11.05.2023

Искусство как лекарство: театр избавляет от алкоголизма, а музыка снимает боль

О мощной и позитивной силе искусства рассказывает известный российский режиссер, педагог, психолог, автор учебника «Психотерапия для всей семьи», профессор Российского государственного гуманитарного университета Александр Савостьянов.

Чтение во имя здоровья
– Александр Иванович, среди направлений современной прикладной психологии заслуженное место отводится арт-терапии, то есть психологической коррекции с помощью искусства. Это правда помогает?
– Сейчас уже доказано, что музыка, театр, литература, живопись, кино действительно лечат, если пациент готов воспринять их в таком качестве. Арт-терапия – наука о лечении искусством в самом широком смысле, ибо искусство имеет множество проявлений и средств реализации. Например, мы привыкли, что книга – источник знаний. Но не только… Книга, содержащая примеры разрешения того или иного конфликта личности, сюжетно и морально близкая человеку с проблемой, уже несет в себе элементы исцеления. «Лечебница для души» – было написано на фронтоне библиотеки в древних Фивах. Прошли века, и современная психология определяет библио­терапию «как форму психологической диетики», важный инструмент для осуществления целой программы психического здоровья.
Франсуа Рабле был первым врачом, который прописывал литературу больным (в частности, свой роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»). Книги могут быть как успокаивающими, так и стимулирующими средствами. А многим знаком и снотворный эффект иной книги.
Екатерининский вельможа Григорий Потемкин еще в ХVIII веке пользовался чтением в лечебных целях – то есть занимался библиотерапией. Во время приступов меланхолии он просил читать ему вслух «Четьи-Минеи», а иногда и сам читал этот сборник житий святых.
Известный советский физиолог П.В. Симонов написал интересную брошюру «Болезнь неведения», где развенчал напрасные страхи и симптомы больных неврозами, которым кажется, что болезнь их сложная, неизлечимая. Данная книга на наших глазах излечивала невротиков, ибо обесценивала кажущуюся значимость их недуга, отвлекала от болезненных переживаний. Видимо, можно лечить не только введением в организм больного лекарств, но и положительной информацией. И все-таки согласитесь, что многим врачам проще выписывать больному рецепт на транквилизаторы, чем найти для него подходящую книгу.
– Почему так важно, чтобы пациент сам был заинтересован в поиске того или иного связанного с искусством терапевтического средства?
– Опыт показывает, что вследствие инерции человеческой психологии врачебные поучения подчас оказываются неэффективными. Почерпнутые же самостоятельно и из высоко­авторитетных источников, те же мысли действуют значительно эффективнее. Больные, в частности, алкоголизмом не воспринимают «лобовые атаки» и нравственные сентенции родственников и знакомых, но серьезно задумываются, увидев отрицательные стороны пьянства через судьбу других. Небесполезным оказывается чтение повести Джека Лондона «Джон – ячменное зерно», автобиографически рисующий период хронического алкоголизма, от которого впоследствии избавился сам автор. В качестве примера таких, к сожалению, единичных книг мы можем указать и на книгу Георгия Шошмина «Возвращение к жизни».
Конечно, хронический пьяница, прочитав «Джона – ячменное зерно» или «Возвращение к жизни», не становится сразу же поборником трезвости. Однако он и не подозревает, что сам процесс чтения не только повлиял на его мировоззрение, но уже и воздействовал на зрительный анализатор мозга. Известно, что есть люди, воспринимающие на глаз лучше, чем на слух. Именно на них внушение психотерапевта не производит достаточного впечатления, если врач предварительно не записал свою речь на бумаге и не показал ее пациенту.

