09.10.2023

Аргуновы: крепостные самородки

В российской истории не так много фамилий, представители которых на протяжении сразу нескольких поколений с неизменным успехом занимались бы живописью, скульптурой, строительством и архитектурой. Человек, хоть немного разбирающийся в истории отечественного градостроения, в первую очередь может вспомнить профессиональные династии Растрелли, Бенуа и Быковских, в основном работавших в Санкт-­Петербурге. Более начитанные припомнят семейные кланы Жилярди, Штакеншнейдеров и Шервудов, очень много сделавших для украшения Москвы. И только истинные знатоки российской истории сразу же назовут фамилию Аргуновых, трудами которых было возведено немало выдающихся зданий в обеих столицах.
Такая несправедливая избирательность вполне объяснима. В отличие от многих «приглашенных специалистов», представители этой известнейшей в прошлом русской фамилии больше ста лет являлись крепостными зодчими князей Черкасских и графов Шереметевых. Любуясь сегодня архитектурой шереметевских усадеб в Кусково или Останкино (Москва), проезжая мимо графского дома на Фонтанке или Музея театрального искусства (Санкт-Петербург), следует помнить, что все эти общепризнанные архитектурные достопримечательности были созданы трудом и стараниями сразу нескольких поколений талантливых зодчих-­самородков, о нелегкой судьбе которых, к сожалению, сегодня уже мало кто помнит.

Не тот Аргун, что течет
Интересно происхождение самой фамилии Аргуновых. Вопреки напрашивающемуся выводу, она не имеет никакого отношения к одноименной реке, протекающей по территории современной Чечни. Согласно толковому словарю В.И. Даля, аргунами в прошлом было принято называть плотников и столяров во Владимирской губернии. Выходит, что со строительным делом предки знаменитой династии были хорошо знакомы уже очень давно. Примечательно, что сами братья Аргуновы в начале ХVIII века писали свои фамилии через заглавную букву «О», а их дети всего несколько десятилетий спустя уже предпочитали ставить переделанную на латинский манер подпись – Arguno.
Вообще с исторической идентификацией картин и скульптур крепостных Аргуновых дела обстоят не очень хорошо. В различных музеях России и ближнего зарубежья значатся несколько десятков полотен, которые считались их творениями, но при более тщательном анализе авторство не подтвердилось. В то же самое время картины других известных мастеров, в том числе и иностранных, при реставрации вдруг оказываются копиями, выполненными руками талантливых русских живописцев.
Некоторые искусствоведы придерживаются версии, что графы Шереметевы (отец и сын) сознательно использовали фамильный дар Аргуновых для создания копий известных полотен, которые они впоследствии щедро раздаривали соседям, друзьям и знакомым. Публичного скандала они не боялись: во-первых, фамилия Шереметевых значила тогда очень много; во-вторых, они никогда прямо не утверждали, что подаренные картины – это подлинники; а в-третьих, графы были совершенно уверены в высочайшем уровне мастерства своих крепостных художников.

Корни славного рода
Начало истории этой интересной семьи очень похоже на сказку. Жили-были в начале XVIII века в имении князей Черкасских трое двоюродных братьев Аргуновых: Семен Михайлович, Иван Петрович и Федор Семенович. Старший из них – Семен Михайлович Аргунов, долгие годы был главным управляющим всеми княжескими московскими имениями. Во многом благодаря его покровительству смогли полностью раскрыться таланты его родственников, которые не только не посрамили фамилию, но и вписали свои имена в золотой фонд российского культурного наследия: Иван в изобразительном искусстве, а Федор – в архитектуре и зодчестве.
Доподлинно известно, что Федор Аргунов был отдан в обучение плотницкому и строительному делу по тем временам довольно поздно – в 11 лет, однако буквально через четыре года он получает должность «подмастерья канцелярии от строений», а еще десять лет спустя в имениях семьи Черкасских он уже отвечает за проведение всех без исключения строительных работ. Было ему в тот момент чуть больше 25 лет.
В целом, судьба всех братьев складывалась для своего времени предсказуемо, но в 1743 году древние и богатые дворянские рода Шереметевых и Черкасских решили породниться. В качестве приданого невесты жених получил огромные земельные наделы и около 70 тыс. душ крепостных, в числе которых оказались и все Аргуновы. Как тогда говорилось, «с семьями, чадами и домочадцами».

Первые среди первых
О Шереметевых следует рассказать особо. К середине XVIII века в Российской империи не было фамилии известнее и богаче, за исключением разве что только самого императорского дома Романовых. Соратник Петра I, герой Полтавской битвы, генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, получив в 1706 году первый в истории России графский титул, стал основателем новой династической ветви, слава которой не угасала вплоть до начала ХХ века.
Его сын Петр Борисович больше проявил себя на гражданской службе, будучи сенатором и оберкамергером. Любимец Екатерины II умел развлечь царицу различными диковинными представлениями и хитроумными затеями, в устройстве которых не последнюю роль играл его молодой управляющий имением в Кусково – Федор Аргунов, который параллельно успевал заниматься строительством. Достаточно сказать, что очень многие самобытные строения в этой красивейшей усадьбе были спроектированы и возведены при непосредственном участии Федора Семеновича. В их числе Главный дом, Кухонный флигель, Оранжереи и, конечно, знаменитый парковый Грот.
Были в кусковском имении и другие зодчие, в том числе известные иностранцы, но сам граф Петр Борисович Шереметев во всех своих письмах и уставных документах указывал в качестве главного архитектора своего подмосковного имения именно Ф.С. Аргунова.
В 1758 году граф отправил проявившего себя с лучшей стороны крепостного архитектора в Санкт-Петербург перестаивать фамильный особняк на Фонтанке (Фонтанный дом), который стараниями Аргунова превратился в образец русской городской усадьбы середины XVIII века – его принципы будут копироваться и воспроизводиться еще многие десятилетия спустя. По мнению специалистов по истории архитектуры, уникальный аргуновский стиль очень легко узнаваем благодаря гармоничному сочетанию традиционного барокко с многочисленными декоративными элементами в стиле рококо, часть из которых искусно рисовалась на стенах и потолках помещений.
К сожалению, почти сразу же после завершения основных строительных работ в 1768 году в возрасте 52 лет Федор Аргунов внезапно заболел и скоропостижно умер, не оставив наследников мужского пола.

