12.11.2024

Екатеринбург-2024: Форум. Выставка. Чемпионат

Мероприятия бывают серьезные, представительные, а бывают знаковые, после которых начинается отсчет нового этапа в развитии одной из самых значимых отраслей экономики страны. К числу таких мероприятий можно смело отнести прошедшую в начале октября в Екатеринбурге Международную строительную неделю, которая объединила в себе сразу несколько известных мероприятий: Международный строительный чемпионат, выставку 100+ TechnoBuild и Международный строительный форум.
Подготовка к этому событию тоже была серьезной. Например, один из ключевых организаторов мероприятия – Общественный совет при Минстрое России – представил участникам Международной строительной недели сразу восемь направлений для развития перспективных навыков строителя будущего:
1. Конкурс «Цифровое ГТО» на платформе «Я – строитель будущего!»
Пройдя специально разработанный для учащихся 9–11 классов и студентов СПО онлайн-тест на знание отечественных программ проектирования, 3D-моделирования, строительства и эксплуатации, участники конкурса по итогам индивидуальных достижений получили уникальную возможность набрать дополнительные баллы для поступления в профильные вузы и стать более компетентными в вопросах повышения компьютерной грамотности.
2. Мастер-класс по сборке дронов и управлению БПЛА
Участникам мастер-класса предоставили возможность научиться собирать квадрокоптер за 30 минут, используя все необходимые детали, а также самостоятельно составлять программы для автономного полета дрона по меткам управления.
3. Международный киберспортивный чемпионат по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА. Урбанистика»
Разработанная специалистами строительной отрасли игра знакомит с самыми передовыми трендами в урбанистике, учит создавать комфортные и удобные для жизни городские пространства. Чтобы успешно выполнить задание, участнику нужно, во-первых, получить базовые знания в области урбанистики, во-вторых, научиться находить и предотвращать различные городские проблемы, а в-третьих, стать активным гражданином и своевременно влиять на качество среды в городе.
4. Мастер-класс по лифтовым системам
Участники мастер-класса узнали о важности безопасной эксплуатации и правилах поведения в лифте, получили советы для использования в реальных ситуациях и погрузились в мир профессий, связанных с разными этапами жизненного цикла лифта. Мастер-класс включал в себя обсуждение истории изобретения лифта, демонстрацию работы различных типов подъемных механизмов, обсуждение важных моментов и практические упражнения.
5. Практикум «Малоэтажная Академия»
Участники «Малоэтажной Академии» – школьники и студенты СПО и вузов. Наставниками в Академии выступили эксперты в маркетинге, архитектуре и строительстве. Их задача – в доступной форме поделиться с ребятами накопленными знаниями и опытом. Под руководством наставников ребята разработали маркетинговую стратегию, концепцию поселка (микрорайона). Конечная цель – внедрение разработанного продукта в жизнь.
6. Практикум «Подмастерье (Студент технадзора)»
Экспресс-программа стажировки студентов СПО и вузов для практического овладения навыками работы с профессиональными инструментами и оборудованием. Под руководством опытных экспертов ребята прошли обучение по разным видам работ (земляные работы, бетонные работы, кирпичная кладка и пр.), проверку качества выполненных работ, заполнение чек-листов и все остальное, что связано с технадзором.
7. Мастер-класс 
«Три шага к профессии мечты – BIM-координатор»
В рамках этого мастер-класса школьники познакомились с одной из самых востребованных профессий в мире проектирования и строительства – BIM-координатор (его роль заключается в управлении цифровым проектированием и процессом строительства; он отвечает за координацию, организацию и управление цифровой информацией о здании для обеспечения эффективного сотрудничества между всеми заинтересованными сторонами проекта. – Ред.). На базе модели Группы «Эталон» и с помощью отечественного программного обеспечения Larix участники мастер-класса искали ошибки в предложенном задании.
8. Мастер-класс по проектированию зданий и сооружений
Школьники познакомились с одной из самых передовых и востребованных профессий в строительной отрасли – ТИМ-проектировщик и создавали дома своей мечты с помощью 3D-моделирования в программе Renga. Ребята узнали самую актуальную информацию о цифровых технологиях в сфере строительства и о том, где обучают новым специальностям, а также – какие знания и умения необходимы сегодня для успешной работы в строительной отрасли.

С приветственным словом к участникам Международного строительного чемпионата обратился Председатель Общественного совета при Минстрое России Сергей Степашин:
– Международный строительный чемпионат стал уникальной площадкой демонстрации строительных компетенций и технологий, не имеющих аналогов в мире. Для нашей страны он имеет особое значение в контексте поставленных Президентом и Правительством задач по кадровой трансформации строительной отрасли, повышению производительности труда. Общественный совет при Минстрое России ведет большую профориентационную работу среди молодежи и студентов в рамках проекта «Я – строитель будущего!». Мы уверены – привлекать молодежь в отрасль нужно со школьной скамьи. Перед нами стоят амбициозные задачи в развитии нашей страны; уверен, что IV Международный строительный чемпионат станет местом генерации новых идей, создания новых бизнес-партнерств на благо развития нашей отрасли и страны.

