10.07.2024

Право на воду

Водопроводная вода всегда должна быть чистой, без запаха и вкуса. Так записано в санитарных правилах и нормах, принятых в Российской Федерации (а именно в СанПиН 2.1.4.1074-01). За качественное водоснабжение мы ежемесячно платим приличную сумму, и если из крана вдруг потечет непонятная жидкость, можно справедливо возмущаться. Ржавая, загрязненная вода может пойти из труб после проведения ремонтных работ или из-за того, что «внутренности» водопровода проржавели.

Когда принимать меры
В том случае, если вода ненадлежащего качества подается на протяжении длительного времени, имеет смысл потребовать от управляющей компании исправить ситуацию и произвести перерасчет оплаты за этот вид услуги. Однако подобные перерасчеты производятся очень редко, несмотря на действующий Приказ Минстроя России от 04.04.2014 №162/пр «Об утверждении перечня показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, порядка и правил определения плановых значений и фактических значений таких показателей». В документе сказано, что факт несоответствия температуры горячей воды установленным требованиям определяется на основании сообщения от потребителя в соответствии с «Правилами…», утвержденными Постановлением Правительства №354.
Просто жалоба на некачественную воду, высказанная в адрес представителей управляющей компании по телефону, не является для контролирующих органов доказательством. Слабо помогает и бумажное заявление. Подтверждением поставки воды, не соответствующей нормам СанПиН 2.1.4.1074-01, может быть только заключение полномочной инстанции. Частный вызов сотрудников какой-либо сертифицированной лаборатории обойдется гражданам недешево. Можно немного сэкономить, если самостоятельно сделать забор некачественной жидкости и отвезти ее на исследование.

Организация комиссии
Учтите, что во избежание обвинений в фальсификации забор воды на анализ надо производить в составе комиссии.
Прежде всего необходимо в обязательном порядке уведомить представителей компании, которая управляет многоквартирным домом, о возможном нарушении качества предоставляемых услуг (в данном случае водопроводной воды). Сообщение может быть сделано потребителем в письменной форме или устно (в том числе по телефону) и подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой. При этом потребитель обязан сообщить свои фамилию, имя и отчество, точный адрес помещения, где обнаружено нарушение качества коммунальной услуги, и вид такой услуги.
Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем сообщение потребителя (фамилию, имя и отчество), номер, за которым зарегистрировано сообщение потребителя, и время его регистрации. Затем, согласно пункту 108 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества коммунальной услуги. Время проведения проверки в случаях, указанных в настоящем пункте, назначается не позднее двух часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества коммунальной услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
Если в оговоренное время представители управляющей компании и (или) поставщика воды не пришли, приглашайте председателя или кого-либо из членов совета своего многоквартирного дома, зовите соседей (желательно не меньше двух), произведите забор воды с учетом приведенных выше рекомендаций и составляйте акт.
В акте проверки указываются дата и время проведения забора, выявленные визуальные отклонения от естественного цвета, запаха, консистенции водопроводной воды. Указывайте, что емкость с набранной жидкостью была опечатана наклейкой с подписями членов комиссии. Желательно перевозку и сдачу емкости в лабораторию также осуществлять в сопровождении двух-трех свидетелей, которые могли бы подтвердить в суде факт аутентичности набранной и сданной на анализ воды.
Если в ходе проверки между участниками возникли разногласия, то в акте определяется порядок проведения дальнейшей проверки качества воды и любой участник проверки вправе инициировать проведение независимой экспертизы качества спорной коммунальной услуги.
Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу лиц, участвующих в проверке, подписывается ими (их представителями). Один экземпляр передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.
При уклонении кого-либо из заинтересованных участников проверки от подписания акта проверки такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами.

Правила забора проб на анализ
В качестве тары желательно использовать стерильную емкость объемом 1,5–2 л. В крайнем случае подойдет стеклянная или пластиковая бутылка из-под простой бутилированной воды. Не используйте дезинфицирующие средства для промывки тары – это может повлиять на результаты анализа. Можно лишь ополоснуть тару из-под того крана, из которого потом будет осуществляться забор воды для исследований.
Порядок набора воды:
1. Откройте кран. Подождите 5–10 минут для того, чтобы слить из трубопровода застоявшуюся воду.
2. Набирать воду надо так, чтоб она стекала по стенке емкости и не бурлила, т.к. в противном случае жидкость будет насыщаться кислородом и в ней возможны химические реакции, искажающие исходную картину.
3. Тару заполняют по самое горлышко, чтобы не допустить образования воздушной пробки и, соответственно, реакции с воздухом в процессе транспортировки.
4. Воду необходимо доставить на анализ в лабораторию в течение двух часов.

Нарушителей под суд
Как сказано в Постановлении Правительства РФ от 06.01.2015 №10 «О порядке осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды» (вместе с «Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды»), оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, житель, в квартиру которого подавалась некачественная вода, с полным правом может потребовать от своей управляющей компании перерасчета и дополнительно взыскать в судебном порядке материальный и моральный ущерб. 

Александр Шарашкин