10.10.2024

Депутат Госдумы РФ Мария Бутина: «Способность учиться – жизненно важный навык»

Марии Бутиной всего 35 лет, а пережить ей уже довелось столько, что событий хватит на несколько жизней вперед. В 2016 году она приехала учиться в США. Спустя два года ее обвинили… в политическом лоббизме интересов России и назвали иностранным агентом без регистрации. В апреле 2019-го Марию Бутину осудили и приговорили к 18 месяцам тюрьмы, причем содержали в суровейших условиях в карцере. В октябре того же года России удалось добиться ее освобождения, Мария вернулась в Москву.
О том, через что ей пришлось пройти и какие задачи она ставит перед собой сегодня, Мария Бутина рассказала журналу «Вокруг ЖэКа».

«Учитель – это мое призвание»
– Мария Валерьевна, кем вы мечтали стать в детстве? Можно ли сказать, что ваш путь в мир политики был закономерен? Или это случилось в силу обстоятельств?
– Назовите хотя бы одного человека, который мечтал бы стать политиком. Думаю, таких нет. В детстве я интересовалась историей. Когда у тебя две бабушки Маши, две учительницы – одна из них историк, вторая – географ, то и выбора особо нет – по первому образованию я учитель истории и обществознания. Учить – это мое призвание. Поэтому я постоянно веду уроки, занятия, читаю лекции. Для меня это отдушина. Я люблю это.
– Получается, наследственность повлияла на выбор профессии?
– Я сейчас занимаюсь глубоким исследованием своей генеалогии. И могу сказать вполне определенно, что мы действительно невероятнейшим образом повторяем то, что делали наши предки. Вы даже не представляете себе, насколько это так. Например, моя бабушка жила и училась в городе Орджоникидзе (ныне Владикавказ), свою фамилию Карнаушенко (это кубанские казаки) она поменяла на Бутину – по моему дедушке. По дедушкиной линии тоже оказалось, что все предки служили на охране государственной границы. Моя родословная уходит корнями к первым русским поселенцам в Сибири, кубанским казакам, которые попали туда во времена столыпинских реформ. Стоит ли после этого удивляться, что у меня военная дисциплина. Как говорится, из песни слов не выкинешь. Признавая наличие генетических заболеваний, мы почему-то отрицаем повторение судьбы. Но изучая корни, я поняла, что мы повторяем судьбу своих предков. Когда все элементы складываются воедино, начинаешь понимать, что все написано заранее. Политиком я стать никогда не мечтала. Первая и значимая для меня работа – директор школьного музея. Вернее, так: сначала я была лектором школьного музея, где пережила самое позорное, пожалуй, в своей жизни публичное выступление. Для выступления в школьном музее перед ветеранами Великой Отечественной войны я выучила речь наизусть. Там было много цифр про количество танков и самолетов. Я перенервничала и забыла это количество – стояла так минут пять и молчала. С тех самых пор я больше не учила речь наизусть, но решила, что мне надо продолжать быть лектором. Позднее меня назначили директором школьного музея. Там и началась моя политическая деятельность, когда ко мне в подчинение попали по два человека от класса. Однажды мы провели с ними отличную акцию – грустные школьные альбомы оформили цветочками, что отнюдь не порадовало руководство школы. А в педагогику меня затянуло с 5-го класса. Я очень хорошо училась, и наша учительница по математике Капитолина Петровна предложила вести мне факультатив. Я была по-настоящему счастлива, обретя эту профессию. И чем больше испытаний в жизни я прохожу, тем больше осознаю, что учитель – это мое призвание. Потому что я не могу не преподавать. Так же, как не могу не писать. Я пишу книги, потому что не могу этого не делать. На мой взгляд, в жизни не бывает ничего случайного.

«Я поняла, что не имею права страдать»
– В автобиографической книге «Тюремный дневник» вы описываете свой опыт выживания в экстремальных условиях тюрьмы, в том числе опыт пребывания в одиночной камере. Что вам помогло выдержать это испытание?