Привлечь в отрасль грамотных и мотивированных ребят
Торжественная церемония открытия интерактивной площадки «Я – строитель будущего!» на Международной строительной неделе в Екатеринбурге состоялась 1 октября. В мероприятии приняли участие первый заместитель министра строительства и ЖКХ России Александр Ломакин, генеральный директор ФБУ «Росстройконтроль» Владимир Щербинин, вице-президент НОСТРОЙ Аркадий Чернецкий, представители Минстроя России, Общественного совета, НОТИМ и многие другие.
– Сегодня мы открыли грандиозную площадку для молодежи в рамках проекта «Я – строитель будущего!». Наша задача – привлечь в отрасль грамотных и мотивированных ребят, которые получат новые знания, увлекутся профессией и останутся в отрасли. Мы рады, что в этом проекте к нам присоединяются колледжи. Уверена, что наши проекты найдут отклик у студентов, – отметила в ходе своего выступления ответственный секретарь Общественного совета, Помощник Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Светлана Кузьменко.
В этот же день было объявлено о создании Юношеского общественного совета при Минстрое России. О принятии Положения новой общественной организации подробно рассказал руководитель Центрального штаба Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» Дмитрий Парамонов:
– Главная наша задача – профориентация, и зная, что опыт Детского совета очень успешный, мы предложили создать Юношеский совет. 30 сентября подписано положение и состав. Следующий шаг – взаимодействие с АНО «Россия – страна возможностей» в целях дальнейшего формирования профессионального пути наших членов.
В ходе мероприятия о патриотическом воспитании молодежи, направленном на формирование развития личности молодых специалистов строительной отрасли, в этот день рассказала начальник Центра компетенций НИУ МГСУ Людмила Бородина. А ректор МГТУ-МАСИ, директор Детского технопарка «Наукоград» Светлана Забелина поделилась информацией о цифровом Центре карьеры, действующем в вузе, который помогает выстраивать прямой диалог с работодателями для актуализации рабочих программ и помощи студентам в выборе индивидуальных траекторий развития.
Заметную роль на площадке «Я – строитель будущего!» в Екатеринбурге играли проекты Фонда развития территорий. С их помощью школьники и студенты осваивали новые профильные знания, решали задачки из повседневной жизни, касающиеся качества обслуживания многоквартирных домов, благоустройства дворов и общественных территорий, прозрачности счетов за жилищно-­коммунальные услуги и энергосбережения, а также получали представление о методах формирования облика городов, обновления общественных пространств и систем коммунальной инфраструктуры.
– На представленных жизненных примерах можно объяснить очень важные темы, заинтересовать молодых людей применять на практике полученные знания, вовлечь их в деятельность по улучшению городов, и в конечном счете – сформировать важные привычки и умения, необходимые в жизни. Такие задачи важно и нужно уметь решать: сначала на уроках, а затем и в реальной жизни – в каждой семье или на предприятии, – высказал свое впечатление о проектах ФРТ руководитель департамента развития одной из девелоперских компаний Андрей Пономарев.
Одним из ярких событий интерактивной площадки Общественного совета при Минстрое РФ в Екатеринбурге стал чемпионат по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА: Урбанистика», которая не имеет аналогов в мире. Она является частью проекта «Я – строитель будущего!» и не имеет аналогов в мире. В ходе прохождения игры студенты и школьники ознакомились с принципами разумного урбанизма, узнали, на какие пространства делится город и по каким важным критериям оценивается качество городского пространства, и самое главное – какие практические действия горожан приводят к позитивным изменениям.
– Игра «ЖЭКА» замечательная! В ней продумано так много разных аспектов, которые могут повлиять и в реальной жизни на обустройство города, – отметил один из участников чемпионата, учащийся одной из школ Свердловской области Кирилл Дудоров.

Полезный интерактив и встреча с героем
Еще одним реализованным проектом на интерактивной площадке «Я – строитель будущего!» стал диктант по энергосбережению – интер­активный тест, содержащий вопросы разного формата по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в сфере строительства и ЖКХ. Диктант собрал десятки студентов и школьников, позволив им не только проверить свои знания и навыки в этой области, но и понять, как грамотно потреблять энергетические ресурсы, экономить семейный бюджет и заботиться об экологии. Многие задания диктанта сопровождались ребусами, яркими картинками из видеофрагментов.
– Задания были интересными и мотивировали меня еще больше изучать проблемы сбережения энергии в быту, – отметил участник диктанта, ученик одной из школ Свердловской области Святослав Иванов.
Деловые игры и образовательные квесты по тематике ЖКХ и строительства Фонда развития территорий только за первые два дня работы Строительной недели посетили более 300 студентов и школьников; по итогам проведения игр и квестов состоялось награждение победителей памятными призами и подарками.
В итоговый, четвертый день работы Международной строительной недели в Екатеринбурге площадку «Я – строитель будущего!» посетил министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин. В это время школьники и студенты отвечали на вопросы «Цифрового ГТО», разрабатывали проекты для «Малоэтажной академии», решали квизы по лифтам и занимались сборкой БПЛА.
В учебных и образовательных мероприятиях активное участие принимали студенты Уральского колледжа строительства, архитектуры и предпринимательства, а также Екатеринбургского монтажного колледжа. С этими образовательными организациями в рамках строительного форума Общественным советом при Минстрое РФ были подписаны двухсторонние соглашения о сотрудничестве. Также площадку посетили ректор НИУ МГСУ Павел Акимов, директор по капитальному строительству Госкорпорации «Росатом» Дмитрий Волков. Урок лидерства, наставление на площадке участники получили от Героя труда СССР Ефима Владимировича Басина – легендарного строителя нашей страны.
Всего за все время работы интерактивной площадки в мастер-классах и квизах приняли участие более 500 детей. 

Ольга Гришина