Сергей Глазьев: «Мое призвание как ученого – говорить правду. Какой бы неприятной она ни была»
«Наука – это организованное знание, мудрость – это организованная жизнь», – утверждал Иммануил Кант, построивший свою жизнь вокруг этой формулы. Придерживающийся строгого порядка и четкости во всем, он непреложно следовал своему однажды выбранному пути ученого и философа. То же свойство характера присуще Сергею Глазьеву – известному российскому экономисту и политику. Доктор экономических наук, профессор, академик Российской академии наук, действующий член коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии, Сергей Глазьев с первых минут поражает собеседника структурированностью мышления.
«За три срока работы в Госдуме мне удалось провести более 30 законодательных инициатив»
– Вы известный российский экономист, политик, академик Российской академии наук. А кем вы мечтали стать в детстве?
– Как ни странно, уже в старших классах школы я планировал стать экономистом. Тем не менее на первом курсе я поступил на мехмат МГУ, так как там принимали экзамены на месяц раньше других факультетов и была возможность второй попытки. Однако сразу же, как только представилась возможность, я перевелся на экономический факультет.
– Жизнь вас сталкивала с неординарными личностями. Например, вы стали одним из четырех советских экономистов, которые были приняты бывшим чилийским диктатором Аугусто Пиночетом…
– Это был семинар, организованный бывшими министрами пиночетовского правительства. Мне было чрезвычайно интересно узнать из первых уст об опыте реформы, которая рекламировалась как успешная в международных финансовых организациях. И надо сказать, время было потрачено не зря – несмотря на то, что перелет в обе стороны занял двое суток. Мы с коллегами глубоко разобрались в чилийских реформах, связанных с первым правительством Пиночета, и на практике убедились, что они вовсе не были такими благополучными, как это представлял нам Международный валютный фонд. Первый этап реформ после прихода Пиночета к власти закончился полным крахом. Были массовые банкротства предприятий, банковской системы и всего государства. Что касается встречи с самим Пиночетом, она носила исключительно протокольный характер. В том, что Пиночет – преступник, сомнений нет. И я бы не называл его интересной личностью. Его имя стало нарицательным. Мне было важно понять другое – как чилийское общество реагировало на всю эту «шоковую терапию». Это были последние годы пиночетовского режима. Почва под его ногами уже сильно колебалась. К сожалению, печальный опыт пиночетовских реформ не был в полной мере учтен в той программе «шоковой терапии», которая была впоследствии реализована в России.
– Какими собственными достижениями вы особенно гордитесь сегодня?
– Если говорить о достижениях в период работы в российском правительстве, то здесь я бы отметил введение экспортных пошлин, которые спасли тогда российский бюджет. Они давали примерно 30% дохода федеральному бюджету и помогли нашей экономике выдержать шок либерализации внешнеэкономической деятельности. Если бы не было экспортных пошлин, то цены на сырье у нас взлетели бы до мировых и экономический кризис был бы гораздо тяжелее. Экспортные пошлины мы ввели одновременно с либерализацией внешней торговли с начала 1992 года. Если бы их не отменили, возможно, удалось бы избежать банкротства государства в 1998 году. Сырьевики уговорили исполнительную власть отказаться от экспортных пошлин, мотивируя тем, что это якобы противоречит ВТО. Экспортные пошлины как системный инструмент регулирования вывоза сырьевых товаров были нами применены впервые в мире и себя полностью оправдали. Они стали также первой в нашей истории формой рыночного изъятия природной ренты. Сейчас, вследствие наших обязательств перед ВТО, экспортные пошлины сворачиваются – это большая ошибка. Налог на добавочную стоимость добычи полезных ископаемых, которым его заменили, является по сути налогом на потребителя; а экспортные пошлины – это способ изъятия природной ренты с экспортируемой части ресурсов.
Если говорить о законодательной работе, то я бы выделил такие результаты, как введение законодательства в области регулирования внешнеэкономической деятельности, госзакупок, прогнозирования социально-экономического развития, антимонопольного регулирования, ограничения оборота и рекламы алкогольной продукции – всего более 30 принятых законодательных инициатив. Два срока работы в Государственной думе я руководил Комитетом внешнеэкономической политики. На международном уровне в 2009–2011 гг. по поручению В.В. Путина я занимался созданием Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Никто в те времена не верил, что он состоится. А сейчас я вас принимаю в Евразийской экономической комиссии – первом полноценном наднациональном органе на постсоветском пространстве.