– Заключенные в тюрьме делятся на две категории. Первая – это потерявшие всякую надежду люди, которые говорят, что Бога нет или что он жесток, раз допустил с ними такую ситуацию. И вторая категория – это те, кто понимает, что надеяться им больше не на кого, кроме как на Всевышнего. Я отношусь ко второй категории.
Я жила там одним днем. Ставила перед собой задачу – утром встать и прожить еще один день. Не было ни «вчера», ни «завтра». Было только «сегодня». Проживаешь день, потом еще один. Только так. В этом плане мне очень сильно помог спорт, прежде всего бег. Я, например, не бегаю час. Я бегу 20 минут, еще 20 минут и еще 20 минут. Так же и в заключении – один короткий отрезок за другим. Подвиг один раз – это достойно и почетно, но вы попробуйте делать это каждое утро. Я бегаю и сейчас – у меня после пробуждения в 3:30 вот уже на протяжении 12 лет ежедневная пробежка по 12 км. Бег положительно влияет на когнитивные функции и здорово шлифует характер. Очень многое нам дается от родителей, в том числе здоровье. Мой папа – волейболист, бабушка гимнастикой занималась. Дома всегда была зарядка, зимой – лыжи. Как говорится, «спасибо зарядке – здоровье в порядке!», так у нас в семье было заведено. Но то, что дано нам изначально, испортить тоже легко, если начать неправильно питаться, вести деструктивный образ жизни и т.д. Лично меня никто не сможет заставить пойти в ночной клуб. Мне легче бегать каждое утро, чем пропускать дни. Каждый из нас может построить себе хорошие привычки и вогнать это в систему. Главное, чтобы рельсы, на которые мы встали, были правильные. Я за системность, которую можно и нужно использовать себе во благо. Если начнете делать одно и то же каждый день, то знаете, что произойдет с вашим мозгом? Он минимизирует стресс. Например, если ходить одним и тем же маршрутом, то мозг будет использовать эти моменты для перезагрузки.
– Вы провели 117 дней в карцере. Как удалось справиться с этим?
– Когда шел мой сто какой-то день заточения в бетонном карцере, я думала, что больше этого не выдержу. До сих пор мурашки по коже от воспоминаний. Одним из самых страшных там было даже не лишение сна… Меня длительное время будили каждые 15 минут, от бессонницы болел затылок, менялось свето- и звуковосприятие. Это делалось якобы для моей безопасности, а то вдруг умру во сне. Полный абсурд. Надзиратели постоянно проводили досмотры на предмет контрабанды, но какая контрабанда, если я четыре месяца находилась в одиночной камере! Хотя содержать человека в одиночке по всем международным нормам более 15 дней нельзя. После этого очень тяжело восстанавливаться. Я уже не говорю о том, что подолгу не давали пить. Я лежала в карцере и понимала, что меня могут никогда оттуда не выпустить. Все, ребята, я в эту игру наигралась и не могу больше… Но внезапно я ощутила неописуемое – стало открываться что-то вроде второго дыхания, как у бегунов. В голове зазвучали строки: «Нам нужна одна Победа…» И я поняла, что мой карцер – это ничто по сравнению с окопами Великой Отечественной войны. Ничто! Поэтому я не имею никакого права страдать. Это первое, что мне тогда помогло. А второе – это умение останавливать «словомешалку» в своей голове. В английском языке это называется monkey’s mind (мозг мартышки). В условиях карцера такие упражнения особенно актуальны. Ты не имеешь доступа к связи, не понимаешь, сколько прошло времени, день сейчас или ночь, что вообще происходит. Ты не знаешь, сколько еще продлится заточение – пять лет или десять. А может, вообще придется там умереть. В моменты отчаяния я применяла технику заземления. Я покажу ее прямо на вас. Сейчас подумайте, как вы сидите. Вам мягко или жестко? Холодно или жарко? Что вы ощущаете? Чувствуется ли ткань? Если об этом задуматься, ваш мозг начнет переключаться. Так же я использовала свой внутренний тренинг, который называется «ручеек». Так как я родом с Алтая, то представляла, что сижу возле горной реки, а мимо меня проносится водный поток. Все свои самые плохие, деструктивные мысли я мысленно складывала на большой осенний лист, и он вместе с водой утекал от меня прочь. Вы удивитесь, но это действительно работает. Ну и совсем уж экстренный способ для борьбы со стрессом – представьте себе большой пушистый красный шар и берите его руками. Ваш мозг не сможет думать две мысли одновременно, и у вас получится переключиться. Чтобы успокоить ребенка, который падает и коленку разбивает, мы используем методы переключения внимания, но не догадываемся, что подобным образом можно переключать и себя. Эти вещи так или иначе формируют характер.
