Рабочую профессию можно получить уже в 9-м классе
Ни для кого не секрет, насколько остро сегодня стоит вопрос дефицита профессиональных кадров для строительной отрасли и ЖКХ. Методичную и планомерную работу в решении этой задачи ведет Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ (СПК ЖКХ), который с 2017 года возглавляет депутат Московской городской Думы Александр Козлов. Мы поговорили с ним об опыте формирования молодого кадрового резерва, современных лидерах и важной роли управляющих советов образовательных организаций.
– Александр Михайлович, в начале нашей беседы давайте напомним нашим читателям о ключевых задачах СПК ЖКХ.
– Совет по профессиональным квалификациям в ЖКХ – это один из советов, созданных решением Национального Совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям 29 июля 2014 года. В число его ключевых задач входит мониторинг рынка труда; разработка, применение и актуализация профессиональных стандартов в сфере ЖКХ; организация и координация деятельности по оценке профессиональных квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами и иными установленными квалификационными требованиями в коммунальной сфере; участие в разработке государственных стандартов профессионального образования, в актуализации программ профессионального образования и обучения, а также в организации профессионально-общественной аккредитации образовательных программ. Еще одна ключевая задача Совета – выстраивание взаимодействия с образовательными учреждениями данной сферы народного хозяйства, профориентация молодежи, а также выстраивание связки работодатель – учебное заведение – будущий специалист.
– Именно поэтому вы сегодня возглавляете сразу два управляющих совета в образовательных организациях?
– Мое знакомство с колледжем архитектуры, дизайна и реинжиниринга «26-й кадр» началось еще в 2017 году, так как это одна из ведущих площадок по подготовке специалистов для строительной отрасли и сферы ЖКХ. Я возглавил управляющий совет колледжа в 2018 года. Мы стали проводить совместные профориентационные мероприятия для школьников, в том числе и в школе №547. Она находится как раз в моем избирательном округе, в поселении Сосенское. Для местных жителей открытие этой школы стало долгожданным событием. Архитектурный проект образовательного комплекса просто уникален. Самый первый корпус школы называется «Логика». Мы стали активно взаимодействовать еще на этапе строительства. А в 2020 году в момент официального ее открытия я получил приглашение возглавить и этот Управляющий совет. Вот такая история моего становления как руководителя сразу двух общественно-государственных органов самоуправления.
– Про школу №547 в Новой Москве говорят, что это прообраз школы будущего.
– В какой-то степени это именно так. Там присутствуют все возможные новые форматы образовательной среды. А формирование самого образовательного учреждения, его педагогического состава, коллектива учащихся, родительского сообщества – все это складывалось, как говорится, с чистого листа. И перед Управляющим советом с первых дней работы в новой школе встала задача правильно выстроить работу с ребятами-новоселами. Мало кто из школьников был знаком друг с другом – и старшие, и младшие, все они встретились во вновь образованных классах. Тогда перед нами возникало сразу очень много вопросов. Заседания Управляющего совета проводились часто. Была политика открытых дверей, появились всевозможные чаты и сообщества в социальных сетях. Там разбирались многочисленные предложения со стороны родителей, учеников и преподавателей. В прошлом году открылся еще один школьный корпус под названием «Диалектика». В целом, если говорить о тенденциях в Новой Москве, я подметил возникновение некой состязательности между застройщиками. Они приходят на площадку не только для того, чтобы возвести многоквартирный дом, но и соревнуются с конкурентами: у кого самая красивая школа, спорткомплекс, кинотеатр и так далее. В общем, идея качественной, комфортабельной комплексной застройки сейчас в тренде. Большое внимание уделяется благоустройству территории вокруг школы, созданию инфраструктуры отдыха и спортивных занятий для ребят.