Целебная драматургия
– Можно ли сейчас привести один из конкретных примеров положительного характера?
– Как-то я получил письмо из Рязани – автор, прочитав мою статью об аутогенной тренировке в одном из журналов, просил помочь воздержаться от выпивки. На всякий случай, почти не надеясь на успех, я послал ему несколько формулировок самовнушения. Третий год продолжается наша переписка, а заочный пациент зарок свой держит и не пьет.
А как любят многие больные дотошно вчитываться в истории болезни излечившихся! Они чувствуют, что подобное чтение повышает веру в выздоровление, заставляет по-настоящему задуматься над необходимостью изменить прежний образ жизни и поведения.
– Наше подсознание, в отличие от сознания, не обладает критичностью. Зная об этом, следует ли в первую очередь работать с подсознанием пациентов?
– На основании изучения физиологии зрительного анализатора профессоры И.З. Вельвовский и М.Е. Марков разработали метод видеопсихотерапии, с помощью которого можно воздействовать на человека подсознательно, используя подпороговую подачу лечебной информации. Точно так же на подпороговом уровне информация может подаваться и на слуховой анализатор с помощью специальной записи. Сумма внушений, синтезируемая мозгом, и порождает эффект выздоровления, достигнутый, казалось бы, помимо воли больного.
Не так давно мексиканские полицейские занялись производством особых фильмов. Прежде чем задержать пьяного на улицах столицы, они «увековечивают» его поведение на пленке, а наутро показывают эту картину протрезвившемуся алкоголику. Задержанный оплачивает съемку из своего кармана, а фильм смотрят все его родственники, приглашенные в полицию. Ну, а коль и это не помогает, фильм пускают на экраны кинотеатров Мексики. Прием, отлично рассчитанный с точки зрения психологии. Ведь сам алкоголик чаще всего не считает себя пьяницей: «не дебоширю», «не пропиваю вещи…». Но когда он видит свое непотребное состояние, ему делается жутко.
– Кто еще применял подобные приемы в работе с зависимыми от алкоголя лицами?
– Основоположник психодрамы (лечение театром) Якоб Морено сделал фильм, наглядно показывающий алкоголикам вред спиртного, дабы те прекратили «упражняться в безумии». Кадры, отснятые в психиатрической клинике, зафиксировали, как обезумевший алкоголик мечется в белой горячке, сражается с чертями и т.д. Морено заметил, что демонстрация этой ленты группе алкоголиков вызвала у них «терапевтический шок», облегчивший лечение.
Создатель психодрамы основывался на тезисе Аристотеля об очищающем действии искусства на людей. В лечебном театре больному в зависимости от терапевтических показаний отводится та или иная роль. Театр позволяет импровизировать, а значит, раскрепощает творческое начало.
Вот обычное распределение ролей в лечебном театре:
– главный герой – Н., проб­лема которого и разыгрывается;
– протагонист – вспомогательная добропорядочная роль, идеал, к которому стремится Н.;
 лицо, помогающее Н. отыскивать правильную линию поведения;
– отрицательный персонаж, как бы отталкивающий Н. от себя;
– наконец, арбитр ситуации.
– А что делается на сцене при проигрывании такого спектакля и каков ожидаемый результат?
– Основные приемы лечебного театра – смена ролей, их дублирование каждым участником-актером, техника близнецов – когда актер играет себя в прошлом, настоящем и будущем. Например, можно поручить играть необщительного и скромного человека самоуверенному и эгоцентричному больному, а общительного и претенциозного – застенчивому, мнительному человеку. Так постепенно в процессе игры у больного изживаются старые болезненные стереотипы поведения. Но лечебный театр – не обязательно действие. В простых случаях это и диалоги, и монологи с комментариями присутствующих или психотерапевта.
Психогигиенический театр используется и для регулирования взаимоотношений супругов. Их обучают спорить и ссориться так, чтобы не оскорблять друг друга. Эти формы работы с больными проводит в последнее время вильнюсский врач А. Алексейчик.

Анестезия от Бетховена
– Насколько действенно использовать в качестве терапии музыкальные произведения?
– Музыка – едва ли не древнейшее средство воздействия эмоции на психику человека. Различные музыкальные лады еще в давние времена вызывали у человека то или иное настроение: александрийский – торжественность, неспешность, лидийский – грусть, фригийский – отвагу, смелость (имелись и другие, но это тема для отдельной беседы). Еще великий Авиценна использовал действие музыки с отвлекающей и обез­боливающей целью.
Современные американские дантисты доказали пользу применения музыки в целях анальгезии при зубной боли. Хирурги-дантисты под звуки музыки производят удаление зубов. Голландские акушеры рекомендуют роженицам классическую, безмятежную музыку в качестве успокаивающего и расслабляющего мышцы средства.
Отмечено положительное влияние музыкотерапии на душевнобольных: пациенты освобождаются от гнетущих эмоций, замкнутые, болезненно недоверчивые и подозрительные люди растормаживаются, у них создается ощущение спокойствия, непринужденности, защищенности от окружающей обстановки, снижается враждебная настроенность, поднимается настроение. Корректируются даже некоторые черты характера – такие как ворчливость, злобность, привычка паниковать или хныкать по всякому поводу.
Для лечения некоторых нервно-психических расстройств создана «музыкальная фармакология». Бетховенский «Хор пилигримов» снимает пере­утомление и головную боль, «Карнавальная прелюдия» Дворжака – депрессию, тоскливость; ода «К радости» Бетховена – меланхолию…

Витамины духовного роста
– Значит, различные направления искусства действительно могут сыграть значительную роль в работе с психологическими недугами, а задача психолога – подобрать нужный именно этому пациенту инструментарий?
– Лев Толстой определил искусство как высшее проявление человеческого могущества. Человек может быть сильным, волевым, могущественным. Но для этого он должен приобщаться к «витамину духовного роста». Вот почему в борьбе за духовное здоровье человека искусство и наука (в частности, психологическая), соприкасаясь друг с другом все теснее, становятся путеводителями по сложному запутанному лабиринту жизненных трудностей и противоречий. При помощи психологических арт-техник специалист помогает пациенту найти выход из сложившейся негативной ситуации.
Литовский писатель Э. Межелайтис заметил: «Если тебе больно, пусть слово писателя еще сильнее бередит рану, счастье воссияет через само­внушение… Литература помогает человеку переносить боль и вместе с тем помогает очиститься от зла». Это справедливое замечание относится ко всем видам искусства. Неслучайно Гете писал, что ничем другим нельзя так хорошо отгородиться от мира, как искусством, и в то же время ничто так крепко не призывает к миру, как то же искусство.
Использовать некоторые виды искусства можно и привлекая пациентов к участию в художественной самодеятельности. В этом случае лечебная информация действует по иным эмоциональным каналам, чем убеждение, апеллирующее к сознанию или сознательности. Последнее у алкоголиков не очень-то высоко развито, а зачастую и скомпрометировано негативными обстоятельствами их личной биографии.  

Беседовал Виктор Кудинов