В карцере я составила себе распорядок дня, все было распределено по часам. Часы можно было считать по проходящим каждые 15 минут надзирателям. Такая система позволила пережить мне тяжелые обстоятельства. Кстати, это пригодилось мне и позже. Когда я вернулась из тюрьмы, то сразу же попала в новую изоляцию – начался ковид. Что было делать? Решила помогать другим, давала рекомендации и советы, в том числе для читателей «Комсомольской правды». Многие вещи подробно описаны в моих дневниках, которые я вела в тюрьме и куда записывала свои травмы, это ни много ни мало полторы тысячи страниц. Я писала на всем, что получалось: туалетная бумага, обрывки материалов моего уголовного дела. Когда вернулась на родину, я просто взяла эти заметки и из них сформировала книгу «Тюремный дневник». К концу ноября запланировано переиздание книги с существенными дополнениями – как по тексту, так и по фотоматериалам. Особой изюминкой станет включение мультимедиа, которые можно будет посмотреть по QR-кодам – книга словно оживет для читателя. Также добавила часть с «советами бывалого» – это мои более полные рекомендации по выходу из стрессовых ситуаций. Презентация книги ожидается на международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fictioN. Так что не пропустите.
– Обладая настолько системным мышлением, к каким необычным открытиям и выводам вы пришли, находясь в тюрьме?
– Я вспоминала про условные и безусловные рефлексы, которые мы когда-то проходили в школе. Также стало очевидным, что принцип Парето («20% усилий дают 80% результата; остальные 80% усилий дают только 20% результата») работает везде. Представьте себе ситуацию: Флорида, 50 градусов жары. Затхлое помещение. Стены в тараканах. Полная помойка. Всемером мы работаем в крохотной комнатке, где нам в лицо швыряют подносы с непонятной жижей. Мы все в грязи, на коже прыщи от жары. После каждого приема пищи нужно было перемыть 900 грязных подносов. Тогда я стала ловить летящие в меня подносы и ставить их в стопку. Делала это на протяжении месяца. И что вы думаете? Проходящие мимо люди тоже начали складывать подносы в стопку. Так делало большинство, но 20% все равно швыряли в меня подносы. Это оказалось неперевоспитуемо.
Но главное – мой тюремный опыт научил меня ценить свою семью, свою малую родину и ценить то, что ты имеешь. Потому что в полной мере понять, как дорого то, что дано тебе свыше: видеть своих родителей, свою бабушку, сестру, обнять их – ты можешь только тогда, когда это теряешь. К счастью, для меня эта потеря оказалась временной.
«О Вятке можно ­говорить часами»
– Вы очень сильная духом, настоящая русская женщина, которая, как известно, и в горящую избу войдет, и коня на скаку остановит… Наверное, поэтому решили выступить режиссером документального фильма «Свое женское дело»? Расскажите об идее его создания.
– Меня вдохновили истории наших кировских женщин. Как в человеке одновременно могут уживаться предприниматель и благотворитель? Патриот и мама? Жена и защитник? Почему они – самодостаточные, успешные и богатые женщины – внезапно поняли, что сегодня главное дело их жизни – помогать другим? Идея документального фильма – ответить на эти вопросы. Показать женщин не только как хранительниц домашнего очага, но и как сильных, решительных личностей, готовых жертвовать своими интересами и перекраивать свое дело ради помощи тем, кто сейчас находится на передовой. За внешней красотой и изяществом наших героинь из Кировской области скрываются по-настоящему храбрые и преданные сердца. Они готовы на все ради своей малой родины и своих близких. В фильме нет актрис – здесь роли не играют, а проживают каждую минуту каждого дня.
– Вы депутат Государственной думы от Кировской области. В чем заключается специфика и потенциал развития этого российского региона?
