10.07.2023

Светлана Забелина: «Наша цель – помочь ­студентам найти счастье в труде, созидании и творчестве»

В наше изменчивое время, когда ключевые образовательные постулаты меняются буквально каждое десятилетие, когда учебники устаревают быстрее, чем их успевают публиковать, а самым используемым источником знаний стала «Википедия», работникам педагогической сферы не позавидуешь. На них лежит огромная ответственность по выбору вектора обучения и формированию здорового мировоззрения у молодого поколения. Причем касается это всей отечественной школы – начальной, средней и высшей.
О ключевых проблемах современного образования и трудностях подготовки будущих строителей, урбанистов, архитекторов и дизайнеров городской среды мы поговорили с ректором Автономной некоммерческой организации высшего образования «Московский информационно-технологический университет – Московский архитектурно-строительный институт» (МИТУ-МАСИ) Светланой Забелиной.

«Детей нужно учить бережно»
– Светлана Алексеевна, уже много лет ведутся споры о том, каким должно быть наше образование и когда лучше всего начинать учить детей. Кто-то считает, что еще в детском саду, кто-то – в средней школе, а иногда вообще звучат радикальные предложения не перегружать детей слишком уж серьезными знаниями вплоть до поступления в институт. Каково ваше мнение по этому вопросу?
– Мое мнение традиционное. Я считаю, что начинать учить детей надо как можно раньше. Тем более что детская природа этому способствует. Им все любопытно и интересно. В то же время учить в детском возрасте надо довольно бережно и с любовью к ребенку, соблюдая режим дня: с одной стороны, все показывать и объяснять, с другой – не передавить, потому что может наступить пресыщение. Чем больше у ребенка векторов развития, чем больше он будет получать опыта, тем обширнее в конце концов в его сознании будет картина окружающего мира.
– Получается, очень большая ответственность в этом вопросе ложится на дошкольные образовательные учреждения и семью.
– Естественно. В семье и в детском саду ребенку даются те базовые ценности, в том числе моральные и этические, с которыми он дальше живет всю свою сознательную жизнь. Первый опыт встречи с творчеством и искусством, с трудом и со спортом, знакомство с природой и фундаментальными понятиями – что такое хорошо и что такое плохо, все это закладывается именно тогда.
В школе ребенок уже осваивает предметные дисциплины и учится ответственности, взаимодействию со сверстниками и командной работе, а также умению принимать рекомендации по улучшению тех или иных своих качеств. Объективная самооценка очень важна, равно как и вера в свои возможности. Ребенок должен уметь правильно воспринимать критику и проходить через определенные точки роста, спокойно принимая объективную информацию о своем уровне освоения тех или иных знаний и навыков. В свою очередь, это требует особого мастерства от детских педагогов, их умения сформировать доверие, выявить и помочь раскрыть способности каждого ребенка, научить учиться и привить любовь к знаниям.
– В общем, главная трудность, где взять хороших педагогов-наставников…
– Наставник очень важен – такой, который помогает школьнику научиться принимать решения и брать на себя ответственность, бережно направляет его и готовит к взрослой жизни. При этом от наставника требуется особое мастерство, ведь если ребенок находится в жестких рамках установки «наставник – ученик», то он может и остаться в роли послушного исполнителя. Лидерами становятся те, кто еще в детстве смогли развить в себе эти качества. Лучше всего здесь помогают дворовые игры, благодаря которым дети учатся общению, командной работе, примеряют на себя разные роли и находят свое место в социуме. Нельзя обесценивать важность этих моментов в жизни ребенка равно как и знакомства с мировой классикой детской художественной литературы. Активные игры на природе, туристические походы, выезды в летние детские лагеря, кружки инженерного и художественного творчества, знакомство с искусством, всевозможные секции и спорт, все это закаляет и развивает человека. В век цифровизации современному ребенку гораздо сложнее стало развивать лидерские качества при живом общении, чем это было в прошлом. Современные дети замечательно умеют общаться в социальных сетях, а вот с личным общением у многих возникают проблемы. Поэтому наравне с мотивацией к саморазвитию, творчеству и получению широкого круга знаний необходимо уделять большое внимание развитию в ребятах навыка командной работы и взаимовыручки – ведь только так можно достичь результата в решении той или иной задачи.