«Надо дать возможность потребителю оплачивать тепло по счетчику»
– Более 70% общего потенциала энергосбережения России сосредоточено в жилищно-коммунальной сфере, что делает ЖКХ одной из самых затратных отраслей экономики. Похожая ситуация наблюдается в Белоруссии, Казахстане, Армении и Киргизии. В связи с этим вопрос: какой вклад может внести Евразийская экономическая комиссия в дело повышения энергоэффективности зданий и внедрения новых технологических решений в ЖКХ?
– Евразийская экономическая комиссия призвана регулировать взаимную и внешнюю торговлю государств – членов Евразийского экономического союза. Мы имеем достаточно ограниченный круг функций, которые включают в себя таможенное, таможенно-тарифное и техническое регулирование. А также вопросы, связанные с обеспечением добросовестной конкуренции и эффективного функционирования единого экономического пространства: госзакупки, антимонопольное регулирование, координация промышленной политики, сельскохозяйственной деятельности, – в той мере, в которой государства – члены ЕАЭС готовы состыковывать свои планы развития.
Вопросы энергосбережения – это новая сфера нашей деятельности, которая, мы надеемся, будет нам делегирована с утверждением Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. Этот документ в целом был одобрен еще в мае. Сейчас мы готовим его к окончательному утверждению в декабре. И в рамках этих Стратегических направлений предусмотрен раздел, связанный с научно-техническими программами, с целевыми межгосударственными программами, с инновационными и инвестиционными проектами, имеющими интеграционное значение. И, возможно, эта тематика, как вы правильно отметили, актуальная для всех, станет частью нашей работы. Потом, я могу сказать, что косвенно мы можем повлиять на вопрос энергосбережения через принятие технических регламентов в строительстве. Эта тема пока не охвачена общими техническими регламентами Евразийского экономического союза. Изначально вопросы регулирования строительства были выведены за рамки нашей работы, поскольку Таможенный союз – это прежде всего движение товаров. А услуги, тем более услуги «на земле», где действуют свои национальные нормы и строительства, и регулирования землепользования, были вне пределов наших компетенций. Сейчас нам ставят задачу разработки технических регламентов в области строительства и строительных материалов. Мы будем опираться на самые передовые требования стандартов, учитывая международный опыт и лучший опыт наших государств. Пока мы к этому только приближаемся. Более же целенаправленно продвижению энергоэффективности в ЖКХ могло бы послужить принятие технического регламента ЕАЭС, вводящего классы энергетической эффективности и экологической безопасности объектов жилищно-коммунального хозяйства. Такая правовая норма позволит задать в ЖКХ четкую систему требований по энергосбережению. А это – основа для проведения настоящей политики повышения энергоэффективности данной отрасли.
– В чем вы видите решение проблемы низкой энергоэффективности в ЖКХ?
– Насколько я помню наши дискуссии в Российской академии наук относительно жилищно-коммунального хозяйства, которое стало сегодня крупнейшей отраслью экономики, где примерно 10% от всех занятых в экономике обеспечивают комфортные условия проживания, главной проблемой всегда были потери в теплосетях. В советский период тоже шла борьба за снижение этих потерь, которые достигали чуть ли не 50%. Сегодня построенное в Союзе централизованное теплоснабжение в городах никуда не делось. Мы все к ним привязаны, к теплосетям. Поэтому я считаю, что магистральное направление повышения энергоэффективности ЖКХ – модернизация, реконструкция этих сетей и борьба за снижение энергопотерь. Современные технологии позволяют их практически ликвидировать. Однако Правительство России решило отдать решение этой задачи на откуп рыночной стихии, когда объекты коммунальной инфраструктуры передаются в управление частным компаниям на условиях концессии или частно-государственного партнерства. Думаю, что это стратегическая ошибка. Я в свое время выступал на Экономическом совете, когда обсуждалась реформа ЖКХ, с критикой, что в ситуации макроэкономической нестабильности передавать в концессию объекты коммунальной инфраструктуры на 10–15 лет бессмысленно, поскольку никто не может спрогнозировать тариф. То есть, если компания берет в концессию магистральный теплопровод и обязуется за 15 лет не повышать тарифы и модернизировать сети, ясно, что они не смогут выполнить это обязательство. Придется пересматривать.
