11.05.2023

Хорошие соседи – комфортные дома

Какова история организаций жителей в нашей стране, в чем их смысл? Каковы их полномочия и как регулируется их деятельность? Об этом мы беседуем с кандидатом политических наук, аналитиком Центра технологических инноваций Института социально-­экономического проектирования НИУ ВШЭ, руководителем общероссийского проекта «Добрые соседи», федеральным координатором ежегодной всероссийской акции «Международный день соседей» Сергеем Кузнецовым.

По закону и желанию
– Сергей Александрович, на какую нормативно-правовую базу следует опираться при создании тех или иных сообществ жителей на местах?
– Для читателей следует пояснить, что мы имеем в виду под сообществами – это группа людей, имеющих общие интересы. Говоря о той или иной территории, мы говорим о жилищных соседских сообществах. На их базе часто появляются организации жителей, формы которых мы знаем и в работу которых вовлечены: советы домов, товарищества собственников жилья (ТСЖ) и органы территориального общественного самоуправления (ТОС).
Также есть сообщества, которые существуют без всякой нормативно-правовой базы. Основание для их активности – желание людей, их нахождение в общей точке проживания, то есть территориальный признак, не требуется никаких особых разрешений. Что касается официальных организаций жителей, нормативная база существует уже много лет. Их можно условно разделить на жилищные и территориальные организации.
В многоквартирных домах возможно создание Совета многоквартирного дома и ТСЖ. В Жилищном кодексе РФ не указано иных форм объединения жителей для управления своими домами.
Среди организаций, от которых зависит жизнь территорий, самые популярные – это комитеты территориального общественного самоуправления (КТОС; неправильно называть их просто ТОСами, так как самоуправление – это явление, а организационной формой этого явления являются комитеты или иные органы). Основным кодифицирующим нормативным актом по многоквартирным домам является Жилищный кодекс РФ, где прописаны все основные моменты жизни дома.
Если многоквартирные дома находятся на территории большого КТОСа, то он занимается территорией, а вопросы ЖКХ с управляющей компанией по Жилищному кодексу решают собственники – при участии и поддержке Совета многоквартирного дома.
Следует подчеркнуть, что образование КТОСа не отменяет возможности наличия Совета дома. Проще говоря, функционирование многоквартирного дома регулируется Жилищным кодексом, а все, что на территории двора и микрорайона, – вотчина КТОС, регламентируемая ФЗ-131 («Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
– Какие еще бывают виды организаций жителей и чем они отличаются?
– В разных регионах России есть много давно существующих объединений, созданных по территориальному признаку – дворовые, уличные комитеты и прочие. Но они не зафиксированы в упомянутой мной «большой тройке» – ТОС, ТСЖ, Советы домов. Есть дворовые, уличные, садовые, гаражные и даже погребные товарищества – образованные еще в 1970-х годах, которые существуют и по сей день. Такое товарищество наблюдал в городе Глазове, где жители продолжают заботиться о принадлежащих им погребах. Это примерно как автомобили с советскими номерами – для встраивания в сегодняшнюю систему надо привести все в порядок и актуализировать.
– Есть ли региональная специфика в работе с организациями жителей и в чем она проявляется?
– Наша страна очень большая, и от региона к региону мы видим разные подходы к региональной нормативной базе. Много где существуют городские или региональные нормативно-­правовые акты, которые могут касаться деятельности КТОСов. Так, в некоторых муниципалитетах Архангельской области по местному городскому законодательству поддержку из местного бюджета могут получить только КТОСы с образованием юридического лица. Регистрироваться они могут как с образованием юридического лица, так и без него, но если хотят иметь возможность получать поддержку на местном уровне, им необходимо соответствовать требованиям законодательной базы региона. Такая же ситуация на Сахалине, где адресные субсидии КТОСам по нескольким программам дают при условии их оформления как юридического лица.
Примером региональной истории могут служить самарские «умки» – управляющие микрорайонами (УМ). Это штатные единицы в районных администрациях городов Самарской области, которые следят за благоустройством территорий, аварийными ситуациями, контролируют пресечение незаконной уличной торговли и т.д.
На этом поле существуют еще и другие организации, которые помогают в развитии и работе объединений жителей. Ресурсные центры, фонды развития местных сообществ – это отдельные некоммерческие организации, объединяющие различные возможности и помогающие организациям собственников жилья. Все они действуют в интересах развития конкретного населенного пункта или определенной территории.
Кроме этого, отдельно надо сказать о сельской местности. На уровне деревень и поселков активно действуют сельские старосты. Их задача чуть иная, нежели у председателей КТОСов, но в целом мы говорим о той же координации жизни локальной территории и систематизации добрососедских отношений, чтобы все слышали друг друга и участвовали в жизни родного села.

