10.12.2024

Астана: мечта Казахстана, ставшая явью

Молодая столица Республики Казахстан – Астана – находится на особом счету на всем постсоветском пространстве. Фактически это единственный город, которому после распада СССР выпал шанс превратиться из малозначимой точки на карте в один из самых перспективных столичных мегаполисов-миллионников. Более того, над планом его развития не один год трудилась лучшая архитектурная команда конца XX века под руководством Киши Курокавы, а некоторые ключевые здания возводили звезды первой величины в области архитектуры – Норман Фостер, Манфреди Николетти, Адриан Смит, Гордон Гил и многие другие.
Редко бывает, когда в одном месте единовременно сходятся огромные политические амбиции, серьезные финансовые возможности и мощный творческий порыв тысяч людей, вдохновленных одной общей целью – построить чудо-город, который стал бы точкой объединения Востока с Западом и Севера с Югом. Вокруг этого мегапроекта были сконцентрированы практически все строительные и финансовые возможности молодой республики. Каждый его элемент проходил через серьезную экспертизу и утверждался на самом верху политической пирамиды. Особую роль в этом процессе отводилась мощной информационной и PR-кампании. О новой столице снимались фильмы, слагались песни, к обсуждению деталей проекта постоянно приглашались мировые знаменитости.
Дело дошло до того, что уже в 1999 году, буквально через два года после того как Астана была официально объявлена новой столицей Казахстана, ЮНЕСКО присудило ей почетное звание «Город мира». Примечательно, что в тот момент архитектурное бюро японского архитектора Киши Куракавы только-только приступило к разработке генерального плана Астаны, который был официально утвержден только в 2001-м.

На месте казачьей заставы
История этого места берет свой отсчет с 1830 года, когда здесь впервые была основана казачья застава, ставшая позже станицей Акмолинской. Место было удобное: рядом речка Ишим – пусть небольшая, до ближайшего крупного русского города – Омска – по прямой 420 верст, а это чуть больше суток пути на обычной почтовой карете. Городок очень быстро стал ключевым пунктом на торговом маршруте из Сибири в Среднюю Азию. Свое важное значение Акмолинск подтвердил и во время Великой Отечественной войны, став транспортным хабом, через который шла эвакуация беженцев и поставки стратегически важных ресурсов для фронта.
Но все же наибольшую известность этот город получил в конце 50-х годов прошлого века. Именно туда по комсомольским путевкам свозились со всей страны тысячи юношей и девушек, которым предстояло вспахать и засеять зерном местные бескрайние степи. В советскую историографию он вошел под названием Целиноград. После распада СССР его переименовали в Акмолу, и еще неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы в июле 1994 года Верховный Совет Казахстана не проголосовал за решение о переносе туда столицы республики.

Красноречивый елбасы
Согласно официальной версии, поводов для переноса столицы с юга на север было предостаточно. Алма-Ата достигла пределов в своем расширении и развитии. Расположенная в природной котловине у подножия гор Заилийского Алатау, к моменту описываемых событий старая столица испытывала серьезные проблемы с перенаселением и экологией. Можно было попробовать решить накопившиеся вопросы с помощью высотного строительства, но данный район всегда относился к сейсмически нестабильным. Говорят, окончательное решение о необходимости переносить столицу в другое место первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев принял, когда ему принесли примерную смету на строительство одной сейсмостойкой высотки в Алма-Ате. А для бурно растущего города, чье население давно перешло отметку в миллион человек, таких небоскребов необходимо было возвести не один десяток. Впрочем, это давно известная истина – построить новый город бывает дешевле, чем реконструировать старый.
Поиск места для новой столицы занял около двух лет. В числе кандидатов рассматривались Актюбэ (бывший Актюбинск), Караганда и даже Байконур. Но все эти варианты по разным причинам были отвергнуты. В пользу Акмолы сыграли выгодное географическое положение, близость к экономическим центрам и транспортным артериям страны, а самое главное – бескрайний простор, который давал возможность архитекторам и градостроителям не ограничивать себя искусственными рамками.
Но прежде чем дать команду начать грандиозное строительство, президенту необходимо было заручиться поддержкой Верховного совета. Дебаты в высшем законодательном органе страны развернулись серьезные. Подавляющее большинство народных избранников были против идеи главы государства. Мало кто из них верил, что республиканский бюджет способен выдержать такой дорогостоящий проект. И конечно же, депутатам совсем не нравилась перспектива переезжать из знакомой и родной Алма-Аты в необустроенный степной городок.
Но в тот знаменательный день 6 июля 1994 года президент Назарбаев эффектно проявил себя как искусный политик и прекрасный оратор. Недаром чуть позже ему присвоят официальный титул «Елбасы», что в переводе с казахского означает «лидер нации». В тот день он не стал акцентировать внимание законодателей на предстоящих расходах и сжатых сроках переноса столицы, а сконцентрировался на необходимости дать казахскому народу объединяющий символ – новую столицу, которая будет отражать дух созидания, новаторства и великую роль Казахстана в современном мире. В итоге с минимальным перевесом в голосах народные избранники все-таки проголосовали за перенос столицы из Алма-Аты в Акмолу.
Дальше в дело вступила законодательная машина. 20 октября 1997 года президент Казахстана подписал Указ об организации новой столицы, а 6 мая 1998 года строящемуся городу дали новое звучное и запоминающееся имя – Астана, что в переводе с казахского означает просто «столица».