– О Вятке можно говорить часами! А уж знать об этом регионе все – моя святая обязанность. Кировская область специфична уже только потому, что это крупнейший регион северо-востока России. А природные богатства и климат, как известно, во многом определяют практически все векторы развития региона – от промышленного до туристического. 66,0% территории Кировской области составляют леса, 27,6% – сельхозугодия. Неудивительно, что обработка дерева в регионе является промышленным флагманом. Причем получаемое сырье и изделия из дерева имеют высокое качество. Вятка обеспечивает страну продуктами химической промышленности. В Кирово-Чепецке находится филиал завода «Уралхим» – одно из крупнейших предприятий страны по производству минеральных удобрений. За счет обширных сельхозугодий у Вятки есть возможность развивать и пищевую промышленность. Регион кормит себя сам. Чего только стоят кировские хлебокомбинаты. Предприятия не только обеспечивают регион качественным хлебом и другими изделиями, но и ведут благотворительную деятельность. Яркий пример – Кирово-Чепецкий комбинат «ЧУДОХЛЕБ». Комбинат по первому зову откликнулся на беду в Курске и отправил гуманитарную партию продуктов собственного производства.
У нас в регионе есть необыкновенные туристические места. Даже бывалых путешественников они не оставят равнодушными, будьте уверены. Есть красивейшая турбаза близ города Котельнич – «Соколья гора». Там находится комфортный бутик-отель посреди хвойного леса, а также до сих пор ведутся раскопки останков парейазавров (род парарептилий, живших во времена пермского периода 265,1–251,9 млн лет назад. – Ред.) – мало кто знает, что есть всего два места в мире, где находят эти скелеты. На Вятке и в Южной Африке – и больше нигде.

«Все больше иностранцев хотят обрести в России Родину»
– Правда ли, что в последнее время иностранцы начали переселяться в российские регионы?
– Статистика показывает, что все больше иностранцев, разделяющих традиционные ценности, хотят обрести в России Родину. Если исключить Москву и Санкт-Петербург, то большинство из них для жизни выбирают Калининградскую область, затем – города Псковской области. Переезжают также в Краснодарский край и Белгородскую область.
– Почему переселенцы намеренно выбирают для жизни в России не столичные регионы?
– Очень часто в Россию едут фермеры, чтобы развивать свое хозяйство на плодородных землях, коими богата наша страна. Чаще всего для развития фермерства переселенцы выбирают Калужскую, Ивановскую или Нижегородскую области. Например, недавно в Нижегородскую область переехала замечательная семья из Канады. Аренд и Аниса Фейнстра приехали в Россию вместе с восемью детьми. Супруги Фейнстра – потомственные фермеры. Еще в Канаде занимались разведением овец, коз, кроликов. Приехав в Россию, семья рассматривала Калужскую и Костромскую области, но остановилась на Приволжье. В настоящее время семья ищет подходящую землю в Лысковском районе Нижегородской области для своей будущей фермы. Несмотря на юридические трудности, запрос на переезд в Россию растет. К нам потянулись граждане других государств, чтобы найти защиту от навязываемых в странах неприемлемых нарративов. Речь идет, в частности, о ювенальной юстиции, когда детей забирают из семей и отдают лицам нетрадиционной ориентации. Наша задача – помочь тем, кто ищет здесь дом, защиту и поддержку.

«Россия сегодня – как Ноев ковчег»
– Каким вы видите будущее международных отношений на ближайшую перспективу 5–15 лет?