Инициатива снизу
– Обозначены ли обязательные должности в том или ином виде упомянутых организаций? Может ли один и тот же человек совмещать различные должности в разных организациях жителей?
– С одной стороны, председатель Совета дома может быть и председателем Совета КТОС, но вообще это организации с разным функционалом. Если говорить о Совете многоквартирного дома, то его руководитель должен быть собственником, и выбирают его остальные собственники этого дома. Инструкции для Совета дома законодательно прописаны, в отличии от КТОСа. Председатель актива КТОС избирается по установленному регламенту и должен иметь отношение к территории. Например, если человек работает в местном общественно значимом учреждении (школе, библиотеке или поликлинике), то он, конечно, имеет отношение к территории. 
В среднестатистическом совете дома актив редко превышает пять человек, хотя при необходимости могло бы быть и больше. В ТОСах тоже нет ограничений по количеству членов актива. Бывает так, что на территории расположены десять домов и председатели советов этих домов входят в правление ТОСа.
А вот с ТСЖ совсем другая история. Оно может быть организовано на территории КТОСа и сотрудничать с ним в вопросах развития территории. И руководство этого ТСЖ может одновременно входить в актив КТОС. Все внутренние вопросы там еще более структурированы, нежели в совете дома, и связаны с особым порядком. В ТСЖ, как правило, есть бухгалтер и ответственный за техническую часть. В целом в активе КТОС должны быть люди, которые имеют отношение к локальной территории, понимают ее, взаимодействуют с людьми.
Всегда здорово, когда активисты КТОС ориентируются в вопросах ЖКХ, знают принципы и специфику взаимодействия с администрацией и жителями. Нормативной базы на этот счет нет, но часто при организации работы исходят из накопленного опыта или рекомендаций, и тогда это регламентируется внутренними положениями или законом об НКО.
Советы домов – жилищные организации собственников, которые не имеют юридического лица. По факту это группы товарищей или физических лиц, которые объединяются в орган управления домом. Совет дома не может принимать решения как юридическое лицо, он может только координировать действия собственников. Вот лично я – председатель Совета дома, но у меня гораздо больше обязанностей, чем возможностей. Например, для того чтобы заключить договор с каким-то интернет-провайдером, мне нужно созвать общее собрание собственников для утверждения поставленного вопроса. Важно отметить, что в соответствии с вступившим в силу с 1 марта законом о персональных данных станет весьма затруднительно оперативно проводить собрания собственников.
– Все перечисленные объединения жителей на местах являются именно формой их самоорганизации?
– Любая организация жителей – это только инициатива, исходящая снизу. Конечно, можно предложить, настоятельно рекомендовать или нарисовать сверху, но изначально подразумевается, что это форма самоорганизации населения. Другое дело, что жители зачастую мало информированы о функциях, возможностях своей деятельности и обязанностях, что затрудняет формирование и активное развитие организаций жителей на местах. Хорошо, если местные власти проводят разъяснительную работу, обращают внимание граждан на способы представления своих прав и интересов в рамках возможности формирования тех или иных организаций. Все они так или иначе часто вовлечены во взаимодействие с местной администрацией, так как в работе командой больше положительных результатов. Считаю, что надо поощрять практику опоры местной власти на КТОСы, ведь это эффективный способ быстрого донесения информации и взаимодействия с широкой аудитории жителей.
КТОСы активно включаются во всевозможные программы по улучшению городской среды, реновации территорий и так далее. Через них местные жители могут реализовать свою возможность на общественное участие в различных значимых проектах. Совет дома – это только один дом, а КТОС – это более широкий охват жителей, который доходит до масштабов микрорайона. Они могут быть проводниками больших голосований, опросов софинансирования проектов и других событий, требующих большого участия жителей.
Известны случаи, когда люди, которые не понимали, как работает территориальное общественное самоуправление, видели в КТОСах возможность влияния на достаточно большую аудиторию граждан, пытались воспользоваться ими в своих корыстных интересах. Подобный неконструктивный подход зачастую ограничивает развитие Комитетов территориального общественного самоуправления и вносит деструктив в их развитие.
Сейчас есть много ресурсных центров, которые объединяют КТОСы без образования юридического лица. Условно говоря, десять КТОСов могут объединяться вокруг одной специально созданной или уже существующей некоммерческой организации, чтобы участвовать в грантовых конкурсах и взаимо­действовать с бизнесом. Так работают ресурсные центры, которые являются агрегаторами продвижения интересов сотрудничающих с ними КТОСов. Это удобно с точки зрения ведения общей отчетности, но влияет на статистику КТОСов как юридических лиц, так как они периодически объединяются под крышей одного ресурсного центра и вместо десяти организаций в статистике отражается только одно юридическое лицо.

