11.05.2021

ЮАР: две стороны одной страны

bo-kaap Сложно себе представить государство, в котором XXI век легко сочетается с XVII-м, к основаниям небоскребов жмутся одноэтажные трущобы, а многополосные современные автострады неожиданно теряются в бескрайних песчаных дюнах. Но такое удивительное место есть – это Южно-Африканская Республика.

История и климат
Впервые европейцы ступили на эту землю в 1487 году – это были португальцы. Нельзя сказать, что местность им очень понравилась. Основав несколько портовых поселений, они двинулись дальше, на восток. Вслед за ними сюда приплыли голландцы, которые решили обосноваться в этих диких краях всерьез и надолго. Именно их города-крепости сегодня являются главными историческими достопримечательностями. Например, Кейптаун. У голландцев он назывался Капштад, и только в конце XVII века получил современное название, став мощным фортом с множеством пушек на стенах. Часть этих старинных укреплений сохранилась до сих пор.
На юге африканского континента собраны чуть ли не все климатические и природные зоны нашей планеты. Засушливый климат на большей территории роднит ЮАР с Австралией, плодородные долины вдоль полноводных рек делают ее похожей на Аргентину. Тропические и субтропические зоны как в Мексике, районы с умеренным климатом один в один как на побережье Средиземного моря, а земли, будто специально созданные для пашни, напоминают западно-­азиатскую целину.
По уровню экономического развития страна уверенно занимает 17-е место в мире. Такой результат стал возможен благодаря богатым залежам полезных ископаемых (включая редкоземельные), мощной научно-технической базе и неограниченному доступу к рабочей силе, дешевой и бесправной.

Незабытый апартеид и коварные бабуины
Долгие годы ЮАР была символом дискриминации, сегрегации и расизма, объединенных в одно слово – апартеид. В переводе с местного наречия (африкаанс), вобравшего в себя многое из немецкого, нидерландского и фламандского, apartheid означает «раздельность».
Его ввели в 1948 году пришедшие к власти белые южноафриканские националисты. Они приняли целый ряд законов, которые делали цветное население юга Африки полностью бесправным, не имеющим доступа к квалифицированной работе, медицине, образованию и другим благам цивилизации.
В наследство от того радикального периода истории ЮАР осталась глубокая идейная пропасть, до сих пор разделяющая белых граждан страны и всех остальных. Это только по бумагам эпоха апартеида в стране завершилась в 1994 году. В действительности и сегодня потомки европейцев стараются лишний раз не пересекаться с представителями коренного населения континента, а жить предпочитают на хорошо охраняемой территории. Отличить опасный район от благополучного неместному жителю очень просто: в нем невероятно много грязи и мусора, а люди с белым цветом кожи стараются проскочить его на максимальной скорости.
У всех крупных городов ЮАР до сих пор есть одна интересная особенность – самые опасные районы находятся ближе всего к центру, а наиболее благополучные располагаются по его окраинам.
Но наибольшую угрозу человеку в южноафриканских городах представляют не криминальные деклассированные группировки, а… бабуины. Эти крупные приматы, собираясь в большие стаи, буквально терроризируют большие и маленькие населенные пункты. Обладая хорошим интеллектом и обучаемостью, они спокойно обходят различные ловушки и капканы, проводя организованные атаки на жилые дома в поисках съестного. Отдельные экземпляры научились вскрывать автомашины, разбивая лобовые стекла, и зазевавшемуся автовладельцу бывает очень сложно освободить свою собственность от непрошеного гостя, способного загрызть взрослого человека насмерть.

445697_1000Нищета и атомные электростанции
В ЮАР из 59 млн зарегистрированных граждан около половины (28 млн человек) официально проживают за чертой бедности. У всех этих людей нет нормального жилья, водоснабжения, канализации и постоянного доступа к электрической энергии.
Самой большой проблемой для правительства ЮАР были, есть и остаются стихийные поселки африканской бедноты, называемые здесь тауншипами. В них традиционно селятся выходцы из соседних с республикой стран, которые пробираются на ее территорию в поисках заработка и лучшей доли. Собранные из фанеры, картона и гофрированного железа маленькие домики становились рассадником нищеты, эпидемий, наркомании и криминала.
Пытаясь хоть как-то решить эту проблему, правительство ЮАР приняло долгосрочную программу по переселению, которая подразумевает принудительный снос подобных лачуг и строительство на их месте простых одноэтажных домиков, которые государство сдает африканцам по очень умеренной цене, эквивалентной 2,5 тыс. рублей в месяц. Характерная особенность таких переформатированных поселков – расположенный на каждой крыше водонагреватель.
С электричеством в ЮАР как таковой проблемы нет. Страна еще в 1984 году запустила свой собственный атомный реактор. Сейчас их уже три. Обилие солнечных дней позволило серьезно развить сеть гелиостанций, а постоянно дующие с океанов ветра оказались как нельзя кстати для многочисленных ветряков. С чем в некоторых районах ЮАР есть проблемы, так это с питьевой водой. Один из крупнейших городов страны – Кейптаун – входит в общемировой список из 11 населенных пунктов, которые стоят на пороге полного обезвоживания. Во время засухи 2018 года местные водохранилища опустели на три четверти. В городах были введены драконовские меры по экономии воды, допускавшие использование менее 50 л в день на человека. Сейчас ситуацию удалось немного стабилизировать.
В то же самое время другой крупный южноафриканский город — Дурбан уже много лет входит в тройку самых прогрессивных городов на нашей планете. Его муниципалитет стал первым в Южной Африке, кто ввел в практику бесплатную раздачу воды для бедных слоев населения. Понимая всю сложность проблемы водоснабжения, в ЮАР очень серьезно занимаются вопросами сбора и сохранения дождевой воды, опреснения морской и даже созданием сети городских сухих туалетов.

Полезный опыт
При всем количестве больших и малых проблем, с которыми постоянно приходится сталкиваться гражданам Южно-Африканской Республики, в их жизни и быте есть очень много моментов, которые было бы не лишним перенять. Например, в стране официально целых три столицы – Претория, Кейптаун и Блумфонтейн, между которыми распределены все основные функции представительства законодательной и исполнительной власти. В общеобразовательных школах детей учат прагматичным вещам: как быстро починить вышедший из строя электроприбор, как проверить счет за коммунальные платежи, как правильно оформить заявление в ­какую-нибудь государственную организацию.
Еще один положительный момент: жилые дома в ЮАР называют именами собственными или в честь каких-либо исторических персонажей. Местная почтовая служба без труда найдет в Йоханнесбурге дом имени Коперника, Эйнштейна или Резерфорда.
Однако чаще всего домам присваиваются имена людей, которые в них жили: дом Стейнов, коттедж Рафамосов, владение Якобуса де Вета. В ЮАР очень дорожат своей историей и принимают каждую ее страницу, какой бы сложной или мрачной она ни была.
Этому у них тоже стоит поучиться. 

Андрей Пучков