Миры Мирослава Дозорова, художника и поэта
Художник и поэт Мирослав Дозоров родился в 1972 году в Москве. Писать стихи начал в 22 года. Дипломант выставок Московского отделения Союза художников России (2001, 2002), участник Московской зональной выставки Союза художеств России (2004). Человек блестящего таланта и трагической судьбы: его не стало в 2018-м, когда Мирославу было всего 46. Но остались его работы – глубокие, сложные, притягательные. О жизни и творчестве этого удивительного художника и поэта рассказывает его отец – научный сотрудник Института океанологии РАН Том Дозоров.
«Люди по-разному сублимируют свое несчастье»
– Том Анатольевич, история знает немало примеров, когда мировые шедевры искусства создавались вопреки тяжелым недугам создателей. Потерявший слух Бетховен продолжал сочинять музыку. А еще слепота Эдгара Дега, ревматоидный артрит Огюста Ренуара, эпилептический психоз Ван Гога, многочисленные переломы у Фриды Кало и даже паралич, психические расстройства и атрофия зрительного нерва, приведшая к слепоте Врубеля – все это не смогло помешать созданию величайших художественных произведений. Вашему сыну тоже пришлось пройти очень непростой путь – вопреки серьезным проблемам со здоровьем Мирослав оставил после себя прекрасные работы.
– Да, тяжелейшие испытания выпали на его долю. В шесть лет Мирославу поставили диагноз: паховая грыжа. Во время операции по несчастному стечению обстоятельств обучающаяся практикантка пересекла сыну артерию. Попытка сшить ее привела к еще большему ее повреждению. Сосудистый хирург помочь не смог, нога находилась без кровоснабжения более суток, поэтому выход остался один – ампутация. Несмотря на инвалидность, в 2003 году Мирослав окончил специализированный институт искусств (ГСИИ) по станковой живописи и стал участником и дипломантом многих выставок. Но несчастья преследовали сына буквально по пятам – он потерял глаз. Остаться без глаза для художника – настоящая трагедия… Тем не менее Мирослав продолжал рисовать и участвовать в выставках, в 2005 году его приняли в Московский Союз художников. В 2006 году он стал лауреатом международной премии «Филантроп». В 2007 году он потерял второй глаз… Мирослав выдержал жизнь в непроглядной мгле еще 10 лет, в январе 2018 года он умер.
– Как он не сломался и выстоял, как преодолевал чудовищные тяготы и где черпал вдохновение?
– Несмотря на тяжелейшие обстоятельства, сын не утратил интереса к работе. Его рисунки – прямое отражение трагедии, окружающей его на протяжении всей жизни. Люди по-разному сублимируют свое несчастье, тем более творческие. Картины Мирослава необычны. Они позволяют по-новому взглянуть на мир. Мы наблюдаем в его картинах метаморфозы, идею развития и обретения прежней материей новой формы. В его работах жизнь часто показана в переломных, кризисных моментах. Он рассказывал нам, как человек становится другим. Например, в автопортрете обращает на себя внимание не столько его лицо, сколько глаза. Один глаз, напоминающий рыбу (Мирослав – Рыба по гороскопу), печально уплывает вниз.
– Мне хотелось, чтобы он прославил мир. Мирослав – славянское имя, означает «слава мира», а в некоторых источниках также указывается «прославленный миролюбием».
– Миролюбие – это еще и смирение, терпимость. Вслед за именем каждый элемент картин тоже является определенным кодом к пониманию его работ. Мирослав любит оперировать человеческим телом: глаз превращается в рот с высунутым языком, рука расщепляется на несколько ног, женская фигура образует лицо…
– Да, его искусство во многом сюрреалистично и нетрадиционно. Думаю, что оно являет собой отражение всего того, что происходило в жизни автора. Многочасовой наркоз при операциях и ампутации уже повлиял. Вся графика Мирослава – погружение в измененный мир. И он непостижимым образом доносит его до нас.
– Откуда такое имя вашего сына?
«Идти к совершенству художник обречен бесконечно»
– Смерть или, если хотите, переход в царство мертвых в мифологии также рассматривается как метаморфоза. Как вы считаете, что Мирослав хотел донести до нас при жизни своим творчеством?
– Он не хотел никому и ничего доносить. Он просто рисовал, этого не нужно объяснять. Попытка изложить историю возникновения каждого рисунка и раскрыть язык кодирования чувств и мыслей в его линиях натолкнулась на категорическое возражение Мирослава. Из желания понять, что же он изображал в своих рисунках и какие его мысли рождали столь необычные и замысловатые формы, я просил Мирослава подписывать свои рисунки каким-нибудь комментарием. Однако текст оказывался связанным с изображением лишь ассоциативным рядом, и такая связь получилась весьма необычной и неожиданной. Его рисунки имеют большую степень деформации изобразительной среды, что, безусловно, указывает на творческий характер его работ.