Управляющий совет в современной школе не менее, а может быть, даже более важен, чем в школах традиционного типа. УС – это инструмент, без которого ни одна школа полноценно развиваться не может. Это уникальная конструктивная площадка для диалога и выработки решений, когда за одним столом собираются администрация школы, педагоги, учащиеся, родители… Кстати, даже от застройщика есть человек, избранный членом Управляющего совета школы №547. Он своими глазами видит, как растет и ширится школьный коллектив, на месте решает, что улучшить или добавить в образовательный комплекс. В общем, на заседаниях идет живой диалог, где право высказаться есть у каждого. Как раз недавно провели заседание Управляющего совета, где разбирали темы, поднятые в социальных сетях и чатах школы. Особенно активно транслируют свои взгляды на повышение качества школьной жизни родители учеников. Они вместе с нами обсуждают расписание занятий, внеклассную деятельность, график познавательных поездок, субботники и, конечно, такой важный элемент, как школьное питание. Мы регулярно проводим дегустации для родителей, выслушиваем их пожелания. Сотрудники столовой всегда интересуются обратной связью, потому что для них мнение о том, насколько хорошо они готовят, тоже очень важно. Все хотят получать моральное удовлетворение от своей работы.
Лидер – это неравнодушный человек
– Вы наверняка обращаете внимание на самых активных участников общественной работы. Сегодняшние школьные лидеры – какие они?
– Любой лидер – это в первую очередь неравнодушный человек. Это тот, кто хочет и готов совмещать свою основную работу или учебу с общественной нагрузкой, с волонтерской деятельностью, с участием в школьном самоуправлении, включая, безусловно, и управляющий совет. Лидер – это личность многогранная, с разносторонними интересами. Он обладает такими качествами, как настойчивость, умение и воля в отстаивании своей позиции. Если он представляет интересы какой-то группы – скажем, своих одноклассников, то он должен быть предан этому коллективу, своей команде единомышленников. Но цель, объединяющая всех школьных лидеров, – это общие интересы всего образовательного учреждения.
– А есть ли лидеры среди педагогов?
– Я могу судить по тем учителям, которые входят в Управляющий совет нашей школы. Среди них – преподаватели и старших классов, и младших, и воспитатели дошколят. Каждый от своего имени представляет интересы коллег. И это, я считаю, основополагающая черта лидера среди педагогов. Позитивно и конструктивно решать вопросы, связанные с учебным и воспитательным процессом в своем образовательном уровне – дошкольном, младшем, среднем и старшем – вот в чем основной посыл для школьного лидера среди преподавательского состава. Да, возникают дискуссии, разногласия – без них ведь никуда, верно? Не так давно прошла дискуссия по поводу использования школьниками мобильных телефонов. Звучали и рассматривались самые разные позиции, вплоть до прямо противоположных. Активно обсуждалось проведение совместного субботника, в котором приняли участие как дети, так и родители.
Колледж приходит в школу
– Вы упомянули о совместном проекте двух образовательных учреждений, в которых вы возглавляете Управляющие советы. Расскажите о них поподробнее?
– В самом начале прошлого учебного года в недрах Управляющего совета школы №547 родилась идея. В связи с тем, что в Новой Москве в настоящий момент нет учреждений среднего профессионального образования, члены УС придумали привести колледж непосредственно в школу. Продумали разные форматы, как это лучше сделать. Все-таки транспортная удаленность объектов друг от друга имеет немаловажное значение. Мы сошлись в главном: нам в школе нужна профориентация, необходим поиск смыслов. Уже с сентября прошлого года мы согласовали с Департаментом образования и науки столицы пилотный проект для Новой Москвы, когда колледж со своей профессионально ориентированной программой приходит в стены школы. У нас в «пилоте» – 547-я школа, а также 2070-я и 338-я. Согласно проекту, мы предложили девятиклассникам в течение учебного года 2023/2024 получить рабочую профессию по пяти направлениям: сантехник, электромонтажник, маляр-штукатур, ландшафтный дизайнер и каменщик. Нашей задачей было вовлечь ребят в процесс освоения практических специальностей, показать им возможности и преимущества рабочих профессий. И такая коллаборация произошла. Наш партнер-застройщик, со своей стороны, подготовил необходимые площадки для освоения названных специальностей. Это реальные строительные объекты с обеспечением безопасности детей. Освоение профессиональных навыков происходит уже на этапе построенного дома, на этажах которого оборудованы учебные полигоны. И по каждой из пяти осваиваемых профессий ребята еженедельно по три часа оттачивали навыки в условиях, максимально приближенных к производственным.