Для конструктивного самоуправления
– В какие годы начали развиваться соседские организации жителей и каковы современные тенденции?
– Первые ТОСы возникли в Москве и Вологде в 1988 году – это история того, как люди взаимодействуя между собой, смогли сделать так, чтобы их мнение было услышано. При этом их нельзя назвать проявлением перестроечного протеста, это был шаг для налаживания конструктивного самоуправления. Председатели КТОСов стали очень авторитетными людьми на местах, фактически являлись представителями местных сообществ. Наводили порядок вместе с руководителями районов и выстраивали эту систему. Тогда было мнение, что в дальнейшем они могут стать очень значимыми фигурами близкими к районной администрации. Где-то они занимались гуманитарной помощью, где-то помощью в трудоустройстве, согласовывали возникновение пекарен, районных магазинов шаговой доступности и так далее. К концу 2000-х они во многом перешли на роль координационных организаций, а сейчас стали действенным инструментом для работы на территориях. Их уважают, к ним прислушиваются. Есть регионы, где местные власти предпочитают с ними не ссориться. И действительно, КТОСы как системные организации не только могут указывать на имеющиеся недостатки, но имеют определенные возможности влиять на принимаемые решения.
Возникнув в 80-х годах прошлого века, они продолжают развиваться в наши дни. На сегодняшний день в целом по стране более 38 тыс. органов ТОС, в том числе 2,3–2,5 тыс. с образованием юридического лица. На территории их влияния проживает порядка 44 млн чел.
– А как обстоят дела с объединениями жителей применительно к сельской местности?
– Сейчас во многих регионах в сельской местности активно развивается институт ТОС и сельских старост. Это, в частности, связано с процессом реформирования муниципальных образований, потому что власть вследствие текущих реформ становится все дальше от жителей в плане географии, ежедневной и организационной доступности. В некоторых регионах вместо выборных органов остались только территориальные управления, у которых ограничены полномочия, а необходимость решать текущие вопросы остается. По моему мнению, со временем старосты станут местными координаторами с важными для территории функциями.
– Председатель КТОСа – это, как правило, человек с личным опытом руководящий работы или им может стать просто инициативная пенсионерка из числа местных жителей?
– Именно так чаще всего и бывает. Хотя не обязательно пенсионерка, это может быть и молодой человек. В целом это координатор, который сводит людей на одной площадке для достижения общих целей. Он не имеет большого количества властных полномочий. Но при этом председатель может оказывать сильное влияние на принятие тех или иных решений как авторитетный в своей среде человек.
– Практика организации жителей универсальна или преимущественно касается крупных городов?
– Советы домов есть там, где есть многоквартирные дома – а это может быть как крупный мегаполис, так и поселок городского типа с двух-, трехэтажными домами. Что касается КТОСов, то в одних регионах их много, а в других совсем мало. Например, в Иркутске или Ульяновске КТОС – привычное явление, а на Камчатке их всего два. В Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе КТОСы технически есть, но они не сильно активны в силу особой системы местного самоуправления в городах федерального значения.
– Каков круг вопросов, на решение которых могут повлиять организации, объединяющие граждан на своей территории? Что они реально могут сделать, а что нет?
– По факту они делают практически все, что важно для локальной территории. Но не могут управлять многоквартирными домами (это лицензируется), заниматься управлением вместо органов местного самоуправления. Только если муниципалитет не передал им определенные полномочия под конкретное задание.
– Какова степень информированности населения и участия жителей в организациях территориального самоуправления?
– По моим подсчетам, степень информированности в настоящее время порядка 40%, при этом число тех, кто понимает суть этих структур, не превышает 15–20% жителей. Поэтому необходимо доносить до граждан информацию о возможности принимать участие в работе структур территориального общественного самоуправления, объяснять алгоритм действий для достижения того или иного результата. Люди могут и должны быть заинтересованными, информированными и инициативными.
– Какие вопросы удалось решить в возглавляемом вами Совете дома?
– Я являюсь председателем Совета дома с 2018 года, за это время при обсуждении важных для нас вопросов удалось добиться постоянного кворума не менее 70%. В нашей 4-подъездной девятиэтажке на севере Москвы жители знают друг друга и в целом настроены на принятие совместных решений. Сетевой чат товарищества всегда активен. Нам удалось выстроить рабочие отношения с управляющей компанией, проконтролировать решение вопросов капитального ремонта дома, поучаствовать в благо­устройстве двора, организовать Детский совет дома. При этом почти всегда удается избежать особо конфликтных ситуаций или получается их купировать, что также является нашим маленьким достижением. Собраться, обсудить интересующий вопрос, принять совместное решение и известить об этом местную администрацию – это довольно сложный алгоритм действий, который можно реализовать лишь при условии уважительного и конструктивного отношения между соседями.
В свете нового уже упомянутого нами закона о персональных данных проведение собраний и сбор собственников с голосованием становится еще более сложным. Например, узнать о том, кому принадлежит конкретное помещение, можно лишь с согласия самого собственника. Чтобы провести любое собрание, теперь надо познакомиться со всеми и попросить, чтобы они дали свои документы для составления актуального списка присутствующих. А для этого вам должны доверять. То есть добрососедство необходимо для работы любой организации жителей.