– Творческими людьми рождаются или становятся?
– Думаю, этот дар от Бога. Способность к изменению внешней среды возникает благодаря «искре Божьей» – творчеству, созданию чего-то нового, чего не было раньше. Именно в этом человек подобен Творцу. Идти к совершенству художник обречен бесконечно, с упорством каторжника продолжая шлифовать свое мастерство, чтобы не потерять хорошей формы, он не дает себе покоя. Развитие творчества зависит от множества факторов, в том числе от душевного и телесного состояния художника, привычек и окружения, его радостных, положительных, светлых эмоций или, наоборот, негативных и мрачных. Автор работает на светлой или на темной стороне между жизнью и смертью, светом и тьмой.
– Факт интересного сочетания художественных и литературных интересов в истории искусства был известен давно, и Мирослав – один из таких авторов. Он ведь смог раскрыться не только как художник, но и как поэт – в 2004 году вышел сборник его замечательных стихов «Пляски жизни». Кем он все-таки был больше – художником или поэтом?
– Мирослав действительно сумел проявить себя не только в живописи. Однако в его стихах виден преображающий взгляд живописца: «мягкость ноября», «нервозное пальто», «безвольно по небу ходят облака», «а с крыши небо потекло», а не избитое поэтическое мышление. Его «лиричный рэп» рассказывает о жизни в современном городе во всех ее аспектах – от рождения до самой смерти. Иногда его слова шокирующе грубоваты, но ими он лишь обозначает пределы своей искренности, заявляет уровень своей смелости.
«…Летят столетья как года,
И дни походят на минуты,
Плоть превращая в парашюты.
Отбросив тленную ступень,
Душа выводится из тела.
И скорбь вонзается в живых,
Не омрачая радость неба.»
(2001)
– Какая у Мирослава была самая сильная черта характера?
– Упорство. Он обладал очень редкими сегодня качествами – честностью и искренностью. Порой он был жесток с собой и с теми, кому были посвящены его строки. Но за всей этой жестокостью скрывались нежность и ранимость.
– Он находился лишь в середине творческого пути, когда его жизнь трагически оборвалась. Однако осталось множество стихов, картин, графики и скульптурных работ Мирослава, представляющих несомненную ценность для мира искусства.
– Да, я искренне верю и надеюсь, что читатели вашего журнала захотят поближе познакомиться с творчеством Мирослава Дозорова. Существует около сотни его картин, более 200 рисунков и графических работ, 120 скульптурных форм. Возможно, найдутся заинтересованные люди, которые помогут в организации персональной выставки его работ. Мне много лет, и помимо работы в Институте океанологии РАН, где я тружусь более сорока лет, все мои силы сейчас направлены именно на то, чтобы как можно шире представить работы моего сына обществу и не допускать их забвения.
«Не изменять своей мечте»
– Вы упомянули, что почти полвека изучаете океан. О чем он может нам рассказать?
– Мы мало что о нем знаем, до сих пор он хранит множество тайн. На океанском дне существуют настоящие подводные реки и подводные водопады, большинство из которых намного больше наземных. Иногда можно наблюдать абсолютно удивительное явление – «световые пятна» – это такие большие участки океана, которые светятся и движутся. Это производит неизгладимое впечатление. К сожалению, несмотря на большое количество фотографий таких явлений, объяснить их происхождение ученым пока не удалось. Существует множество регистраций источников звука, которые не найдены. Об обнаружении новых биологических форм в океане общеизвестно. Мы с удовольствием кушаем рыбку. Вот только всю гадость, которую мы сливаем в океан, он рано или поздно вернет нам.
– Мировой океан покрывает ¾ нашей планеты. Помогает ли изучение столь масштабного объекта разобраться в себе самом и понять, что самое главное в нашей жизни?
– Жизнь – прекрасная вещь. И Господь дал ее нам, чтобы мы стали лучше, чем пришли в этот мир, попутно изменив его своим добром и поступками. Исполнить свою мечту – один из самых верных шагов на этом пути. Выполнить ее, оставаться верным своим идеалам, идти вперед. Действовать!
– У вашего сына, кажется, есть рисунки на тему о смысле жизни.
– Да, например, «Покинутая лодка». Подпись Мирослава Дозорова к этому рисунку: «… Безусловно, можно всю жизнь грести ложкой из красивых посудин и облизывать свои идеи до блеска Солнца. Но испытывать шкуру в океане бездны намного заманчивее…».
Беседовала Ольга Гришина