Русский Рафаэль
Была у богатого царедворца, мецената и жизнелюба графа Петра Борисовича Шереметева одна отличительная черта – он умел видеть в своих крестьянах таланты. Когда все Аргуновы перешли в его собственность, внимание графа привлек двоюродный брат его нового управляющего Иван, которому в тот момент только-только исполнилось 16 лет. Молодой человек сразу показал себя настолько талантливым живописцем, что по личному распоряжению графа был немедленно определен в ученики к работавшему в тот момент в России известному немецкому портретисту Георгу Грооту. У своего учителя Иван Аргунов в полной мере перенял всю западноевропейскую манеру живописи и сумел в своих работах гармонично соединить иностранную технику с русской иконописной школой, что сделало все его картины оригинальными и неповторимыми. К середине XVIII столетия Иван Петрович уже является широко известным портретистом в обеих столицах. Многие высокопоставленные друзья и знакомые графа Шереметева постоянно обращались к нему с просьбой разрешить воспользоваться услугами его крепостного художника. Следует отдельно отметить, что самостоятельно браться за выполнение любого заказа такой художник не мог. Прежде всего он обязательно должен был «всенижайше просить дозволения на работы» у своего господина.
Творческое наследие Ивана Аргунова широко и разно­образно. Помимо многочисленных парадных портретов Шереметевых, Черкасских и других известных дворянских фамилий, он создал целую галерею запоминающихся образов, многие из которых заложили основу будущей самобытной русской портретной школы, которая полностью разовьется только в начале следующего XIX века. К числу самых ярких творений мастера специалисты традиционно относят «Портрет неизвестной в русском костюме», написанный в 1784 году и хранящийся сегодня в Государственной Третьяковской галерее. Картина буквально пронизана жизнью, достоинством и грациозностью образа простой женщины из народа. Последние исследования позволяют с большой долей вероятности утверждать, что на этом классическом полотне изображена крепостная актриса шереметевской труппы Анна Изумрудова-Буянова.
Последние годы своей жизни великий художник уже мало занимался творчеством. В 1788 году Петр Шереметев назначил его одним из управляющих своего многочисленного имущества. В обязанности Ивана Петровича входили присмотр за усадьбами, организация праздников и развлечений, а также хранение фамильных драгоценностей. Все эти занятия не оставляли ему времени заниматься живописью. Начал сказываться и возраст. Современники отмечали, что в определенный момент зрение художника ослабло настолько, что в последние годы жизни он уже не мог самостоятельно читать деловые бумаги. Несмотря на это, в должности управляющего он продолжил служить графам Шереметевым вплоть до самой смерти в 1802 году, всю свою жизнь оставаясь крепостным.

Новое поколение талантов
В случае с Аргуновыми крылатое выражение о том, что на детях гениев природа отдыхает, явно не сработало. Все три сына Ивана Петровича проявили свои творческие способности еще в раннем детстве и продолжили нести нелегкую долю крепостных художников и зодчих.
Старший сын Ивана Аргунова Павел, как и двое его младших братьев, первые уроки живописи получил у своего отца, но по своей натуре оказался более предрасположен к архитектуре и зодчеству. Когда граф Николай Петрович Шереметев после кончины отца решил построить в Останкино новую фамильную усадьбу, которая сочетала бы в себе все лучшие черты Кусково, но в то же время была бы еще и полноценной театральной площадкой, своим главным советником он назначил именно Павла Аргунова. Без преувеличения можно сказать, что неповторимое убранство и продуманность Останкинского архитектурного ансамбля – заслуга старшего сына Ивана Петровича. Начиная с 1795 года он буквально жил в усадьбе, постоянно следя за ходом строительных работ. К сожалению, талантливый архитектор и строитель умер очень рано, в 1806 году, в возрасте 38 лет.
Средний сын Ивана Аргунова Николай полностью пошел по стопам отца и посвятил себя портретной живописи. После смерти старшего брата часть его обязанностей по благоустройству усадьбы в Останкино перешла именно к нему. До наших дней дошло не больше тридцати выполненных им портретов и картин. Граф Шереметев очень высоко ценил творческие способности молодого Аргунова и в своем завещании дал ему вольную. Два года спустя после освобождения, в 1818 году, заслуги Николая Ивановича Аргунова были признаны и Российской Академией художеств, которая избрала его своим академиком.
Младший из братьев Аргуновых Яков также обладал заметными художественными способностями, но прославился не как художник-портретист или архитектор, а как иллюстратор. Его гравюры и рисунки стали украшением таких книг, как «Деяния знаменитых полководцев и министров Российской Империи» Бантыш-Каменского и академического труда «История Малороссии». Позже Яков Иванович долгие годы работал учителем рисования и графики в Первом Московском губернском училище.
К сожалению, ни у одного из братьев не оказалось наследников мужского пола и на Якове Аргунове знаменитая творческая династия окончательно прервалась. У дочерей Аргуновых тоже были дети, обладающие различными творческими талантами, но это уже совсем другие фамильные истории.

Андрей Пучков