Жизнь без царя
23 февраля 1917 года в Петрограде началась революция, которая привела к отречению императора Всея Руси Николая II от престола. А в ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге в доме, ранее принадлежавшем инженеру Николаю Ипатьеву, была расстреляна царская семья.
Тема значения монархии для государства Российского периодически вызывает всплеск интереса к личности Николая II и к его вкладу в историю. В разных уголках страны читаются лекции, открываются выставки, музеи, организовываются фестивали и т.д. и т.п. Оценки деятельности самодержца на мероприятиях звучат разные, часто взаимоисключающие. Даже крестные ходы в Екатеринбурге в честь столетия прибытия Романовых в этот город 30 апреля 1918 года проводились «альтернативные».
На трон под «псевдонимом»
Если углубиться в историю, то выходит, что с 1613 по 1917 годы страной де-факто правили не Романовы, а Захарьевы. Отец родоначальника династии – царя Михаила, Федор Никитич (патриарх Филарет) изменил светскую фамилию в честь имени родного деда Романа Юрьевича Захарьева. Дед же первого венценосного Романова, Никита Романович, тоже всю жизнь носил фамилию Захарьев.
Дальше больше. О том, что русская ветвь Романовых-Захарьевых оборвалась, возможно, чуть ли не на Петре I, может рассказать каждый второй студент-историк. Разбавление крови русских царей германскими и английскими вливаниями вообще у всех на виду. Вспомним, что Николай II и его кузен – британский монарх Георг V были настолько похожи, что в юности, случалось, переодевались и разыгрывали окружающих.
В моей библиотеке хранятся фолианты «Детской энциклопедии», изданной в 70-е годы XX века. Том №8 заканчивается описанием свержения монархии в России. Но о том, как после 1914 года сложилась судьба Николая II и членов его семьи, не сказано ни слова. В рамках курса истории советских гуманитарных вузов упоминаний о расстреле Романовых тоже нет. Страшная тайна открылась лишь после распада Советского Союза, когда нашли место захоронения невинно убиенных.
Только цифры
Николай Романов получил трон в 1894 году после неожиданной кончины отца – императора Александра III. Поначалу 26-летний монарх даже не знал, как разговаривать с министрами. Помог образовательный багаж, накопленный за предыдущие годы домашнего обучения, опыт, полученный в путешествии по Евразии в статусе цесаревича, многолетняя служба офицером в Преображенском полку и председательство с 1892 года в комитете по постройке Транссибирской магистрали (до сих пор это самая протяженная железная дорог в мире, между прочим).
Николай II принял империю, в которой проживало около 125 млн подданных. Перед началом Первой мировой войны население империи составляло почти 167 млн человек.
В 1950-х годах за рубежом был опубликован доклад бывшего разведчика Белой армии Бориса Бразоля «Царствование императора Николая II в цифрах и фактах. Ответ клеветникам, расчленителям и русофобам». Цитирую: «В царствование императора Николая II законом 1896 года в России была введена золотая валюта. Устойчивость денежного обращения была такова, что даже во время русско-японской войны, сопровождавшейся повсеместными революционными беспорядками внутри страны, размен кредитных билетов на золото не был приостановлен. До Первой мировой войны налоги в России были самыми низкими во всем мире. Бремя прямых налогов в России было почти в 4 раза меньше, чем во Франции, более чем в 4 раза меньше, чем в Германии, и в 8,5 раз меньше, чем в Англии».
Согласно данным Бориса Бразоля, в период между 1890 и 1913 гг. русская промышленность увеличила свою производительность в четыре раза. В 1914 году в Государственной сберегательной кассе было вкладов на 2 236 000 000 рублей – в 1,9 раза больше, чем в 1908 году. В 1913 году в России урожай главных злаков был на треть выше, чем в Аргентине, Канаде и Соединенных Штатах Америки вместе взятых.
С 1908 года в империи полным ходом стало вводиться бесплатное начальное образование. К 1917 году все мальчики и половина девочек Европейской части России были им охвачены. По количеству женщин, обучавшихся в высших учебных заведениях, в начале XX века страна заняла первое место в Европе…
Почитание мира
Скептики резонно заявят, что ни один эмигрант не может объективно оценивать страну, которую покинул. Поэтому дополнительно к выкладкам Бразоля приведу выводы, к которым пришел в 1914 году в книге «Экономическое преобразование России» французский экономист Эдмон Тери: «…если у больших европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 и 1950 годами, как они шли между 1900-м и 1912-м, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении».
Вообще, статус Николая II на мировой арене в конце XIX – начале XX века был очень высок. Император управлял огромной державой и сильной армией. Вспомним принятую на вооружение и до сих пор используемую в некоторых странах винтовку Сергея Мосина, самолеты Игоря Сикорского (в эмиграции запустил серию легендарных американских вертолетов), танки на гусеницах, придуманных волжским крестьянином Федором Блиновым, морские корабли…
Удивительно, но, обладая мощнейшим военным потенциалом, Николай II раньше всех на планете в 1898 году предложил обуздать гонку вооружений и ограничить использование самого убойного оружия. На основании этой инициативы в 1899 году была созвана Гаагская мирная конференция, на которой был учрежден Гаагский международный суд для мирного разрешения международных споров и конфликтов – первый легитимный для всего мира орган, предшественник действующего ныне Гаагского суда. Благодаря царским инициативам ни в одной из мировых войн не получило широкое применение химическое оружие и разрывные пули.
Сегодня о вкладе последнего правящего императора России в формирование мирового правопорядка мало кто вспоминает. Только в парадном зале Международного дворца мира в Гааге висит портрет, с которого на потомков смотрит Николай II – царь, причисленный православной церковью к лику святых.
Истину определит время
В феврале 1917 года в Петрограде возмущенные перебоями в поставках продовольствия рабочие и солдаты свергли органы управления. Николай II в это время находился на фронте. Депутаты Государственной Думы вместе с высшими генералами уговорили императора не развязывать гражданскую войну, а передать трон брату. Но великий князь Михаил не стал короноваться, а сразу тоже отрекся от престола. Так трехсотлетнее правление Романовых, начавшееся с Михаила, и закончилось на Михаиле.
Временное правительство обещало низвергнутому царю переезд с семьей в Англию. Однако британский кузен Георг почему-то отозвал свое приглашение и вместо туманного Альбиона Романовы оказались в холодном Тобольске. Под охраной. После Октябрьской революции 1917 года опальное семейство перевезли в Екатеринбург, где и расстреляли. Без решения суда. Спешно и тайно.
Почему? Случайно получив власть, большевики боялись ее потерять. Живой царь, пусть и низложенный, все равно являлся главным символом России и в любой момент мог быть использован разрозненными и разношерстными противниками революции в качестве объединяющего знамени.
Несколько лет назад, будучи в Екатеринбурге, я посетил двухуровневый Храм-на-Крови, построенный на месте снесенного дома Ипатьева. В его нижней части с полумрачными приземистыми сводами находится крипта, символически воссоздающая расстрельную комнату. Когда находишься там, самое время подумать, каких успехов достигла бы Россия при живом царе. Или не достигла бы? Во всяком случае, пример декларативной английской монархии доказывает, что вреда для развития экономики и демократии в цивилизованных странах государи не приносят.
Александр Шарашкин