17 отвергнутых идей
Первоначально разработку проекта нового большого города планировали поручить исключительно казахстанским архитекторам. В творческом конкурсе приняли участие сразу 17 архитектурных коллективов. Победителем был признан макет группы специалистов из Алма-Аты. Градостроители предлагали отталкиваться от русла реки Ишим и возводить столицу сразу на двух берегах, соединив их несколькими широкими мостами. Такой подход показался Назарбаеву слишком консервативным и шаблонным.
Тогда был объявлен новый, уже международный конкурс, в котором приняли участие уже 47 творческих команд. В финал вышли три проекта: один российский, один казахстанский и еще один международный, автором которого было архитектурное бюро Киши Курокавы. Следует отметить, что в конце ХХ века имя архитектора было у всех на слуху, как родоначальника «симбиотической архитектуры» – принципиально нового направления, в котором удачно сочетались урбанистическая и природная среды. Среди известных работ архитектора – музей Ван Гога в Амстердаме, международный аэропорт в Куала-Лумпур, Национальный музей этнологии в Осаке, а также Нацио­нальный художественный центр в Токио.
В своем проекте новой казахстанской столицы Курокава заложил целую философию единства человека и природы, сплетенную воедино концепцией абстрактного символизма. Его главная идея заключалась в том, чтобы все городское пространство было буквально пронизано длинными лентами-парками, а здания несли на себе узнаваемые элементы, характерные для национальной культуры Казахстана: юрты, кони, солнце, луна (полумесяц) и т.д.
Воплощенные в эскизах и макетах идеи Курокавы очень впечатлили Нурсултана Назарбаева. Первый приз в международном конкурсе, а с ним и право разработки Генерального плана новой столицы были переданы японскому архитектору. Над проектом трудились целых два года. Официально этот основополагающий документ был утвержден 15 августа 2001 года. Буквально через год он подвергся серьезной корректировке, а еще через пару лет был полностью переделан. Но этим вопросом занимались уже совсем другие люди.

