03.07.2020

Семь «сталинских сестер»

Наверное, многие из нас, бывая на Воробьевых горах, в восхищении замирали, глядя на здание главного корпуса Московского государственного университета имени Ломоносова. Еще вы наверняка помните шикарную профессорскую квартиру в «Доме авиаторов» на Баррикадной из фильма «Москва слезам не верит», куда главную героиню Екатерину родственники позвали присматривать за порядком на время их отъезда. А посмотрев фильмы «Бригада», «Брат-2» или «Стиляги», вы могли узнать знаменитый дом на Котельнической набережной.
А еще есть, конечно же, здание МИД, гостиницы «Украина» и «Ленинградская», дом у Красных Ворот – наверное, нет в стране человека, для которого эти грандиозные открыточные высотки остались бы незамеченными. А может, кому-то вообще посчастливилось жить или работать в одной из этих красавиц. В одной из семи «сестер Сталина», как о них иногда говорят.
Первой высоткой в Москве – махиной высотой 416,5 м со 100-метровой статуей Ленина на верхушке должен был стать Дворец Советов по проекту Бориса Иофана. Большой зал торжественных заседаний этого супернебоскреба смог бы вместить 21 000 человек. Ради строительства символа СССР в 1931 году со второй попытки был взорван символ старой России – Храм Христа Спасителя. Разбор завалов продолжался в течение полутора лет. Строительство архитектурного монстра началось. Это была крупнейшая градостроительная задача, а стройку провозгласили ударной.
Под будущий фундамент выкопали огромнейший котлован, в который постоянно просачивалась вода из находящейся поблизости Москвы-реки и других подземных потоков. Для того чтобы стенки не обрушились под их воздействием, в СССР впервые применили битумизацию грунта. Разогретый до 200 °С битум по трубам закачивали в почву до тех пор, пока все пустоты не были заполнены. К монтажу стального каркаса приступили в 1940 году и успели266198 возвести его до уровня 7-го этажа.
Однако проекту не суждено было осуществиться – вмешалась Великая Отечественная война. Все металлические конструкции пошли на изготовление противотанковых ежей, а стальные балки использовались для восстановления разрушенных мостов.
После победы над фашистскими захватчиками нужно было не только в кратчайшие сроки восстановить страну, но и продемонстрировать миру ее могущество и великолепие. От строительства Дворца Советов решено было отказаться, однако восемь проектов, чуть менее грандиозных, ждали своего воплощения. А на уникальном фундаменте в форме огромной чаши, оставшемся от Дворца Советов, создали самый большой в мире открытый плавательный бассейн «Москва», который функционировал круглогодично с 1960-го по 1994 год.
7 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия Москвы, было положено начало легендарному проекту – строительству «архитектурных доминант» столицы, восьми высотных зданий, которые должны были войти в историю как символ силы и мощи Союза Советских Социалистических Республик. Зодчим советского времени это удалось – они создали неповторимый архитектурный стиль, получивший название «советский монументальный классицизм» или «сталинский ампир».

