09.01.2023

Когда уроки в школе – школа жизни

Успешность любого урока зависит от личности учителя, его мастерства и профессионализма, используемых методик и индивидуального подхода к обучающимся. Урок должен быть актуальным и интересным, а полученные знания – применимы для решения повседневных задач.
Опытные педагоги знают, как увлечь ребенка и сделать так, чтобы он искренне полюбил образовательный процесс, научился работать с информацией: находил ее, отделял нужное от ненужного, проверял факты, анализировал, обобщал и, что очень важно, применял свои знания на практике.

Разбор ­практических ситуаций
Хорошо зарекомендовал себя метод разбора практических ситуаций при изучении дисциплин. Многократное повторение и закрепление темы, а также ее развитие на разных школьных предметах приводит к крепким знаниям ученика и его желанию оттачивать аналитические, творческие и коммуникативные навыки, крайне необходимые в современном мире.
Несмотря на то, что этот метод далеко не нов (анализ решения задач в обучении был освоен философами Древней Греции, затем прочно укрепился в 20-х годах XX столетия), он и сегодня является актуальным при обучении и воспитании детей и подростков.
Конечно, немаловажная роль здесь отводится выбору актуальных тем для сквозного рассмотрения и изучения. В этом смысле сфера коммунального обслуживания вызывает особый интерес, ведь она касается всех и охватывает самые разные сферы жизни современного общества: экономическую (вопросы начисления тарифов, перерасчеты, оплата квитанций, способы снижения коммунальных платежей, отношения прав собственности, жилищная ипотека и др.), социальную (работа коммунальных служб, взаимоотношения с предприятиями коммунального комплекса и собственниками жилья, льготные категории граждан, качество оказываемых услуг и др.), духовную (общественные объединения, комфортная и безопасная городская среда, умные города) и политическую.
Поэтому для эффективного освоения школьниками предметов (алгебра, физика, химия, обществознание, технология, география и т.д.) предлагается использовать реальные ситуации из сферы ЖКХ и строительства, где основными темами могут стать задачи из повседневной жизни, касающиеся качества обслуживания многоквартирных домов, благоустройства дворов и общественных территорий, прозрачности счетов за жилищно-коммунальные услуги, энергосбережения, модернизации отрасли – то есть вопросы, которые чаще всего волнуют взрослых.
Возможность сокращения платы за коммунальные услуги – актуальный вопрос для многих семей, однако мало кто из детей задумывается о рачительном потреблении ресурсов – несмотря на то, что использует их наряду с родителями. Решая школьные задачи на социально-бытовые темы, изучая объемы расходования воды и электроэнергии, проводя необходимые эксперименты, ребенок сможет сделать самостоятельные выводы о важности энергосбережения в быту и внести свой личный вклад в экологию и экономию ресурсов планеты. Необходимо не только научить ребенка решать задачи – большое значение должно придаваться целостности смыслового восприятия, формируя у него подлинно рациональное, логическое мышление.

Междисциплинарный подход
Тема энергосбережения в ЖКХ настолько важна и объемна, что непременно должна изучаться в комплексе дисциплин – в рамках междисциплинарного курса по алгебре, химии, биологии, географии, истории и других предметов. На уроке технологии, например, можно научить ребенка алгоритму действий по устранению утечки воды из крана и предотвращению чрезвычайных ситуаций, на уроке физики – принципам работы водосчетчиков. На обществознании можно объяснить права и обязанности как собственника помещений в многоквартирном доме, на которых ребенок не только приобретет опыт самостоятельного заполнения форм и составления простейших документов, использующихся в сфере жилищно-коммунального хозяйства (квитанции об оплате, заявления, обращения, декларации, доверенности, личный финансовый план), но и сформирует навыки социально-ответственного отношения и поведения в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Именно на жизненных примерах можно объяснить такие важные темы, заинтересовать ребенка применять на практике полученные знания, вовлечь его в деятельность по энергосбережению, и в конечном счете – сформировать привычки и умения, необходимые в жизни.
ЖКХ – не просто крупнейший потребитель энергоресурсов, оно формирует около 21% выбросов парниковых газов. При сжигании топлива (угля, газа и нефти) в атмосферу выбрасывается диоксид углерода и другие газы. Эти выбросы способствуют повышению температуры на Земле, образуя так называемый парниковый эффект, что постепенно приводит к глобальным проблемам, связанным с изменениями климата и сохранением жизни на планете вообще.
Такие задачи важно и нужно решать сообща: сначала на уроках, а затем и в реальной жизни – в каждой семье или на предприятии. Те же отработанные батарейки, по незнанию или по неосторожности выброшенные в мусорную корзину, при попадании в почву наносят непоправимый вред окружающей среде и оказывают фатальное влияние на здоровье человека. Свинец поражает центральную нервную систему, ртуть даже в незначительных концентрациях негативно воздействует на почки, кадмий – сильнейший канцероген для печени, щитовидной железы и костного мозга, а литий и его соединения – сильнодействующий яд общего действия. И об этом непременно нужно рассказывать на уроках: на предметах физики и химии ребята узнают, как устроены батарейки, а на биологии – какую угрозу для человечества они приносят при неграмотной утилизации и как эту проблему можно нейтрализовать.
Научившись рассматривать реальные проблемы под разными углами, разбираясь в причинах их возникновения и находя верные решения, ребенок сможет прослеживать причинно-следственные связи, начиная от условия задачи и заканчивая ее результатом. Полноценная, во многом самобытная и оригинальная методика, отражающая в себе черты национального характера и включающая инновационные методы обучения, поможет сделать процесс получения знаний еще более интересным и полезным для жизни.

Формирование ­правильного запроса
Практические задания обязательно должны учитывать также географические и исторические особенности городов России и мира. Тема благоустройства городских территорий не менее актуальна для общества. Чтобы в городе было уютно и комфортно жить, важно принимать участие в его развитии. Начиная с 14 лет молодые люди имеют право выбирать проекты развития общественных и дворовых территорий, и крайне важно их к этим решениям подготовить – понятным языком рассказывать о способах изменения пространства к лучшему, приводить интересные примеры через школьные задачки.
Важно сформировать правильный запрос на изменение общественных пространств, поскольку неверные решения городских вызовов могут привести к большим проблемам и конфликтам. Например, если местные автолюбители проголосуют за снос деревьев для строительства наземного паркинга, то город погрязнет в пыли, или вместо строительства необходимой инфраструктуры по требованию жителей в городе будет полностью запрещено катание на велосипедах и самокатах. Не менее важно научить ребят соотносить свои решения по изменению пространств с учетом культурного кода города – это своего рода ключ к пониманию культуры своего народа, его уникальных особенностей. Лейтмотивом курса может стать также уникальность исторической судьбы и влияния на ход мировой истории.
Принятие решений по изменению территорий – нелегкий и ответственный труд, результаты которого становятся частью города, его историей, поэтому необходимые знания и навыки должны быть заложены уже со школы. Погружение школьника в решение важных социально-бытовых задач поспособствует более глубокому изучению предметов – алгебры, географии, истории, обществознания, информатики и других, а главное, привнесет в его жизнь осознание хозяйского и ответственного отношения к своему дому, воспитает патриотизм и желание заботиться о людях. Образованные, творческие, умеющие самоопределяться граждане, способные управлять своей жизнью и готовые принимать участие в создании комфортных и безопасных условий проживания в своей стране, современному обществу просто необходимы. 

Ольга Гришина