«Не бывает бесталанных людей»
– Можно ли сказать, что сейчас идет процесс формирования нового вида российской высшей школы, которая включает в себя все лучшее, что было раньше?
– Советская образовательная система – это, конечно же, эталон, на который надо ориентироваться и где следует черпать вдохновение. При этом мы понимаем, что люди изменились и требуются новые подходы к обучению с учетом вызовов нашего времени. Даже через внеаудиторную деятельность мы пытаемся вовлекать студентов в решение практических и творческих задач. Участие в экологических, патриотических, волонтерских проектах позволяет развивать им в себе организаторские и коммуникативные навыки и расширить кругозор. Наша цель – помочь нашим студентам найти счастье в труде, созидании и творчестве, успешно реализоваться в профессии, найти единомышленников и принести пользу своей семье, своей Родине. Любовь к труду можно привить только через практический опыт работы в избранной области, первые маленькие победы, признание и осознание того, что твои знания и навыки востребованы.
Ранняя профориентация – это большое счастье. Здорово, когда в университет поступают ребята, сделавшие осознанный выбор будущей профессии. Зачастую выбор за ребят делают их родители и в этом случае важно на начальном этапе помочь студентам в самоопределении, чтобы по жизни они занимались тем, к чему у них лежит душа. Поэтому мы с первого курса стараемся вовлекать их в практическую деятельность, и если вдруг становится понятно, что изначально выбранное направление студенту не подходит, – это не трагедия. Значит, подходит другое, ведь главное – найти свое призвание и споткнувшись, подняться и идти дальше. Мы стараемся показать все грани развития в профессии и даже на первом курсе проводим встречи с работодателями, которые рассказывают о том, каких специалистов они ждут на работе, выезжаем на профильные предприятия и в музеи.
Важно, чтобы студенты понимали, что мы их поддержим, даже если они поняли, что выбранное направление не то, о чем они мечтали. Благо МИТУ-МАСИ – очень мнопрофильный вуз. Я глубоко убеждена, что не бывает бесталанных детей. Каждый из нас рождается с какими-то способностями и миссией. И в каждой области человеческой деятельности есть много векторов развития: хоть в строительстве, хоть в архитектуре, хоть в сфере ЖКХ. Надо только дать студентам базу, а потом помочь найти и выбрать свой правильный вектор, полюбить свою область знаний и стать в ней настоящим профессионалом. Чем раньше молодой человек найдет свой путь, тем лучше для всех.