№1: МГУ им. Ломоносова на Воробьевых горах
1 сентября 1953 года самый высокий в Европе 36-этажный небоскреб на Воробьевых горах впервые распахнул свои двери для студентов. Примечательно, что изначально МГУ проектировал тот же архитектор, что и Дворец Советов – Борис Иофан. Однако из-за разногласий по расположению здания со Сталиным (Иофан собирался возводить главный корпус прямо над обрывом Ленинских гор и не соглашался перенести строительство подальше от кромки) получил отставку. Воплощать проект было поручено Льву Рудневу, который оказался более сговорчивым и перенес здание на 800 м вглубь территории, а на месте, выбранном Иофаном, создал всем известную сегодня смотровую площадку.
Высота МГУ достигает 236 м, шпиль имеет высоту около 50 м, а венчающая его звезда весит 12 тонн. Для изготовления стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали, на возведение стен и парапетов ушло около 175 млн кирпичей. Особо стоит отметить часы, украшающие МГУ. Это самые большие часы в Москве! Циферблаты, сделанные из нержавеющей стали, имеют диаметр 9 м. Стрелки часов тоже огромные: минутная вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов – ее длина 4,1 м, а вес – целых 39 кг.
Учитывая масштаб строительства, помимо вольнонаемных рабочих, было принято решение использовать в строи­-
тельстве лагерных заключенных. В 1948 году в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из ГУЛАГа нескольких тысяч человек, имевших строительные специальности. Вытянувшим счастливый билет «сидельцам» предстояло отбывать остаток срока на стройке МГУ. По некоторым данным, их численность достигала 14 290 человек.
Когда самую высокую часть университета практически возвели, руководство приняло решение поселить заключенных рабочих на 24-м и 25-м этажах недостроя, таким образом рассчитывали сэкономить на расходах по охране и транспорту. По легенде, нашелся «кустарь» (а по некоторым сведениям, таковых было двое), который соорудил себе из подручного материала нечто, напоминающее дельтаплан, и покинул заточение, улетев с 25-го этажа.
МГУ окружает еще масса разнообразных легенд. Село Воробьево среди москвичей считалось местом нечистой силы, в результате чего энергетика университета стала считаться «нехорошей». О фундаменте высотки говорили, что он якобы залит постоянно генерируемым жидким азотом: мол, в случае аварии здание может сползти вниз, разрушив полгорода. Первые студенты шептались о золотом памятнике Сталину, будто бы спрятанном где-то в подвальных катакомбах, о шпиле с… пунктом КГБ, предназначенным для слежки за перемещением высокопоставленных лиц, о подземных бункерах размером с сам университет, о связанном с системой засекреченных транспортных сооружений «Метро-2» и, наконец, о призраке рыжеволосой девушки в голубом платье, то и дело появляющейся в главном здании.

№2: Дом на Котельнической набережной
Автором знаменитой 176-метровой красавицы, расположившейся у слияния русла Москвы-реки и Яузы, стали главный архитектор Москвы того времени Дмитрий Чечулин и его соавтор Андрей Ростковский. Для претворения в жизнь проекта трехкорпусного здания, в котором 32 этажа в центральной части и 8–10 – в боковых, спроектированного в виде звезды из трех лучей, пришлось уничтожить несколько переулков старой Москвы: Большой Подгорный, Малый Подгорный, Свешников и Курносов. Строительство высотки началось в 1938 году, когда по проекту архитекторов началось сооружение девяти­этажного правого крыла по Котельнической набережной как самостоятельного здания. Завершить строительство помешала война. В 1947-м строительство продолжилось в рамках постановления Сталина о возведении в городе высотных зданий. Поэтому официальной датой заложения этого дома, как и других «сестер», также считается 7 сентября 1947-го.
Строительство шло в период с 1948-го по 1952 год. Идея социально-бытовых комплексов, города в городе характерна для советского архитектурного замысла периода СССР. Поэтому в проект здания было включено все необходимое советскому горожанину: почта, гастроном, химчистка, булочная и кинотеатр. Что примечательно, при возведении высотки также не обошлось без участия заключенных, которые во время строительства проживали в только что отстроенных квартирах. Уже после заселения некоторые жильцы находили метки на стеклах окон – «строили зэки». А в Музее истории ГУЛАГа хранится экспонат – дверной наличник, на внутренней стороне которого надпись: «Астахов Иван Емельянович Год рождения 1896 осуждён по указу на 10 годов отделывал высотный дом Вот как мы жили в стране». Также существует легенда, что заключенные являлись натурщиками при создании барельефов.
В доме насчитывалось около 700 квартир – с бело­снежной мебелью на кухне, импортной сантехникой и бронзовыми светильниками. В отделке использовался мрамор, ценные породы дерева, цветные металлы. В центральном корпусе установлены 10 лифтов. В доме функционировала как обычная вентиляция, так и централизованная система кондиционирования. Как это было принято в советскую эпоху, росписи потолков в холле изображали счастливых советских людей. При распределении квартир одно крыло было отдано военным, а другое – творческой элите. Также квартиру в доме получил и главный архитектор здания Дмитрий Чечулин. Говорят, что Дмитрий Николаевич рассчитывал получить просторную квартиру на последних этажах с панорамным видом на столицу, но советская власть выделила ему жилье на первом этаже, где он и прожил до конца своей жизни.
В высотке на Котельнической проживало самое больше количество знаменитостей по сравнению с другими «сестрами». Это балерина Галина Уланова (сейчас в ее квартире музей), режиссер Иван Пырьев, писатель Константин Паустовский, актрисы Марина Ладынина, Нонна Мордюкова, Клара Лучко, Николай Жаров, Фаина Раневская, поэты Александр Твардовский и Евгений Евтушенко… Последний даже написал стихотворение «Тараканы», посвященное насекомым, которые, как говорят, обитали в этом элитном небоскребе в большом количестве.

