15.03.2023

Право быть здоровым

Человек – творец своего физического здоровья, а городская среда может помочь ему в этом. Продуманные архитектурные и планировочные решения улучшают экологическую обстановку, поощряют физическую активность и помогают уменьшить число ДТП со смертельным исходом.

Важнейший аспект
Под здоровьем мы понимаем состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие недугов. Достижение и поддержание наилучшего состояния здоровья – одно из основных прав каждого человека, вне зависимости от его экономического или социального положения.
Эта концепция бросает вызов общепринятому представлению о том, что политика в области здравоохранения – дело только медицинских работников. Напротив, забота о здоровье граждан становится важнейшим аспектом государственной политики. Решения ищут в продовольственной сфере, розничной торговле, сфере отдыха и транспорта, а не только в здравоохранении. Так, статистику заболеваемости по сахарному диабету II типа и ожирению реально сократить с помощью управленческих и планировочных решений: сделать зеленые зоны более доступными, поощрять физическую активность через введение велопроката и улучшение транспортной инфраструктуры и т.п.
Очень чувствительны к изменениям городского пространства дети – важно, чтобы оно подстраивалось под их нужды. Дружелюбная детская среда складывается из многих факторов. Она должна соответствовать росту, весу и другим параметрам детей, побуждать их взаимодействовать с природой и окружающей средой, больше двигаться. Решения при этом могут быть самыми разными – от интерьерных и архитектурных до управленческих.
Одно из таких решений – сомасштабная ребенку среда, например, маленькая раковина в детском саду. Эта пустяковая на первый взгляд деталь выполняет важную дидактическую функцию – способствует более самостоятельному поведению. Среда, адаптированная под рост детей и их потребности, позволяет пользоваться пространством без вмешательства взрослых.
Дефицит свободы движений чреват нежелательными последствиями для физического и умственного развития детей. Детский мозг именно во время подвижных игр обучается целостно воспринимать окружающий мир, и важно дать такую возможность. Можно создавать игровые комнаты с дополнительными видами активности – например, с помощью разноцветных легких модулей, которые дети могут передвигать, создавая собственные формы пространства для игр.

Забота о пожилых
В большинстве развитых стран мира, в том числе и в России, продолжительность жизни с каждым годом растет, а рождаемость снижается. Население постепенно стареет. Пожилые люди подвергаются специфическим рискам и требуют особенного внимания со стороны общества и государства. Среди этих рисков – отстраненность от семьи и чувство одиночества, ограниченная мобильность и недостаточная физическая активность, нестабильное эмоциональное состояние и депрессии, развитие хронических заболеваний и потребность в регулярной медицинской помощи и медикаментах.
Ключевые мероприятия для благополучия старшего поколения – формирование инклюзивной городской среды, способствующей повышению качества жизни и сохранению здоровья, а также обеспечение доступа к современной специализированной помощи и уходу. Размещенные непосредственно в городской среде центры позволяют пожилым людям получать специальную помощь и общаться друг с другом, не отрываясь от привычного окружения.
На спортивных площадках могут предусматриваться специальные тренажеры, разработанные с учетом физиологии пожилых горожан. А городская среда и навигация должна быть спроектирована с учетом потребностей маломобильных групп населения, людей с ограничениями зрения или слуха.

Борьба с шумом
Другая проблема, связанная с высокой урбанизацией, – шумовое загрязнение. Постоянные повышенные шумы – причина стрессов, роста тревожности, снижения слуха. Стресс в том числе может привести к повышению кровяного давления и возникновению сердечных заболеваний.
Жизнь в большом городе в условиях постоянной зашумленности оказывает влияние на наше социальное поведение, что может привести к изоляции от социума и таким негативным ощущениям, как гнев или чувство неудовлетворенности. Жители современных городов в разы чаще страдают от депрессий, тревожных и панических расстройств, чем люди, живущие в сельской местности. Соответственно, борьба с шумовым загрязнением – одна из главных задач городских планировщиков. Для этого разрабатывают рацио­нальные маршруты движения автотранспорта (прокладка специальных скоростных трасс, проходящих в стороне от жилых кварталов), ограждают магистрали шумоотражающими экранами, закладывают полосы зеленых насаждений вдоль автострад, проектируют дома таким образом, чтобы жилые комнаты были обращены во двор, применяют двойное остекление окон, используют форточки особой конструкции.

Нулевой травматизм в ДТП
Разработанная в Швеции программа безопасности дорожного движения Vision Zero – еще один пример комплексного подхода к повышению здоровья города. Она действует с 1997 года и со временем стала международной. Программа основана на принципе «нулевой терпимости» к смертности на дорогах и переносит ответственность за подобные инциденты с водителей на городских планировщиков. Инструментарий, с помощью которого идеологи предлагают улучшать ситуацию на дорогах, довольно обширен: от трасс с разделительным барьером и очистки прилегающих к ним территорий до поощрения использования общественного транспорта. Эффект от программы колоссален – сегодня в Швеции один из самых низких показателей по числу смертельных ДТП.
Считается, что дорожно-­транспортные происшествия – это неизбежные «побочные эффекты» стремительной современной жизни. Но реальность такова, что мы можем предотвратить их трагический исход, применяя практику упреждения, которая ставит безопасность дорожного движения во главу угла как проблему общественного здравоохранения.
Политика нулевого травматизма признает, что люди иногда совершают ошибки. Поэтому дорожная система должна быть разработана таким образом, чтобы эти неизбежные инциденты не приводили к серьезным травмам и смертельным исходам. Это означает, что разработчики транспортных систем и политики улучшат условия дорожного движения (например, скорректируют регулирование скорости) и другие связанные с этим системы, чтобы уменьшить тяжесть аварий.
Идея нулевого травматизма в том, чтобы возложить ответственность за дорожную безопасность в первую очередь на проектировщиков и строителей. Они обязаны учитывать человеческий фактор на этапе строительства, минимизировав саму вероятность ДТП. Например, система движения должна разделять автомобилистов, велосипедистов и пешеходов или ограничивать скорость их движения. На улицах без тротуаров, где все движутся в общем потоке, устанавливается ограничение скорости 10 км/ч и создаются искусственные неровности для его соблюдения. На улицах, где пешеходы могут переходить улицу в любом месте, а велосипеды и автомобили движутся параллельно, ограничение составляет 30 км/ч – его достигают при помощи лежачих полицейских и изгибов дороги. На улицах с нерегулируемыми пешеходными переходами ограничение – 40 км/ч, так как по статистике при большей скорости водители реже притормаживают.
Приветствуется предсказуемость и простота, унификация элементов автодорожной инфраструктуры с целью создания у всех участников движения устойчивых ассоциаций. К примеру, велодорожки и велосипедные полосы всегда имеют красный цвет, а пешеходные переходы оборудованы островками безопасности.
Снизить аварийность помогают разделительные барьеры: в большинстве случаев они делают нарушения невозможными и служат естественными контролерами движения. Так, автомобилисты при всем желании не смогут парковаться на физически обособленных велодорожках.
Чтобы достичь нулевой смертности в ДТП, предусматривается обязательное тщательное расследование каждой аварии с привлечением специалистов из сферы автомобилестроения. Они совершенствуют системы безопасности транспортных средств, производимых в стране – увеличивают прочность корпуса, внедряют автоматизированные ограничительные системы (алкозамки, системы оповещения о непристегнутых ремнях безопасности и др.).
Стоит понимать, что все эти меры должны вводиться комплексно. Как показывает практика, единичные точечные меры могут не помочь, а наоборот, ухудшить ситуацию с травматизмом на дорогах.

Юлия Менухова