Ошибка Курокавы
Сложно сказать, почему практически все большие архитекторы современности, кому выпадала возможность почти с нуля построить новый город, всегда ошибались в одном и том же – в оценке динамики его развития и заселения. Такой фатальный просчет допустил Оскар Нимейер, когда проектировал новую столицу Бразилии. Эту же ошибку сделал Константинос Доксиадис, создавая Генеральный план пакистанского Исламабада. Точно в такой же капкан угодил и Курокава. Начав работать над проектом в самом начале ХХI века, он и его сотрудники были твердо уверены, что в проектируемом ими городе будет жить максимум 800 тысяч человек, но не раньше 2030 года. Исходя из этих базовых параметров, в проект закладывались жилье, школы, больницы, другие социальные объекты. По этим данным рассчитывалось ежедневное потребление электричества, воды и теплоэнергии. Между тем население новой столицы буквально через год после утверждения Генерального плана достигло 500 тысяч человек, а сегодня там постоянно проживают уже без малого 1,5 миллиона. Это если не считать пригородные поселки.
Курокава, конечно, заложил в своем проекте для города огромные возможности роста и расширения, но только в далеком будущем. На начальном этапе он не видел необходимости даже делать в нем многоуровневые транспортные развязки и дополнительные автомобильные парковки вдоль главных автотрасс. Побочным эффектом такого «расширения на перспективу» стал явный диссонанс масштаба городских сооружений с точки зрения простого человека. Многие его жители также стали жаловаться на то, что смотрящиеся монументально и красиво здания слишком удалены друг от друга. Из-за этого летом на этих огромных пространствах практически негде укрыться от палящего солнца, а зимой город насквозь продувается мощными холодными ветрами. Добавьте к этому плохо развитую дорожную сеть, необычайно узкие второстепенные улицы, совершенно не рассчитанные на современные транспортные потоки, и вы получите некоторое представление о том, почему о проекте Курокавы в Астане предпочитают не вспоминать.

Лучшие из лучших
Самый главный вопрос в момент любого строительства – это финансы, а в процессе переноса государственной столицы он вообще становится основным. Удачно совпало, что мировой рынок нефти и газа в начале ХХI века испытывал серьезный подъем, что принесло в казну нефтедобывающих стран десятки миллиардов дополнительных доходов. Куда направить свою сверхприбыль, в Казахстане не раздумывали – конечно, на развитие и благоустройство новой столицы. По количеству приглашенных мировых знаменитостей в области архитектуры, чьи гонорары начинаются с десятков миллионов долларов, Астане просто нет равных. Один только сэр Норман Фостер создал в ней целых четыре объекта. Главным из них по праву считается уникальный «Хан Шатыр» (Ханский шатер) – торгово-развлекательный центр высотой почти в 200 м, накрывающий площадь более 100 тыс. кв. м. Высотная доминанта, сочетающая в себе передовые технические достижения с оригинальными дизайнерскими решениями, сразу же стала визуальной визитной карточкой нового города. Огромный стилизованный «шатер», сделанный из полимерного полотна, способного, с одной стороны, пропускать свет, а с другой – защищать от температурных перепадов окружающей среды, надежно укрывает под собой обширное общественное пространство. Под ним посетители торгово-развлекательного центра могут свободно заниматься своими делами и отдыхать в любое время года. Особой изюминкой проекта стал тропический сад с искусственными озерами, водопадами и большим ботаническим садом.
Центральный киноконцертный зал «Казахстан» в Астане проектировал пионер биоклиматического зодчества итальянец Манфреди Николетти. По его задумке, главная концертная площадка республики должна была олицетворять собой манифест экологической архитектуры, одновременно отражая уникальную самобытность восточной страны. Внешне ЦКЗ выглядит как пытающийся распуститься бирюзовый цветок, бетонные лепестки которого специально выполнены с наклоном, а стеклянные, окрашенные в синие панели, наполняют его воздухом. Несмотря на впечатляющие размеры, здание получилось эргономичным и хорошо приспособленным к местным климатическим особенностям (зимой до -40, летом +40 и выше). Зрительный зал, рассчитанный на 3,5 тысячи посетителей, красиво отделан ценными породами дерева и по форме напоминает национальный казахский инструмент – домру. Все посетители этого запоминающегося сооружения в один голос восхищаются его феноменальной акустикой.
Примечательная история произошла с реализацией проекта Президентской библиотеки Казахстана. В 2009 году международный конкурс на ее проектирование и строительство выиграла известная датская компания BIG архитектора Бьярке Ингельса. В напряженной творческой борьбе его проект обошел таких конкурентов, как сэр Норман Фостер и Заха Хадид. Идея сделать общественное здание в форме ленты Мебиуса, символизирующей бесконечность человеческих знаний, понравилась всем. Вскоре команда Ингельса приступила к работе, однако на стадии строительства фундамента неожиданно вышла из проекта. Как рассказывал впоследствии руководитель BIG в одном из интервью, его крайне удивила и расстроила манера заказчика все время спешить и торопить, в сочетании с бесконечным затягиванием сроков согласования ключевых параметров проекта. Желающим успешно работать в строительной отрасли Казахстана он советовал обязательно назначать на должность руководителей проектов высоких людей с весом не менее 130 кг. Такие сотрудники выглядят в глазах местных чиновников более авторитетно. И быть постоянно готовым везде и всем делать «подарки» в виде белых конвертов с зеленым содержимым.
После ухода BIG новой Президентской библиотекой занялась компания сэра Нормана Фостера. Он полностью пересмотрел первоначальный вариант, в результате чего Астана получила девятиэтажный футуристический «­Назарбаев-центр» – космическое сооружение со стеклянной полупрозрачной кровлей диаметром свыше 80 м и общей площадью более 30 тысяч кв. м. Местные жители очень скоро дали ему прозвище «Фара».
Летом 2017 года в Астане состоялось грандиозное событие мирового масштаба – международная выставка ЭКСПО-2017, посвященная энергоэффективным технологиям и возобновляемым источникам энергии. Конкурс на право архитектурного оформления такого важного мероприятия выиграла компания Адриана Смита и Гордона Гила, авторов проекта самого высокого на сегодняшний день небоскреба в Дубае – Бурдж Халифа. Главным символом выставки стал павильон «Нур-Элем», созданный по проекту немецкого архитектора Альберта Шпеера-младшего. Это самое большое сферическое сооружение на нашей планете, его диаметр 80 м при общей высоте сооружения более 100 м. Прозрачные стены павильона выполнены из специально изогнутого сверхпрочного стекла, покрытого особым полимерным напылением. Для того чтобы «Нур-Элем» получился максимально близким к идеальному шару, каждый его стеклянный элемент имеет свой уникальный изгиб и занимает свое место в общей конструкции.
К сферическим фигурам в Казахстане особое отношение. В самом центре города стоит огромный стометровый монумент «Байтерек» – космогонический символ, отражающий представление древних кочевников об устройстве окружающего мира. Байтерек – это древо жизни, корни которого уходят глубоко в землю, а крона упирается в небесную твердь. Знающие люди говорят, что эскиз этого памятника на одном из мероприятий набросал лично президент Назарбаев, а до ума идею потом доводил заслуженный казахстанский архитектор Акмурза Рустамбеков.
Кстати, у местной молодежи этот величественный монумент очень быстро получил шутливое прозвище «чупа-чупс».