– Потом это как-то оценивалось?
– В каждой из трех школ, вовлеченных в пилотный проект по предпрофессиональной подготовке совместно с колледжем №26, была проведена профориентационная игра под названием «Город». Девятиклассники попробовали себя в пяти профессиях, предлагаемых колледжем для освоения, и выбирали, какая им больше по душе, с какой бы они хотели связать свою судьбу. И начиная с октября 2023-го по сегодняшний день ребята в рамках образовательный программы колледжа под руководством преподавателей «26-го кадра» приобретали навыки в выбранной профессии. А по итогам продемонстрируют нам свои квалификационные работы.
– Новые профессиональные навыки девятиклассников как-то отразились на повседневной жизни школы?
– В образовательном пространстве школы №547 отвели место для эксперимента. Ребята-каменщики выстроили из блоков арт-пространство, ландшафтные дизайнеры возвели живую стену, сантехники провели воду и организовали капиллярный полив, электромонтажники сделали световую конструкцию, а маляры-штукатуры все это декорировали. И в мае мы уже сделали для ребят, охваченных нашим проектом, отдельный выпускной вечер в рамках программы колледжа. Помимо всего прочего, в этот торжественный день ребятам были вручены удостоверения о приобретении рабочей профессии. Таков наш первый шаг, который позволил привнести профессиональное образование в школы Новой Москвы.
Создать условия для самостоятельного выбора
– Как помочь ребенку определиться со своей будущей профессией?
– Убедить учащихся девятых классов попробовать себя в рабочей профессии – это не так-то просто. У нас есть уникальный Центр профессий будущего, где в интерактивном режиме можно познакомиться с сотнями специальностей, а также протестировать себя на предмет личных наклонностей и предпочтений в смысле выбора профессии. Мы приглашаем туда на встречи родителей школьников, чтобы они понимали, как много возможностей скрыто в обучении востребованным рабочим специальностям. При этом объясняем папам и мамам, как опасно навязывать ребенку свой взгляд на выбор им будущей профессии. Мальчик или девочка должны определиться самостоятельно, и задача взрослых – как педагогического, так и родительского сообщества – помочь ребенку с этим выбором и по возможности облегчить и ускорить его, создать необходимые условия.
– Как вы считаете, современные школьники сильно отличаются от детей, рожденных в конце ХХ века?
– Все дети во все времена – разные. Нет чего-то стопроцентно общего для всех ребят даже внутри одного поколения. Тем более, если мы говорим о разных эпохах и, следовательно, разных возможностях, которые они предоставляют. Конечно, сегодняшнее московское образование дает хорошую общую базу знаний – и в рамках учебной программы, и во внеурочной деятельности, и в профориентации, и в предпрофильной подготовке. Для всестороннего личностного развития предусмотрено дополнительное образование. В столице проводится масса фестивалей, конкурсов, олимпиад, где школьник может проявить себя. Было бы желание! И мы видим позитивную активность московских школьников в самых разных образовательных и культурно-спортивных проектах, в лидерских программах. Здесь можно получить различный опыт. А самое главное, что в столице у ребенка больше шансов как можно раньше определиться с будущей профессией. Очень важно, чтобы этот осознанный выбор совершался в нужное время, а не после окончания 11-го класса. Саморазвитие и возможность выбора – вот две составляющие образовательного процесса в столичных школах.
Беседовала Ольга Гришина