Есть объективные законы регулирования экономики. Чем меньше конкуренция, тем объективно больше роль государственного регулирования. Чем больше конкуренция, тем меньше роль государственного регулирования. В данном случае вообще мы видим в крупных городах полное отсутствие конкуренции. Если мы допускаем частные компании в объективно монопольный сектор коммунальной инфраструктуры, то они все потери перекидывают на тарифы, а также норовят их максимально раздуть для обогащения за счет потребителей. Кроме того, есть такое общее место в теории антимонопольного регулирования, что во всех странах мира, включая все самые либеральные и демократические, с активным населением, антимонопольный регулятор рано или поздно срастается с корпорациями, которые он регулирует, и начинает лоббировать их интересы. Причем это бывает не только в силу коррупции, а уже в силу многолетней совместной деятельности, когда люди по инерции начинают ощущать себя частью объекта регулирования и невольно защищать его интересы, лоббируя повышение тарифов. Я уж молчу о случаях, когда в концессию объекты коммунальной инфраструктуры брали какие-то зарегистрированные в офшорах «Рога и копыта», которые просто получали деньги и исчезали. В общем, концессии на объекты коммунальной инфраструктуры создают для государства очень сложную проблему контроля и защиты прав потребителя.
Если все-таки дальше идти по этому пути, нам необходимо повысить роль конечных потребителей и давать им реальную возможность влиять на тарифы. Начать же надо с того, чтобы конечный потребитель стал оплачивать тепло каждый по своему счетчику – так, как это делается для электро- и водоснабжения, а также для водоотведения. Пока же он просто получает платежку, в которой не может оценить – потребил ли он на самом деле эти калории тепла или нет? То есть эти платежи для него – просто налог на содержание концессионеров коммунальной инфраструктуры.
«Переход к шестому укладу совершается через очередную технологическую революцию»
– 15 лет назад вы предсказывали, что в соответствии с теорией длинных циклов в мире будет происходить трансформация структуры экономики, связанная с переходом от пятого технологического уклада к шестому. Этот переход приведет к смене экономических моделей, методов управления и, самое главное, полностью изменит наши привычки и образ жизни. Что же ожидает нас в будущем?
– Переход к шестому технологическому укладу совершается через очередную технологическую революцию, кардинально повышающую эффективность экономики. Стоимость производства и эксплуатации средств вычислительной техники на нанотехнологической основе снизится еще на порядок, многократно возрастут объемы ее применения в связи с миниатюризацией и приспособлением к конкретным потребительским нуждам. Нанопокрытия и композитные материалы многократно повышают сроки службы оборудования, объектов инфраструктуры – тех же теплосетей. Медицина получит в свое распоряжение технологии борьбы с болезнями на клеточном уровне. Трансгенные культуры многократно снижают издержки, увеличивают эффективность и улучшают потребительские качества фармацевтического и сельскохозяйственного производства. Генетически модифицированные микроорганизмы будут использоваться для извлечения металлов и чистых материалов из горнорудного сырья. В машиностроении на основе системы «нанокомьютер-наноманипулятор» создаются сборочные автоматизированные комплексы и 3D-принтеры, способные собирать любые макроскопические объекты по трехмерной сетке расположения атомов. Компьютеры революционизируют производственную сферу.
В настоящее время переходный процесс завершается – новый технологический уклад вступает в фазу роста. Между пятым и шестым технологическими укладами существует преемственность. Их ключевым фактором являются информационные технологии, основанные на использовании знаний об элементарных структурах материи, алгоритмах обработки и передачи информации, полученных фундаментальной наукой. Граница между ними лежит в глубине проникновения технологии в структуры материи и масштабах обработки информации. Но если пятый технологический уклад опирается на применение достижений микроэлектроники в управлении физическими процессами на микронном уровне, то шестой базируется на использовании нанотехнологий, оперирующих на уровне одной миллиардной метра и способных менять строение вещества на молекулярном и атомном уровне, придавая ему принципиально новые свойства, а также проникать в клеточную структуру живых организмов, видоизменяя их. Наряду с качественно более высокой мощностью вычислительной техники нанотехнологии позволяют создавать новые структуры живой и неживой материи, выращивая их с помощью алгоритмов самовоспроизводства.