Тараканы в высотном доме –
бог не спас,
Моссовет не спас.
Все в трагической панике –
кроме тараканов,
штурмующих нас.
Адмиралы и балерины,
физик-атомщик и поэт
забиваются под перины,
тараканоубежища нет.

На столе у меня ода –
тяжкий труд,
а из мусоропровода
гости прут.
Только Зыкина запела,
с потолков
подпевать пошла капелла
пруссаков.
Композитор Богословский
взял аккорд,
а на клавиш вспрыгнул скользкий
рыжий черт (…)

№3: гостиница ­«Ленинградская»
Гостиница «Ленинградская» – самая «миниатюрная» среди всех «сестер», самая «русская» и самая роскошная по убранству. Внешний облик здания напоминает классические образцы средневекового русского зодчества. Ее высота составляет всего 136 м. Архитекторам Леониду Полякову и Александру Борецкому необходимо было вписать высотку в «лицо» уже сложившегося городского ландшафта Комсомольской площади. Под строительство был выделен сравнительно небольшой участок размером чуть больше 0,5 га. Компактность застройки осложнялась весьма неблагоприятными геологическими условиями – под землей протекали сразу две реки: Рыбинка и Чечера. Поэтому для укрепления фундамента впервые в Москве применили уникальную технологию вибронабивки – конструкцию удалось усилить вибронабивными десятиметровыми сваями в количестве 1400 штук. Также пришлось усилить коробчатый фундамент, для исключения неравномерной осадки опор. Для этих целей внесли изменения в армирующий каркас всего здания. В результате расход стали увеличился примерно на треть и составил 39 кг на 1 м³ здания, что значительно удорожило строительство.
Помимо этого, было внедрено и отработано еще множество новых технологий: впервые применили бетонный насос и сталь марки ДС (Дворец Советов), которая применяется при монтаже мостов и высотных зданий и в настоящее время, разработаны и впервые использовались ползучие краны, впервые применили пустотелый кирпич, керамическую облицовочную плитку и прочее.
Возведение гостиницы продолжалось в период 1949–1954 годов. Использование богатого архитектурного оформления фасада, многоцветие, не характерное для других «сестер», применение разнообразных декоративных техник, элементов храмового зодчества, витражных окон, использование натурального камня, пышной резьбы, росписей и позолоты позволили разработчикам проекта создать уникальный памятник архитектуры, который не имеет аналогов в Европе. 1 ноября 1953 года «Ленинградская» распахнула свои двери для постояльцев. На момент открытия в ней располагалось 330 номеров площадью примерно по 12 кв. м., каждый из которых был оснащен санузлом, что являлось для гостиниц тех времен большой редкостью. Внутренне убранство гостиницы поражало своим великолепием. Из многочисленных роскошных достопримечательностей высотки можно отметить 15,5-метровую бронзовую люстру-гирлянду, которая на момент постройки являлась самой длинной в мире, поэтому запись о ней была добавлена в Книгу рекордов Гиннесса, или, например, красный шокшинский кварцит, также занесенный в данную Книгу как самый дорогой отделочный материал, которым выложена стена над входом на лифтовую площадку. Уникальная горная порода добывается только в одном месте на Земле – в карьерах у села Шокша на Онежском озере.
Спустя годы в пору борьбы с «излишествами и украшательством в строительстве» вся архитектурная роскошь гостиницы подверглась жесткой критике со стороны Хрущева, архитекторы попали в опалу и были лишены Сталинских наград.