– Однополярному миру как модели мироустройства осталось недолго. Все больше стран стремятся проводить независимую политику, исходя из своих национальных интересов. Россия от этого только выиграет. В этих условиях у нашей страны благоприятные шансы усилить и закрепить наши позиции, у нас ведь все для этого есть – огромные ресурсы, в том числе человеческие. Этим потенциалом важно грамотно распорядиться. В плане ценностной и культурной политики мы сейчас как никогда близки к нашей исторической миссии: Москва – третий Рим. По сути, Россия сегодня – как Ноев ковчег, на котором люди могут спастись от нетрадиционных ценностей, навязываемых неолибералами. И не только спастись, а построить здесь будущее своих семей. Практика переселений нам не в новинку. Вспомните историю, когда из Европы и Азии в Россию бежали от религиозных гонений и войн. Экономическая нестабильность в XVII–XVIII веках толкала европейцев на миграцию в Россию, что оборачивалось выгодой для обеих сторон. Россия вновь стала выстраивать политический курс на привлечение высококвалифицированных специалистов и их семей для жизни и работы в нашей стране – недавно был подписан соответствующий президентский Указ. Число таких семей за последние полтора года увеличилось кратно, и мой прогноз – их будет больше. В сочетании с развитием экономики и технологий это позволит России занять достойное место в формирующемся многополярном мире.
– Что в ваших ближайших планах?
– В планах большая работа, связанная прежде всего с правовой помощью переселенцам. Ежедневно в МИД и электронную приемную депутатов Государственной думы обращается множество иностранцев и россиян, желающих переехать в Россию или просто вернуться домой, на историческую Родину. Передовиком этого процесса является Германия – 31%, далее – страны Прибалтики: Латвия – 25%, Литва – 8%, Эстония – 6% и, как ни странно, Италия – 4%. Те проблемы, которые мы реально можем решить, стараемся решать в ручном режиме и оказывать адресную поддержку. Текущей задачей для нас является сбор данных для статистики, которая в дальнейшем поможет нам принимать необходимые меры для адаптации миграционного законодательства для переселенцев из дальнего зарубежья. Большинство из них – образованные, высококвалифицированные специалисты, которые хотят трудиться на благо России, но сталкиваются с массой преимущественно бюрократических и юридических препятствий. Так что в одном только этом направлении предстоит колоссальная работа.

«Способность учиться – жизненно важный навык»
– Вы много работаете с молодежью. Какой совет вы можете дать подрастающему поколению?
– В нашем быстро меняющемся мире способность учиться – жизненно важный навык. На мой взгляд, это основополагающее умение, которое поможет достичь успеха во многих сферах жизни. Вот несколько советов: изучайте информацию разными способами, найдите свои сильные стороны в обучении и используйте их, научитесь управлять своим вниманием и правильно структурировать новые знания. В карцере у меня был доступ исключительно к религиозным книгам. Их приносили в основном на английском языке, но откуда же я могла знать церковную терминологию? Тогда я стала подчеркивать незнакомые слова и выписывать их в словарь, чтобы потом по десять слов, как нас учили, заучивать. И построила целую систему, как делать такие переводы. Отдельно я записывала вопросы, которые собираюсь задать священнику, фиксировала цитаты из Священного Писания, список мест, которые хотела бы посетить, и храмы. Это все меня очень поддерживало в то время, после прочтения книг я даже потом увлеклась искусствоведением и иконописью. Говорили, что у меня какая-то специальная военная тренировка и я суперсекретный шпион. Но это обычное советское образование. Спасибо советской школе и учителям, которые пробудили во мне интерес к получению новых знаний.
– Какие основные принципы воспитания молодого поколения вы используете в своей деятельности?
– Если вы сами будете вести себя не так, как советуете им, то дети это сразу поймут: они – как рентген, все видят и считывают. Поэтому, если дети вам задают вопрос, кем вы мечтали стать в детстве, то надо отвечать им честно. «Я мечтала стать продавщицей мороженого, чтобы постоянно его есть. Но потом реальность показала, что постоянно есть мороженое нельзя, потому что простудишь горло. И вообще есть бесплатно его не получится, если ты продавщица». И так далее… Поэтому первый и главный принцип – это личный пример. Если рассказываешь детям про здоровый образ жизни, то будь добр сам быть здоровым и выглядеть соответствующим образом. И если рассказываешь детям о том, что много читаешь, то будь готов рассказать им о том, какие книги ты недавно прочел. И второе. Я понимаю, что мы сейчас очень любим играть в игру «Давайте детям разрешим все». Это неправильная игра. Иначе это похоже на «Давайте разрешим детям просто бесконечно есть мороженое и никогда не есть суп». Ребенок всегда будет хотеть есть мороженое и конфеты, но мы же не разрешаем ему этого делать. То же самое и в воспитании. Воспитатель должен быть оправданно строгим, а учитель – прежде всего воспитатель.