По принципу ­взаимного уважения
– Расскажите о ежегодном празднике – Международном дне соседей. В чем его смысл и каковы формы участия?
– Все перечисленные организации по факту являются объединениями живущих рядом людей, которые готовы к конструктивному взаимодействию друг с другом. То есть это соседские объединения во всех смыслах этого слова. Все они живут не по единой нормативке, но по схожей смысловой форме, потому что главная идея заключается в объединении соседей ради общего блага. У них похожая система мотивации, привлечения внимания и поддержки. Они делятся положительным и отрицательным опытом.
Международный день соседей – ежегодное событие, которое позволяет нам встретиться и обсудить что-то важное, нужное и актуальное. Традиционно в России соседи более важны друг для друга, нежели за рубежом. У соседей можно не только попросить соль и спички, но при необходимости временно оставить кота и даже ключи от квартиры. Всех приглашаем принять участие в мероприятиях Международного дня соседей 26 мая (праздник отмечается в последнюю пятницу мая. – Ред.)
В масштабах страны в нем принимает участие около 4 млн чел в год. Для организаций жителей это важный и значимый день – это наш праздник, своего рода «соседский Новый год», обмен опытом и технологиями. Например, мы делимся способами ведения страниц в социальных сетях, обсуждаем наиболее интересные примеры информирования и привлечения людей. Под влиянием нашего всероссийского соседского движения и активного участия в подготовке и проведении Дня соседей даже в министерских документах вместо определения «граждане» начало появляться слово «соседи», что очень правильно и понятно. Например, общее собрание собственников жилья теперь часто называют собранием соседей.
День соседей – это очень теплый и домашний праздник, который делает акцент не на формальной стороне вопроса, а предлагает жителям поближе познакомиться друг с другом. Традиционно мероприятие проходит во дворе или каком-либо общественном месте. Сначала мы рассказываем о сути вопроса и даем информацию общего характера, а потом соседи что-то делают вместе – красят забор, чинят лавочку или сажают кусты. Заканчивается все чаепитием.
– А в чем суть возглавляемого вами общероссийского проекта «Добрые соседи»?
– Международный день соседей впервые был проведен на федеральном уровне в 2015 году. Рассматривая его как ежегодное событие, мы попрощались с участниками до следующего года. Но вскоре мы поняли, что интересны и важны не только соседские праздники, но и соседские будни. Так возник проект «Добрые соседи», в котором объединяется и аккумулируется все интересное, что происходит в области добрососедства, но уже не в праздничном, а в ежедневном режиме. Периодически проходят тематические лекции и семинары, встречи по обмену опытом. И это абсолютно живая история, так как начинание жизнеспособно только в том случае, если к нему есть интерес. Можно формально создать организацию, но отрегулировать сверху соседские отношения невозможно. Добрососедские отношения зависят от нас самих, а проекты наподобие нашего только помогают людям выстроить отношения друг с другом.
Наша задача – в координации и налаживании большей мобильности и инициативности в сфере добрососедства и местного самоуправления. Очень важно уметь договариваться и взаимодействовать между собой. Темы разговоров могут быть самые разные: соблюдение закона о тишине, выбор цвета краски для подъезд – все вопросы решаются сообща. Чтобы конструктивно договориться с соседями, надо уметь говорить и слушать других. В диалоге рождаются взаимоприемлемые решения по бытовым соседским темам на уровне отдельного дома.
Этим опытом можно поделиться с другими через проект «Добрые соседи» – мы предоставляем такую возможность на протяжении всего года. Наш проект способствует налаживанию добрососедских отношений во всех регионах России. Общайтесь, дружите и сотрудничайте с соседями независимо от места вашего проживания. 

Беседовал Виктор Кудинов