Распространение нового технологического уклада кардинальным образом меняет всю систему управления социально-экономическими процессами. С одной стороны, появляются возможности тотального контроля над поведением граждан в глобальном масштабе. С другой стороны, становится возможным появление частных трансграничных систем управления экономическими, социальными и политическими процессами, затрагивающих национальные интересы государств и их объединений. Основу для таких систем обеспечивают глобальные социально-информационные и торгово-информационные сети и криптовалюты, интернет вещей и прочие обезличенные информационные средства совершения транзакций, выводящие международную торговлю и финансы за пределы национальных юрисдикций.
Цифровизация и роботизация во всех сферах жизни значительно облегчает повседневность. Избавляет людей от рутинной работы, высвобождает время для творческой деятельности. Но вместе с тем государству и обществу только предстоит оценить все издержки, а нередко и прямые угрозы, генерируемые такими инновациями. Последние должны быть подчинены прогрессу и созиданию, но не служить целям разрушения. Так, применение технологии блокчейн сделает невозможным фальсификацию регистрационных и подделку разрешительных документов. Применение «умных» контрактов исключит чиновничий произвол в сфере государственных закупок. Вся система государственного управления станет более прозрачной и открытой для общественного контроля.
«Меняется идеология международного сотрудничества»
– Эпидемия коронавируса становится сегодня одной из главных угроз для мировой экономики и финансовых рынков. Какие ожидаются последствия?
– Я считаю, что нагнетание страха может иметь достаточно серьезные побочные последствия, которые гораздо хуже самой болезни. В Китае фактически полностью наверстали падение экономической активности, которое возникло в первые два месяца жесткой самоизоляции. Они одумались и борются сегодня с коронавирусом, не привлекая к этому такого повышенного внимания. Проблема в том, что людей запугали в отношении болезни, которой они особо противостоять не могут. Заразишься ты или нет – от тебя мало зависит. А вот заразиться СПИДом можно, только совершив определенные действия сознательно. Было бы лучше, если бы наши СМИ паниковали насчет пандемии СПИДа, распространение которой действительно можно прекратить путем разъяснительной работы.
В то же время пандемия безусловно ускорила распространение биоинженерных и информационно-коммуникационных технологий, составляющих ядро нового технологического уклада. Происходящий сегодня кризис создает гигантский стимул для прогрессивных технологических изменений, ускоряет развитие нового технологического уклада.
– Как вы считаете, переход к новому мирохозяйственному укладу повлияет на жизнь людей в городских агломерациях?
– Кардинальным образом. Новый мирохозяйственный уклад мы назвали интегральным, он являет собой принципиально новую модель партнерства государства, бизнеса и общества. Яркий пример – построение рыночного социализма в Китае. Сохраняя завоевания социализма, китайские коммунисты включают в систему государственного управления регуляторы рыночных отношений, дополняют государственные формы собственности частными и коллективными таким образом, чтобы добиваться повышения эффективности экономики в общенародных интересах. Государство предоставляет доступ к инфраструктуре и услугам естественных монополий по низким ценам, а предприятия отвечают за производство конкурентоспособной продукции. В целях повышения ее качества государство организует и финансирует проведение необходимых НИОКР, образование и подготовку кадров, а предприниматели реализуют инновации и осуществляют инвестиции в новые технологии. Частно-государственное партнерство подчинено общественным интересам развития экономики, повышения народного благосостояния, улучшения качества жизни. Посмотрите на китайские города – они объективно сегодня самые комфортные, самые безопасные и самые современные в мире. Это умные города с оптимизацией транспортных потоков, минимизацией энергопотерь, комфортными условиями проживания. На фоне новых китайских городов, выстроенных по последнему слову техники – с удобной для жителей и высокоэффективной инфраструктурой, природными и технологическими парками, университетами и высокотехнологическими производствами, американские города кажутся трущобами.
– Что может помочь России совершить рывок в «технологическое будущее»?