№4: «Дом Авиаторов»
Величественная готическая красавица в 156 м высотой, получившая в народе название «Дом Авиаторов», возводилась в столице в период 1948–1954 годов. Над проектом трудились архитекторы Михаил Посохин, Ашот Мндоянц и конструктор М. Вохомский. Здание расположилось на Кудринской площади (площади Восстания в годы Союза), получившей свое название от находившегося здесь в XV веке села Кудрино (в переводе с литовского kūdra – торф, болото, пруд), которое по преданию принадлежало герою Куликовской битвы, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу, внуку Калиты.
Когда-то Кудринская площадь считалась московской окраиной. До 1937 года самым высоким строением этого места была церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кудрине, построенная в XVII веке. Затем ее разрушили, а спустя время на этом месте началось строительство небоскреба. Для послевоенной Москвы, ютившейся в коммуналках, дом, центральный корпус которого состоял из 24 этажей, считался сказочным дворцом. Жить в нем казалось пределом мечтаний советского гражданина. Однако проектировщикам и строителям удалось воплотить эту сказку в быль отнюдь не по мановению волшебной палочки.
Площадь располагалась на склоне, поэтому на первоначальном этапе территорию было необходимо выровнять и насыпать. Конструктивной основой здания послужил железобетонный каркас с жесткой арматурой. При возведении использовалось новое для страны оборудование – бетононасос, способный перекачивать свежий раствор на высоту до 40 м. Для фасадов здания использовались плиты белого литого камня. Для их монтажа П.П. Велихов, И.Б. Гитман и Л.Н. Щипакин сконструировали универсальные самоподъемные башенные краны, способные поднимать самого себя с этажа на этаж по мере роста здания. Максимальная грузоподъемность кранов составляла 15 тонн.
Так же как на Котельнической, эту высотку строили по советской идеологии тех времен – «город в городе». Вот что располагалось в нежилых помещениях «сестренки»: продуктовый магазин «Гастроном №15» – кстати, самый большой и роскошный по тем временам, телефонная станция, подземные гаражи, двухзальный кинотеатр «Пламя» на 540 мест, парикмахерская, ателье, почтовое отделение, кафе-­мороженое, склады и бомбоубежище. Вокруг высотки планировалось высадить деревья и связать зеленые насаждения с территорией зоопарка, который собирались переместить в юго-западную часть столицы, а на его месте обустроить городской парк, но эта часть осталось не реализованной.
В 452 квартирах предусматривалась телефонная связь квартир с вестибюлем, плита, встроенная мебель, холодильник, кондиционирование, мусоропровод, центральная пылесосная установка, телефонизация, измельчитель бытовых отходов под мойкой. Дом украсили ступенчатые крыши с ажурными аттиками, мраморные лестницы, паркет, зеркала в холлах, витражные окна и многочисленные скульптуры, изображающие советских людей, строго глядящих в светлое будущее. В результате на строительство было потрачена огромная по тем временам сумма – 650 млн рублей. Естественно, что квартиры здесь получили лучшие люди эпохи, в том числе выдающиеся летчики Анохин, Галлай, Громов, Коккинаки, актеры Абрикосов, Алейников, Миров и Новицкий и другие.