У нас вообще образование отличается от обучения. В Америке education – это обучение, что означает передачу знаний из уст в уста. А когда мы говорим об образовании, то подразумеваем создание образа. Это более объемное понятие, связанное с совершенствованием самого человека, расширением кругозора и доведением полученных навыков при обучении до более высокого уровня. Поэтому каждый учитель у нас еще и воспитатель. К сожалению, зачастую родители, вмешиваясь в образовательный процесс, разрушают авторитет учителя, а потом удивляются, почему у них ребенок не учится. Крайне важным видится вернуть авторитет и властные полномочия учителям.
Третье, что следует учесть, – это единство и взаимосвязь компонентов воспитательного процесса. Обучать детей нужно начинать с детского сада. Сегодня вместе с Роскачеством мы проводим работу по выработке ГОСТа на детские игрушки. Ведь игрушка – это программа к действию. Возможно, вы замечали, когда выходит какой-то детский фильм, то выпускают игрушки – Винни-Пуха, Чебурашку и др. У ребенка появляется сценарий, по которому нужно играть. Ребенок должен играть в нормальные игрушки, через них он учится быть любознательным человеком. Иначе мы отбираем у него самое основное – тягу к познанию. «Будьте как дети» – так сказано в Библии. Я поддерживаю «Разговоры о важном» в школе, веду их сама. Это те же классные часы. Без них в школе вообще нельзя. Считаю нужным доработать уроки труда. Вспоминаю с любовью свои – девочки шили, пекли. То есть ребята должны работать руками. Это очень важно и помогает потом в жизни. Детям стоит разрешать работать на пришкольном участке без специального согласия родителей. Я также являюсь сторонником возвращения системы распределения. Если ты учился за государственный счет – будь так добр, три года отработай. Важно предоставить ребенку возможность поработать по специальности. Многие ведь уходят из профессии, даже не попробовав. Эти принципы обучения и наставничества я считаю важными.
– Чем вы можете сегодня гордиться?
– Для учителя нет ничего счастливее и важнее, чем видеть, что те люди, в которых ты вкладываешь свои знания и передаешь им свой опыт, применяют их на практике. Педагог всегда стремится оставить часть себя в учениках, не жалея сил и творческого воодушевления, старается вложить в души и умы своих воспитанников сокровища навыков и знаний. Гордиться я могу именно своими учениками, поскольку знаю, что в каждом из них есть зерно, которое спасет нашу страну.
– Какой самый ценный совет вы получали в жизни, кто и когда вам его дал?
– Мой папа. У моих родителей были большие сомнения по поводу выбора моей ­политолого-педагогической специальности. Кто такой политолог – тогда мало кто знал. Сфера политики виделась одной из наиболее сложных с точки зрения профессиональной реализации. Это сейчас уже более-менее определились, что это политтехнологи, политменеджеры. А тогда еще непонятно было. У меня было несколько вариантов для поступления. Я очень хотела пойти на юридический. Готовилась, множество тетрадок исписала. И в итоге мне не хватило буквально двух баллов до поступления на бюджет в Алтайский государственный университет. Учиться на платном было проблематично, и случилось так (наверное, это Божье провидение!), что в итоге я смогла пройти на факультет политологии, о чем я никогда не жалела.
И у меня состоялся серьезный разговор с папой, который не мог тогда понять, почему я выбрала эту специальность. Он дал мне очень ценный совет: сказал, что, где бы я ни была, где бы ни училась, я должна быть самым лучшим студентом и никогда не быть обычной. Его слова стали пророческими. Папа очень хотел, чтобы я закончила университет с красным дипломом, в итоге у меня их три и три разных специальности. Я считаю, что родители должны задавать ребенку как можно более высокую планку. Именно они закладывают все самое важное, самое главное – ориентиры, установки, те представления и опоры, с которыми ребенок будет взрослеть и жить всегда. У моего отца красный диплом, и я за ним тянулась. И тянусь за своей мамой, которой, по моему мнению, нет равных в писательском деле. 

Беседовала Ольга Гришина