Артем Монахов: «Чтобы построить хороший город, нужно вкладываться интеллектуально»
Всероссийская слава пришла к ученику московской школы №939 Артему Монахову в марте 2019 года, сразу после 14-минутного участия в популярной передаче о талантливых детях «Лучше всех!» на Первом канале. На телезрителей 12-летний школьник, грамотно рассуждающий о проблемах современной урбанистики, будущем российских городов и на память знающий все основные серии многоэтажных жилых домов, произвел неизгладимое впечатление. За Артемом сразу же закрепилось прозвище «юный архитектор».
«Детские мечты не покидают»
– Артем, несколько лет назад, участвуя в одной известной телепередаче, ты рассказывал о своих архитектурно-строительных увлечениях. За прошедшие три-четыре года твои представления принципиально изменились?
– Детские мечты не покидают меня до сих пор. Тогда и сейчас мне нравится мыслить комплексно и глобально, поэтому мне хочется строить города. С моим взрослением идеи в чем-то «приземлялись» – я постепенно постигал, какие подводные камни могут встретиться на пути их воплощения. Но я все равно увлекаюсь градостроительством – моей мечтой и целью остается строительство новых городов и создание в них удобной среды для жителей.
– Расскажи о своем участии в съемках документального сериала «Сценарии жизни», премьера которого состоялась 26 мая на очередной выставке «АрхМосква».
– В конце лета 2022 года меня пригласили для участия в съемках «Сценариев жизни». Сериал рассказывает о развитии и облике российских городов, а также о человекоцентричном девелопменте. Во время съемок я смог пообщаться и обменяться идеями с девелоперами и действующими специалистами строительной отрасли, посмотреть на реализованные и строящиеся объекты. Мне удалось побывать в нескольких городах России: Кирове, Ижевске, Ульяновске, Пензе и Казани. Там я оценил работу региональных застройщиков. Участие в проекте принесло мне ценный опыт и полезные знакомства. Первые серии выйдут уже этим летом.
– В последние два года ты был членом Детского совета при Общественном совете Минстроя. Насколько полезным было участие в его работе и что это дало лично тебе?
– Мне нравится состоять в Детском совете и принимать участие в его работе – это действительно интересно. За прошедшее время мы посетили множество интересных мероприятий, в том числе прослушали большое количество полезных лекций. Мы работали со студией архитектуры и дизайна «ФА-САД» – разрабатывали и представляли свои проекты. Также запомнились интересные и увлекательные онлайн-лекции по урбанистике и жилищно-коммунальному хозяйству. Были и выездные мероприятия. Например, в январе этого года побывали в Санкт-Петербурге, где была очень насыщенная программа с посещением большого количества интересных мест. В том числе были на заводе «Метеор», который производит лифты. А еще нас знакомили с устройством дамбы, защищающей город от наводнений, и это очень важное сооружение для нашей северной столицы.
– А какие отношения сложились с другими участниками Детского совета?
– В этом еще одна причина, по которой мне нравится принимать участие в работе Детского совета Минстроя. Там я встретил ребят, ставших моими единомышленниками и друзьями, ведь они тоже увлекаются вопросами развития современных городов. Мы общаемся и за пределами проводимых мероприятий. Я очень рад этому, потому что общение в среде заинтересованных ребят позволяет обсудить важные для меня вопросы.
– Теперь ты стал экспертом Детского совета. Расскажи, в чем заключается произошедшее изменение?
– За время участия в работе совета я повзрослел и немножко опасался, что в скором времени придется его покинуть. Но была добавлена роль эксперта, которая позволила мне продолжить пребывание в нем. Это новая ступень – теперь не только предлагаю свои проекты, но в какой-то мере могу оценивать то, что предлагают другие. Но вообще эксперт – это почти то же самое, что и другие члены Детского совета, просто постарше возрастом и поопытнее.
– Вы чаще встречаетесь очно или по большей части это дистанционные мероприятия в онлайн-формате?
– Заседания в очном формате бывают нечасто, но выездные мероприятия с участием ребят из Детского совета проходят регулярно. Мы ежегодно посещали выставки «АрхМосква», а тематические онлайн-конференции проходили совсем часто. Были очные встречи в летнем лагере МГСУ, где тоже проходили интересные лекции и показ различных экспериментов. Это в своем роде знакомство с вузом. Кстати, сейчас я уже начал готовиться к поступлению именно в МГСУ.
«По поводу самокатов нужна дискуссия»
– Предлагаю от общих вопросов перейти к конкретным примерам. Если сложить площадь крыш многоквартирных домов в наших городах, то получится огромная цифра неиспользуемых пространств. Можно ли придумать способы полезного освоения плоских крыш в многоэтажных домах?
