Русское лето
В народном календаре лето – вершина года; время, от которого зависит будущий урожай и с которым связаны полевые работы и ряд значимых праздников. «Придет осень, за все спросит», – говорили в старину. Для большинства из нас, городских жителей, смена времен года уже не является чем-то жизненно важным и связанным с дальнейшим благополучием. Лето, скорее, воспринимается нами как время долгожданного тепла и хорошей погоды, пора отпусков и возможности провести две-три недели вдали от дома. А вот для сельских жителей и тех из дачников, кто всерьез занимается огородничеством, лето как и прежде пора труда и борьбы с активно растущими сорняками. Несмотря на наличие теплиц и возможность искусственного полива, основное значение для будущего урожая имеет погода, которая может быть дождливой или засушливой, капризной или ровной, что отражается на характере ежедневных забот в летнее время.
Время расцвета
С приходом лета все вокруг очень быстро меняется. В средней полосе России это время расцвета природы, что многократно воспето русскими поэтами, писателями и художниками. Сельский пейзаж с уходящей далеко в поле грунтовой дорогой, живописный изгиб голубой реки и полоса леса на горизонте – вот родная и знакомая нам с детства картина природы, которая на протяжении столетий сопровождала неспешную жизнь наших предков. В нашем климате лето не слишком продолжительно, оно контрастно отличается от холодной зимы, что по мнению многих ученых способствовало формированию характера русского народа. По известной пословице мы «медленно запрягаем, да быстро едем». Не оттого ли сформировалась данная черта, что сам климат столетиями формировал эту особенность?
Народный характер, уклад жизни и представления о природе отразились в обычаях и традициях летнего календаря, в котором представлены ежегодные церковные и сельскохозяйственные праздники. С летним периодом связано празднование четырех двунадесятых праздников. Это Вознесение Господне (спустя 40 дней после Пасхи), день Святой Троицы или Пятидесятница (спустя 50 дней после Пасхи), Преображение Господне (19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (28 августа).
Помимо религиозного значения, церковные праздники на протяжении столетий приобретали местные специфику и колорит, что, например, имеет отражение в кулинарных традициях и культуре питания. Так, например, с Вознесения до Преображения, то есть до освящения нового урожая плодов, не принято есть яблоки. В различных областях на Вознесение было принято готовить особые блюда – блины или выпечку в форме лестницы, что символизирует путь на небо. Неделя, следующая за Вознесением, часто именуется Зелеными святками, что восходит к древнему славянскому празднику окончания весны и начала лета. В это время заканчивали пахоту и сев, а жатва еще не начиналась. Традиционно это девичий праздник, когда девочек-подростков принимали в компанию девушек, время народных гуляний и некоторого отдыха. Суббота на этой неделе называется Троицкая родительская, то есть день поминовения усопших родственников.
Крапивные дни, яблочные недели
В последнее воскресенье перед Петровским постом происходит заговение, которое иногда называют Крапивным заговением, так как именно в это время растет последняя молодая крапива, из которой готовят вкусные и питательные щи. После растение приобретает жгучий покров, становится сложным в обработке. Также из молодой крапивы можно готовить и вторые блюда, добавляя ее в мясной фарш, а можно на ее основе делать салаты. А с понедельника последующей недели начинается Петровский пост, в этом году он продлился с 28 июня по 11 июля. С летним постом традиционно начинается заготовка и консервирование ранних сортов овощей и приготовление ягодных варений. Но не из фруктов, так как яблоки, груши и виноград еще не поспели и их освящение будет только в августе на праздник Преображения Господня.
С 14 по 27 августа длится еще один летний пост – Успенский. Во время него примечательны две даты, связанные с новым урожаем: Медовый Спас 14 августа и Яблочный Спас 19-го. В гастрономическом плане последний летний месяц богат блюдами из овощей и фруктов нового урожая.
В нашей полосе хороший урожай яблок случается не каждый год, и если его не было прошлым летом, то скорее всего это произойдет в этот раз. Многие дачники знают, что обильный урожай яблок – это не только радость, но и большая забота о том, как переработать избыточное количество фруктов. Нередко даже после масштабных заготовок, варки варенья и консервации все равно остается излишек – и тогда яблоки лучше всего раздать тем, у кого нет своих плодовых деревьев. Так вы не только угостите людей, но и избавите свой участок от повсюду гниющих яблок. Кроме традиционных пирогов, пирожков и варенья всеми любимые фрукты можно пустить на пастилу, мармелад или просто засушить для длительного хранения. Яблоня – самое распространенное дерево в нашей полосе, неслучайно именно оно и его плоды так часто встречаются в народных сказках и всегда в положительном смысле. Яблоня укрывает девочку в сказке «Гуси-лебеди», молодильные яблочки возвращают молодость и красоту, а серебряное блюдце с наливным яблочком чудесным образом показывает дальние страны.
Волшебная ночь
В народном календаре прослеживаются пласты различных эпох и культурных традиций. Языческие праздники глубокой древности со временем уступили место христианским церковным датам. Но в тех и других заметен существенный элемент сельскохозяйственных традиций, ведь именно с ними на протяжении столетий был связан повседневный труд основной массы людей нашей страны.
С древнейших времен у всех восточных славян известен отмечаемый в середине лета праздник, посвященный летнему солнцестоянию. Его аграрный смысл состоит в почитании наивысшей точки летнего расцвета природы и прохождении половины годового сельскохозяйственного цикла. Архаичные формы обрядности в этот день и накануне ночью связаны с природными стихиями воды и огня, а также имеют выраженную солярную символику. В христианскую эпоху время проведения древнего празднества совпало с днем празднования Рождества Иоанна Предтечи, поэтому его народное название – Иван Купала (Иоанн Креститель). Повсеместно известны обычаи, связанные с купанием и запусканием девушками обрядовых венков по воде, что должно показать женское будущее и возможное замужество в текущем году.
Вместе с этим в ночь на Ивана Купалу по берегам рек зажигались костры. Считалось, что в этот день огонь может «дружить» с водой. Согласитесь, в этом виден красивый и глубокий смысл и необычайный поэтизм народных представлений, связанных с силами природы. В некоторых губерниях купальские костры было принято зажигать от огня, добытого при помощи трения, что говорит о чрезвычайной древности самого праздника. В той или иной форме праздник середины лета известен у всех народов индоевропейской семьи языков.
Связь поколений
В конце XIX – начале XX века по всей территории Российской империи наблюдается стремительный рост городского населения. Это связано с отменой крепостного права в 1861 году и последующим за этим оттоком сельских жителей на располагавшиеся в городах фабрики и заводы. С развитием городской культуры в пореформенный период связаны такие городские увеселения, как медвежьи комедии, кукольные представления (театр Петрушки), раек (потешная панорама), балконные заставы и балаганы. Площадные увеселения сопровождали народные праздничные гуляния в городах и на крупных ярмарках. И это тоже часть праздничной культуры нашей страны. Танцующие медведи, шест с лентами, столб с подарком для того, кто сможет на него взобраться, и бесконечное количество лоточников с пряниками, пирогами, бубликами и сахарными петушками на палочке – вот типичная картина русского праздника того времени.
Менялись поколения и политические системы, но с течением времени мы так же, как и прежде, испытываем необходимость обращения к корням. Праздничная культура – это часть нашего общего прошлого. Прошлого, без которого нет будущего. И пусть сегодня фольклор касается нашей жизни только эпизодически, как хобби или увлечение в городском доме культуры, но именно это обеспечивает так необходимую связь поколений и приобщение к преданиям старины глубокой.
Виктор Кудинов