– Реализация смешанной стратегии опережающего экономического развития, предусматривающей, во-первых, опережающее становление базисных производств нового технологического уклада – это требует концентрации ресурсов и развертывания специальных инструментов рефинансирования в сферах производства нового технологического уклада. Во-вторых, необходимо стимулирование инновационной активности в целях динамического наверстывания отставания в тех производствах, где наблюдается незначительное отставание от передового в мире уровня. В-третьих, в безнадежно отставших отраслях необходима реализация стратегии догоняющего развития с опорой на импорт технологий и воплощающие передовой технический уровень иностранные инвестиции. В-четвертых, нужны крупномасштабные инвестиции в углубление переработки сырьевых ресурсов, направляемых сейчас на экспорт. В-пятых, необходимо всемерное стимулирование инновационной активности в целях полномасштабной реализации сохранившегося научно-технического потенциала.
Реализация такой смешанной стратегии опережающего развития требует стимулирования спроса на новую продукцию, в том числе через госзакупки, а также обеспечение финансирования роста новых технологий посредством долгосрочного доступного кредита. В технологической области стоит задача выращивания конкурентоспособных на мировом рынке предприятий, осваивающих технологии современного технологического уклада.
Одновременно должны быть созданы условия для опережающего становления новейшего технологического уклада, включающие государственную поддержку соответствующих фундаментальных и прикладных исследований, развертывание инфраструктуры подготовки кадров необходимой квалификации, создание информационной инфраструктуры.
В институционной области стоит задача формирования такого хозяйственного механизма, который обеспечил бы перераспределение ресурсов из устаревших и бесперспективных производств, а также сверхприбыли от экспорта природных ресурсов в производственно-технологические системы современного и нового технологических укладов, концентрацию ресурсов в ключевых направлениях их развития, модернизацию экономики, повышение ее эффективности и конкурентоспособности на основе распространения новых технологий. Решению этой задачи должны быть подчинены меры по формированию институтов развития, реструктуризации неплатежеспособных предприятий, регулирование внешней торговли, научно-технологическая, промышленная, финансовая политика государства.
Макроэкономическая политика должна обеспечивать благоприятные условия для решения перспективных задач, гарантируя выгодность производственной деятельности, хороший инвестиционный и инновационных климат, поддерживание благоприятных для развития нового технологического уклада ценовых пропорций и других параметров хозяйственного механизма, способствуя преодолению дезинтеграции и демонетизации экономики.
Сочетанием мер макроэкономической, структурной и институциональной политики должна быть решена задача преодоления инвестиционного кризиса, предполагающая трехкратное повышение объема инвестиций в развитие производства. На микроуровне необходимо восстановить связь между созидательной общественно полезной деятельностью и доходами хозяйствующих субъектов, создать условия, стимулирующие конструктивную мотивацию предпринимательской деятельности на повышение эффективности производства, внедрение прогрессивных нововведений и освоение современных технологий, трансформацию доходов и сбережений в инвестиции. Впрочем, реализация всех приведенных составляющих опережающего развития вновь упирается в системообразующую компоненту – стратегическое планирование.
«Нам нужно быть объективными и все просчитывать»
– Если выдается свободное время, чем любите заниматься?
– Писать книги.
– Есть ли у вас личный рецепт успеха?
– Я считаю, что мое призвание как ученого – говорить правду и только правду, какой бы неприятной она ни была. Пожалуй, в этом – главное конкурентное преимущество науки. Я стараюсь высказывать свое мнение, основываясь только на объективном анализе и логически выстроенном прогнозе оценки вероятных последствий принимаемых решений, нравится это кому-то или нет. Если мы хотим добиться успеха в любой деятельности, нам нужно быть объективными, честными, добросовестными и уметь все просчитывать. Вот, собственно, этим я и стараюсь заниматься.
– Самый полезный совет, который вы получили в жизни?
Это, скорее, не совет… Происходили ситуации, которые глубоко меня потрясли. Всем известная народная пословица о том, что честь нужно беречь смолоду, для меня не просто слова. В романе Николая Островского «Как закалялась сталь» очень точно подмечено: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества». Так что вся моя жизнь – борьба. А покой мне только снится (улыбается).
– Что бы вы пожелали читателям журнала «Вокруг ЖэКа»?
– Я бы хотел пожелать вашим читателям серьезно относиться ко всему тому, что написано в журнале. В том числе к публикациям, посвященным актуальным вопросам сферы ЖКХ – это поможет оперативно и результативно найти правильное решение наболевших проблем.
Ольга Гришина