Уходили от причала корабли
Москва – крупнейший транспортный узел страны. В ней расположены девять железнодорожных вокзалов, московский регион обслуживают шесть аэропортов, которые принимают пассажирские и грузовые самолеты на внутренних и международных линиях. От города во всех направлениях отходят федеральные автомагистрали, которые в последние годы постоянно расширяются и модернизируются.
В то же время Москва исторически развивалась как город на реке. Само название города совпадает с названием реки, на которой он расположен, что подчеркивает неразрывную связь между ними. В черте города находятся три речных порта – Северный, Западный и Южный. Два из них имеют пассажирские причалы и здания речных вокзалов. Причем Северный речной вокзал представляет собой исторически значимое, великолепное в архитектурном отношении здание, которое в сентябре этого года вновь открылось после длительного простоя и двухлетней реставрации.
Жемчужина сталинского ампира
Северный речной вокзал Москвы – памятник архитектуры регионального значения. Он возводился в 1932–1937 годах по проекту архитекторов А.М. Рухлядева и В.Ф. Кринского. Идея архитектурного оформления здания восходит к мотивам, навеянным Дворцом дожей в Венеции, и действительно имеет с ним некоторое визуальное сходство. Два яруса открытых пешеходных галерей расположены вдоль обеих сторон вытянутого вдоль набережной здания. Галереи украшены многочисленными арками и напоминают палубы парохода, по ним можно гулять вокруг, любуясь видами Химкинского водохранилища или обширного парка, расположенного между зданием вокзала и Ленинградским шоссе.
В центральной части вокзала по обеим сторонам симметрично расположены порталы с тремя высокими арками, украшенными рядами расположенных друг над другом круглых медальонов с керамическими майоликовыми изображениями достижений в области народного хозяйства первых пятилеток советской власти.
Над центральной частью здания располагается башня с часами, увенчанная 27-метровым шпилем со звездой. Башню обрамляет четырехсторонняя аркада с галереей и четыре скульптуры работы Ромуальда Иодко (краснофлотец, красноармеец, северянин и южанка).
Со стороны водохранилища вокзал имеет высокий цокольный этаж. К центральному входу здания снизу вверх восходит широкая гранитная лестница, а со стороны парка центральный вход находится на уровне расположенной перед ним площади – таким образом при строительстве был учтен естественный уклон ландшафта.
В целом здание Северного речного вокзала задумывалось как главная архитектурная составляющая комплекса сооружений канала Москва – Волга (ныне Канал им. Москвы). Обычно его причисляют к стилю «сталинский ампир» и рассматривают как один из характерных примеров этого архитектурного направления.
Бережная реставрация
Последние два десятилетия правительство Москвы проводит целенаправленную работу по обустройству городских набережных, общая протяженность которых в черте города составляет более 90 км. Эта работа включает в себя освоение территорий бывших промышленных зон, обустройство прилегающих к набережным пространств, расширение и озеленение пешеходных зон, что должно в конечном итоге привести к сплошной линии набережных, идущей через весь город. Задача сопряжена с необходимостью строительства новых мостов, обустройством смотровых площадок и прокладыванием многокилометровых велодорожек. Значительная часть из задуманного уже сделана, но многое еще находится в планах. Масштабный замысел можно реализовать только при комплексном подходе к перспективному развитию столицы. Урбанистика как наука о комплексном развитии городской территории дает возможность преобразить ранее мало используемые пространства набережных, сделав их подлинной достопримечательностью столицы.
Частью описанной долгосрочной стратегии и является недавно завершенная реконструкция территории Северного пассажирского порта и здания Северного речного вокзала, которое не использовалось по назначению последние десять лет. Реставрация коснулась не только внешнего облика здания, но и его внутренних пространств, включая работы по восстановлению и обновлению лепнины, люстр, бра, живописи по стеклу, настенных панно с живописью по холсту и потолочной росписи.
Внутреннее пространство вокзала имеет три основных зоны, которые почти равны друг другу по площади. Это центральный вестибюль, зал ожидания и ресторан. Верхняя часть центрального вестибюля имеет окна и медальоны круглой формы с изображениями гербов союзных республик, а потолки украшены живописью в кессонах.
Зал ожидания помимо использования по прямому назначению теперь будет иметь периодически меняющуюся музейную экспозицию. Сейчас она посвящена истории развития довоенной отечественной гидроавиации, что связано с освоением Арктики, так как напротив Северного речного вокзала на другом берегу Химкинского водохранилища был расположен аэродром полярной авиации. Представлена модель в масштабе 1:10 гидросамолета S-43 (разработки И.И. Сикорского) и выдержки из исторических документов по освоению советской Арктики.
Также в зале ожидания находятся четыре настенных панно, визуально увековечивающих четыре фундаментальных права сталинской Конституции 1936 года – право на труд, отдых, здоровье и образование для всех. Что касается убранства ресторанного зала, то его восстанавливали по эскизам 1930-х годов – отреставрирована потолочная роспись и девять настенных панно с изображениями гидротехнических сооружений канала Москва – Волга (автор К.Л. Лехт), уложен штучный паркет. Верхняя часть стен ресторана украшена изображениями четырех кораблей, а потолок украшают изображения чаек в полете.
Кроме уже названных помещений вокзала, в здании имеется так называемая комната особого назначения. Это относительно небольшой зал, в котором некогда принимали высокопоставленных лиц и иностранные делегации. Сведений об этом помещении сохранилось немного. На стенах имеются характерные для всего убранства вокзала круглые медальоны, но они пусты, так как в настоящее время нет сведений о располагавшихся в них изображениях. Пол выложен штучным паркетом, проведена меблировка в стиле 1930-х годов.
Комплексное преобразование
Подверглась комплексному благоустройству и вся территория пассажирского порта с расположенными на ней причалами для больших и малых судов. Вдоль здания вокзала в линию на десятки метров протянулась модель Канала имени Москвы с выполненными из металла шлюзами. Часть из 17 пассажирских причалов имеет крытые павильоны в виде арок и небольших помещений, в которых в дни моего детства располагались кассы прогулочных корабликов. Они тоже отремонтированы и великолепно смотрятся.
В южной части портового комплекса соорудили три подогреваемых открытых бассейна на понтоне и пляжную зону с солярием и шезлонгами. Персонал пассажирского порта и сотрудники парковой зоны передвигаются по обширной территории на электрокарах, а нужные грузы доставляют миниатюрные грузовички размером с легковой автомобиль.
С точки зрения современной урбанистики реконструкция зоны Северного речного порта Москвы, обустройство прилегающей к нему парковой территории и реставрация здания Северного речного вокзала – это яркий пример комплексного преобразования городской территории на значительной площади. В планах городского правительства возобновить прерванное в 2006 году пассажирское сообщение между пристанями в черте города, что логически дополнит постоянно развивающийся в последние годы столичный транспорт. Существует проект строительства канатной дороги через Канал имени Москвы: предполагается, что она соединит оба берега от Химкинского бульвара в районе Тушино (СЗАО) и до метро «Речной вокзал» в районе Левобережный (САО). Если проект действительно состоится, то это будет уже вторая канатная дорога в столице.
Хочется надеяться, что в перспективе возобновится и речное пассажирское сообщение между городами европейской части страны. В СССР теплоходы перевозили пассажиров между Москвой и всеми поволжскими городами. В настоящее время действуют только туристические маршруты.
Виктор Кудинов