Русский комикс: от райка до графического романа
В московском Медиацентре «Зарядье» прошла выставка «Комикс-миссия. Эволюция рисованных историй в России», посвященная отечественному комиксу Эволюция рисованных историй в России», посвященная отечественному комиксу.
Только непосвященные люди могут заявить, что комиксы изобрели на Западе. Вообще-то даже наскальные рисунки первобытного человека можно смело отнести к разряду комиксов: там везде есть последовательность статичных картинок.
Как бы то ни было, выставка позволила подробно проследить историю зарождения и развития этого жанра художественного творчества в нашей стране. В качестве точки отсчета, правда, берутся не времена неолита, а более-менее цивилизованный XVI век с его Лицевым летописным сводом Ивана Грозного и ярмарочными картинками-райками.
В старину по базарам и площадям часто ходили мужики со специальным деревянным коробом – косморамой. В ней на особых валиках были накручены свитки с рисунками, посмотреть на которые можно было через специальное увеличительное стекло. Картинки были яркие и образные, а пояснения к ним неграмотному люду за лишнюю копеечку озвучивал сам хозяин развлекательного устройства.
Чаще всего на райках изображались какие-нибудь сценки из Библии, иллюстрировались мудрые притчи или важные исторические события, вроде очередной войны с турками или Наполеоном. Такое развлечение было довольно популярным на Руси вплоть до второй половины XIX века. Позднее оно трансформировалось в лубочное искусство, а затем перешло в привычный нам журнальный вариант. Кстати, организаторы выставки в «Зарядье» воссоздали почти точную копию косморамы, и любой желающий может почувствовать себя средневековым горожанином, заглянув через «слюдяное оконце» в своеобразный телевизор XVI века.
Идея – образ – мем
Чем больше ходишь по залам экспозиции, тем больше убеждаешься, что приписываемое современной молодежи «комиксовое мышление» – это скорее социологический феномен, чем культурологический. Общаться с помощью образов и рисунков люди начали очень давно и не прекращают это делать даже сегодня – меняются только форма и инструменты подачи. Раньше это были в основном бумажные носители, сейчас – электронные. Любимые многими современные «мемы» в том или ином виде существовали всегда. Например, невероятно популярный в советские времена иллюстрированный сатирический журнал «Крокодил» формировался в основном именно по этому принципу. Был у него и детский аналог: издававшийся с 6 декабря 1936 года развлекательный журнал «Сверчок». Его главный редактор, поэт Николай Олейников, часто называл его «журналом с веселыми картинками для маленьких ребят». С ним сотрудничали такие известные авторы как Сергей Михалков, Самуил Маршак, Даниил Хармс. Правда, самого Олейникова арестовали и расстреляли в 1937 году «за антисоветскую пропаганду», но журнал сохранился и превратился в очень популярное в СССР детское издание «Веселые картинки», которое сегодня с ностальгией вспоминают все люди старшего поколения. Кстати, знаменитый логотип для этого журнала в виде букв-человечков придумал известный советский художник-концептуалист Виктор Пивоваров.
Картинки на белой стене
Особенно много посетителей на выставке обычно собирается в разделе, посвященном советским диафильмам. Для молодежи это диковинное развлечение прошлого, для людей постарше – повод поностальгировать. По своей сути диафильмы – это все тот же комикс, только на пленке, для просмотра которой требовался особый проектор. Так как в первую очередь они были рассчитаны на детей, то как и в комиксах, в них всегда было очень мало текста, но невероятно много талантливых и запоминающихся иллюстраций. Над ними работали лучшие художники-аниматоры своего времени: Ремир Столяров, Владимир Кутлинский, Хаим Аврутис и другие. Сегодня самая большая коллекция оцифрованных диафильмов хранится в фондах Российской государственной детской библиотеки.
Современные хиты
«Взять на вооружение все лучшее и создать на его основе что-то оригинальное, свое», – этот негласный рецепт успехов китайских бизнесменов более пятнадцати лет назад применили авторы отечественных комиксов, сегодня уже ставших классикой. Благодаря невероятно успешной экранизации всем сегодня хорошо известен мегаположительный майор МВД Игорь Гром из альтернативной реальности. Отечественный супергерой с легкостью расследует самые загадочные дела и неоднократно спасает от гибели весь мир. Не менее запоминающийся образ отечественного комикс-героя (точнее, героини) – специальный агент Ника Чайкина по прозвищу Красная Фурия. Все эти и многие другие проекты разработаны и созданы авторами одной из старейших российских команд, работающих в этом жанре – студии Bubble (англ. «пузырь»).
Стихи и рисунки
По своей сути экспозиция «Комикс-миссия» в «Зарядье» – это, наверное, первая концептуальная попытка познакомить зрителя с комикс-индустрией в качестве неотъемлемой части нашей великой культуры. Одна из экспозиций называется «Поэты Серебряного века: графический роман». Рисованная история раскрывает перед нами малоизвестные страницы трагической судьбы поэта Николая Гумилева, например его неожиданное путешествие в Африку: по официальной версии – с исследовательскими целями, по неофициальной – из-за неразделенной любви.
Супруге поэта Анне Ахматовой посвящается другой раздел: «Ахматова. 6 историй», в котором удивительным образом переплетены стихи, короткие комментарии и авторские иллюстрации. По мнению организаторов экспозиции, о поэзии можно и нужно говорить в формате комикс-историй. Это самый универсальный язык, знакомый нам с раннего детства, неосознанную любовь к которому мы проносим через всю нашу жизнь.
Универсальный язык
Пожалуй, сложно найти в столице другую такую выставку, которая в равной степени была бы интересна как взрослым, так и детям, школьникам и студентам. Экспозиция «Комикс-миссия. Эволюция рисованных историй в России» – это своеобразная машина времени, с помощью которой можно легко отправиться во времена Ивана Грозного, подробно познакомиться с работами советских художников и стремительно умчаться в неизведанные миры нейроарта. Здесь собраны все лучшие образцы отечественной комикс-индустрии за последние 30 лет, а с учетом богатой предыстории – и за все 150.
Находясь в настоящем, можно было заглянуть в будущее с помощью современных интерактивных технологий. Специальная зона студенческих экспериментов факультета дизайна и медиакоммуникаций Института общественных наук РАНХиГС позволяет пользователю с помощью VR-очков в буквальном смысле оказаться внутри комикса, что неизменно производит неизгладимое впечатление даже на самых искушенных зрителей.
Осматривая экспозицию, внезапно осознаешь, насколько богат, емок и универсален язык комиксов. Он был хорошо известен нашем предкам, легко доступен нам и очень хорошо понятен детям. Даже наш стремительно меняющийся мир ничего не может с этим поделать.
Андрей Пучков