– Это довольно больная тема для многих строителей. Климатические условия нашей страны не очень сопутствуют созданию эксплуатируемой кровли, потому что перепад летних и зимних температур слишком велик. Зарубежный опыт эксплуатации крыш очень привлекателен, но нам он не подойдет для массового использования. За обслуживание и поддержание таких проектов пришлось бы слишком дорого заплатить и осуществлять постоянный уход в плане зимней очистки от снега, содержания садовников и так далее. Во всяком случае, это не первоочередной вопрос на сегодняшний день. Во время съемки сериала я побывал в казанском 19-этажном жилом комплексе «Арт-Сити», где как раз посмотрел на пример эксплуатируемой кровли в виде террасы. Мне, конечно, очень понравилось, но это, скорее, экзотика и пока останется ею в ближайшее время.
Эксплуатируемую кровлю уместно делать на некоторых общественных зданиях, пример этому – московский торговый центр «Каширская Плаза». А в жилых зданиях следует чаще использовать мансарды и кровли скатного типа вместо плоских поверхностей. Это рационально с точки зрения экономики и эстетики.
– В последние десять лет много говорилось о создании удобной инфраструктуры для передвижения по городу на велосипедах. Можно ли сказать, что мы продвинулись в этом направлении?
– Я сам заядлый велосипедист и люблю передвигаться на велосипеде в том числе на далекие расстояния. Поэтому вижу происходящие изменения, когда катаюсь по городу. Мне с другом случалось проезжать по 40 км в день – от спального района на окраине города до Кремля и обратно. Есть разные районы и территории – где-то ехать удобно, а где-то не очень. В центре и парковых зонах действительно удобно передвигаться на велосипеде, там есть велодорожки и повсеместно сделаны пологие съезды с тротуаров. Проблемной можно назвать территорию Третьего транспортного кольца и прилегающие к ней промышленные зоны с очень узкими тротуарами, что мешает езде на велосипедах. Зачастую на некоторых участках вообще нет тротуаров и приходится ехать по проезжей части, прижимаясь к правой стороне дороги. В целом всю зону от внешней стороны Садового кольца до Третьего транспортного надо комплексно облагораживать – в частности, это касается и возможности комфортной езды на велосипедах.
– Следует ли ограничивать передвижение на электросамокатах, ведь количество их наездов на пешеходов постоянно увеличивается?
– Необходимо принимать законы по ограничению скоростных возможностей передвижения на самокатах. Надо продавать самокаты с уже ограниченной скоростью, чтобы снизить аварийность в пешеходных зонах городской среды. В любом случае в этой области требуются меры контроля и регулирования. Я был в Амстердаме, где наблюдается гармония между пешеходами и велосипедистами. Там действуют строгие нормы закона – если пешеход сбит на велосипедной дорожке, то виноват он сам, так как эта зона не предназначена для ходьбы. И наоборот – если велосипедист совершил наезд в пешеходной зоне, то он будет отвечать за это и выплачивать положенные денежные средства. Общественное сознание должно измениться в пользу соблюдения установленных норм. На велосипедных дорожках приоритет движения за велосипедами, на тротуарах – за пешеходами. Что касается электросамокатов, то их тоже следует как-то ограничивать, а конкретные способы этого надо выработать в результате общественной дискуссии.
«Новые решения — основа созидания»
– Сейчас в основном выдвигаются проекты по развитию уже существующих городов. Насколько в наше время, с твоей точки зрения, перспективно строительство новых городов и других населенных пунктов с нуля?
– Построить город – это очень сложная задача. После участия в съемках сериала я отчетливо понял это. Начинать проектировать город надо не с архитектурного плана, а с продумывания его экономики и определения самой концепции – с понимания, зачем нам вообще его строить. Затем нужно продумать логистику и транспортную связь с другими населенными пунктами. Город – это не только постройки, а еще и развитая система автомобильного, железнодорожного и авиационного сообщения. Хорошие города, в которых будет нравиться жить людям, можно построить и в холодных регионах Сибири, просто надо учитывать условия климата и другие особенности. Необходимо прилагать усилия и вкладываться не столько деньгами, сколько интеллектуально.
– А есть ли у нас практические возможности для строительства новых городов?
– Зачастую мы не производим некоторые базовые материалы, которые необходимы для строительной отрасли, и современные санкционные трудности должны нас подтолкнуть к налаживанию производств внутри страны. Великая страна должна производить всю номенклатуру необходимых отрасли материалов, начиная от гвоздей и заканчивая электроникой. В XXI веке могущество страны должны показывать инженеры, инженерные решения, созидательная деятельность – все это признак цивилизации. Человек стал человеком благодаря своему труду, который направлен на создание каких-то благ. Новые решения в строительной отрасли – это одна из основ подобного созидания. Я очень расстраиваюсь, когда отечественные строительные компании обращаются к услугам зарубежных архитектурных бюро, потому что у нас в стране большое количество талантливой молодежи, которая нуждается в практической реализации своих проектов. Почему бы им не поручить выполнение этих заказов?
Беседовали Виктор Кудинов и Андрей Пучков