Молодая столица Евразии
Все, кто сегодня приезжают в Астану, отмечают в ее облике причудливый сплав древних восточных традиций и самых передовых градостроительных и архитектурных решений. Именно такой ее и задумывали – местом, где должно гармонично сочетаться почти несочетаемое и соединяться трудно соединяемое.
Город постепенно исправляет основные проблемы первого Генерального плана. Расширяются дороги, организуются дополнительные парковочные места, строятся многоуровневые развязки. Реализуется идея скоростных магистралей, которые будут связывать центр города с аэропортом и железнодорожными вокзалами. Особые надежды в администрации молодой столицы возлагают на замыкание в кольцо движения вокруг его центральной части. Таким способом планируется организовать непрерывный транспортный поток без больших пробок и заторов. Идет работа по мощному развитию системы общественного транспорта, который будет двигаться под управлением ИИ четко по расписанию и перевозить в сотни раз больше пассажиров, чем современные легковушки.
На макете будущей Астаны много оригинальных зданий и сооружений, у каждого из которых есть шанс стать символом современной архитектуры. Руководство столичного градостроительного совета ведет тщательный отбор предлагаемых проектов, чтобы они оптимально сочетались с уже сложившимся уникальным стилем Астаны.
В акимате (мэрии) Астаны считают, что эпоха дорогих суперархитекторов и заоблачных высоток для молодой столицы безвозвратно ушла. Настало время дать дорогу креативным казахстанским архитекторам, градостроителям и сити-менеджерам.  

Андрей Пучков