«Спрос на профессионалов растет»
– Как вы считаете, какие профессии будут особенно востребованы через 5–10 лет?
– Профессионалы в своей области нужны будут всегда. И чтобы оставаться востребованным, особенно в эпоху цифровизации, необходимо постоянно повышать свою квалификацию и учиться новому, так как в ближайшее время будут особенно востребованы специалисты на стыке дисциплин, то есть обладающие компетенциями в разных областях. Технологическая революция и появление новых изобретений влияли на уклад жизни людей, одни профессии исчезали им на смену приходили новые и выживали те, кто умел адаптироваться к новым технологиям и мог анализировать ситуацию и решать задачи современными инструментами. Для вуза взаимодействие с работодателем при подготовке специалистов становится жизненно необходимым. При таких быстрых изменениях только интеграция в задачи отрасли и кооперация с работодателями и разработчиками программного обеспечения может позволить готовить востребованных специалистов.
Например, сейчас в МИТУ-МАСИ открылось студенческое бюро МОСТИМ, где по заданию Департамента строительства Москвы и совместно с профильными специалистами и разработчиками студенты решают задачу по оцифровке объектов федерального значения. При этом современный выпускник строительного вуза и колледжа должен обладать навыками практической общестроительной работы. Понимая это, мы стараемся параллельно давать нашим студентам рабочую специальность, а также вовлекаем ребят во всевозможные созидательные проекты, в том числе проекты комитета общественных связей Москвы и конкурсы президентской платформы «Россия – страна возможностей». Уже на первом курсе студенты-строители вступают в движение «Волонтеры капремонта» и вместе с преподавателем-экспертом и наставником участвуют в мероприятиях по контролю выполнения работ в рамках капитального ремонта в многоквартирных домах Москвы.
Также при МИТУ-МАСИ создан стройотряд «Молот», входящий в Молодежную общероссийскую общественную организацию «Российские студенческие отряды», куда мы также мотивируем вступить наших студентов. Работая в стройотряде, ребята получают рабочие профессии и зарабатывают свои первые деньги. Именно через опыт практической трудовой деятельности молодой человек начинает по-новому смотреть на мир, понимать объективные сроки выполнения тех или иных задач, их трудоемкость и учится работать в команде. Вообще наш мозг так устроен, что очень многое мы осознаем, только пощупав руками. Это касается не только строителей, художников, скульпторов и музыкантов – так происходит практически в любой сфере человеческой деятельности.
– Какова роль комфортного окружающего пространства для формирования образованного и энергичного строителя будущего?
– Окружающее пространство формирует сознание и влияет на работоспособность и концентрацию внимания, это доказанный научный факт. Такая среда должна быть комфортной, информативной, экологичной – все эти факторы, вместе и по отдельности, очень сильно влияют на психоэмоциональное состояние студентов, на их работоспособность. В нашем университете сформирована особая развивающая культурно-­образовательная среда, которая направлена на формирование у ребят правильного вкуса и определенного уровня культуры. Например, у нас на стенах в коридорах можно увидеть репродукции картин известных художников, в лифтах всегда играет классическая музыка. Историю искусств и мировую художественную культуру студенты изучают в музейном пространстве, где собраны подлинники всемирно известных художников и копии произведений из музеев мира. Все это так или иначе влияет на формирование мироощущения человека, его восприятие искусства и красоты и является большим подспорьем для преподавателя. Ведь роль педагога в обучении будущих специалистов первостепенна. Насколько сильно они сами знают и любят свой предмет, насколько глубоко погружены в проблематику, настолько же сильно во все это будут вовлечены и студенты.
– А в чем вы видите вашу главную задачу?
– Наша главная задача – ввести молодых людей в профессию, помочь им раскрыть свои таланты и обрести друзей, найти себя, работу мечты и поверить в свои силы. Абитуриенты, поступая в вуз, не всегда знают о том многообразии возможностей самореализации в отрасли строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, дизайна и информационных технологий, которые им предстоит освоить и постичь. Студенты начинают открывать для себя этот мир только в процессе обучения и только тогда начинают понимать, насколько это все интересно и многогранно. В процессе общения с опытными преподавателями, в ходе прохождения разнообразных практик они осознают, насколько нужны нашей стране как будущие молодые специалисты и профессионалы, которые будут строить наше будущее.
– Несколько слов о дальнейшем развитии вашего вуза.
– У нас настрой на расширение и максимальную интеграцию университета в задачи отрасли. Мы видим, что спрос на квалифицированные кадры для сферы строительства и ЖКХ в разы превышает предложение. Наши студенты очень востребованы и легко находят себе работу еще до получения диплома. Стране нужны специалисты практически по всем областям. В этом году мы запустили программы «Экономика в строительстве», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Геодезия», а также магистерскую программу «Реставрация и реконструкция объектов культурного наследия». Еще планируем открывать новый учебный кампус в районе Сокольников. Специалисты в области строительства, ЖКХ и архитектуры всегда востребованы.
Это вечные, благородные и самые созидательные профессии. Сейчас карьерный рост в строительной отрасли просто фантастический. Когда я смотрю на профессиональные успехи наших выпускников, то не перестаю радоваться, насколько быстро они растут в своей области и как быстро шагают по карьерной лестнице. Конечно, такой рост происходит только у тех, кто постоянно совершенствуется и учится, кто неустанно работает над собой и повышает свою квалификацию. Очень важна универсальность: если специалист в строительной сфере вдобавок отлично разбирается в экономических вопросах и владеет инструментами технологии информационного моделирования, его ценность на рынке труда многократно повышается и дает ему огромные возможности для карьерного роста.

«Любое падение – это опыт»
– Позвольте личный вопрос: какой предмет у вас был самым любимым в школе?
– Меня всегда очень вдохновляли история, мировая художественная культура и русская классическая литература – повезло с педагогами, которые любили свои предметы. В общем, я классический гуманитарий, но это не мешает мне глубоко погружаться во все направления учебного процесса, которые есть у нас в университете. Это же качество дает мне возможность хорошо увязывать различные дисциплины и направления подготовки между собой. В нашем университете мы все время пытаемся найти межпредметную связь и организовать взаимодействие студентов разных направлений подготовки. Например, архитекторов и строителей, экономистов и реставраторов, дизайнеров и психологов. Сейчас мы приходим к выводу, что над одной темой дипломного проекта должны работать команды, состоящие из студентов-специалистов смежных направлений подготовки. Как известно, в работе приходится взаимодействовать со специалистами разных профессий, и чем раньше студенты этому научатся, тем лучше.
– Что вы пожелаете вашим будущим абитуриентам?
– Я бы пожелала всегда следовать к намеченной цели, никогда не расстраиваться из-за неудач и вставать на ноги, если вдруг оступился и упал. Любое падение – это опыт, переход на следующий уровень. Без таких моментов невозможен никакой личный рост. А еще необходимо всегда быть честным с сами с собой и беречь честь смолоду, ведь в любом деле репутация очень важна. Мечтать масштабно и прилагать усилия к реализации своей мечты и не позволять душе лениться. У поэта Николая Заболоцкого есть про это замечательные строки:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! 

Беседовал Андрей Пучков