальностей позволят привлечь в отрасль действительно талантливую и заинтересованную молодежь, способную в будущем создавать уютные и комфортные города. Потому что старая истина гласит: кадры решают всё. 

Ольга Гришина