№5: Административно-жилое здание у Красных ворот
Небоскреб у Красных ворот строился в период 1949–1953 годов, его высота составила 138 м, но благодаря тому, что дом расположился в самой высокой точке Садового кольца, кажется, что рост его не уступает 236-метровому МГУ. Когда-то на площади Красных ворот действительно стояли Красные ворота – триумфальная арка в честь победы над шведами в Полтавской битве. Построенные при Петре I Красные ворота были деревянными, затем, восстановленные после нескольких пожаров, кроваво-красные каменные. Уникальный памятник елизаветинского барокко не раз пытались снести, и не раз его историческую ценность отстаивали, но окончательно решение было принято при Союзе: «…Надобности о включении Красных ворот в список памятников нет». 3 июня 1927 года под благовидным предлогом расширения Садового кольца триумфальную арку демонтировали. В 1928 году, уже в рамках атеистической доктрины, разобрали и стоявший поблизости храм Трех Святителей, в котором крестили Михаила Лермонтова.
В конце 1930-х снесли и дом, в котором в 1814 году родился Лермонтов, при этом в 1941 году переименовав площадь Красные Ворота в Лермонтовскую площадь. Как раз на месте дома Лермонтова теперь возвышается одна из семи «сестер». В 1964 году на высотке установили мемориальную доску, напоминающую о некогда существовавшем здесь исторически значимом сооружении: «На этом месте находился дом, где 3 (15) октября 1814 года родился великий русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов».
Над проектом очередной «сестренки» работали архитекторы Алексей Душкин, Борис Мезенцев и конструктор Виктор Абрамов. Возведение данной высотки стало одним из самых технически сложных. По проекту предстояло не только построить здание, но и внедрить в его левое крыло встроенный второй выход из метро «Красные Ворота». Для этих целей вырыли огромный котлован площадью 1200 кв. м, над которым и разместилось левое крыло. Впервые в нашей стране была применена беспрецедентная технология искусственной заморозки плывунных грунтов путем заполнения скважинных труб рассолом хлористого кальция, температура которого колебалась от –20 до –26 градусов. Чтобы котлован не обрушился, грунт заморозили по всему периметру и уже на замороженном грунте возвели фундамент и каркас здания. Колонны центральной части высотки вели с контркреном в 16 см, и только после оттаивания грунта здание приняло вертикальное положение. Дом окончательно выпрямился только в начале 1960-х годов. Ни до, ни после в мировой строительной практике данный прием больше никогда не использовался.
Центральная часть здания изначально проектировалась для правительственных учреждений и Министерства транспортного строительства, в боковых крыльях предусматривались жилые квартиры (в каждой от двух и более комнат). Возле каждого подъезда дома было оборудовано свое бомбоубежище. Что касается убранства дома, то техническая сложность конструкции не позволила разработчикам размахнуться на этом проекте и создать нечто роскошное, присущее другим «сестрам». Здесь не было ни огромных помпезных люстр, ни разноцветной мозаики, ни изысканных витражных окон, ни орнаментов и росписи, как в других домах. Поэтому эта высотка считается самой скромной из всех. Несмотря на визуальную лаконичность, почти в 280 квартирах не обошлось без дубового паркета, знаменитых «сталинских» потолков 3,4 м с лепниной, кухонь со встроенной мебелью и измельчителем бытовых отходов под мойкой. В пятикомнатных квартирах рядом с кухней была спроектирована комнатка для домработницы. Также в каждом подъезде имелся мусоропровод, которым можно было воспользоваться через специальный лючок из собственной кухни. Правда, в один из периодов непрестанной борьбы с тараканами это «благо цивилизации» заделали.
В разное время в небоскребе жили сотрудники Министерства путей сообщения и прочих ведомств, заслуженные деятели образования и медицины, актеры. Пятикомнатные квартиры в основном давали министрам и их заместителям. Среди известных жильцов президент АН СССР Мстислав Келдыш, министры транспортного строительства СССР Евгений Кожевников и Иван Соснин, хирург Сергей Юдин, актеры Наталья Гундарева и Борис Чирков, кинооператор Анатолий Головня, искусствовед Алексей Федоров-Давыдов. С именем Мстислава Келдыша связана одна из легенд этого дома. Говорят, что однажды в элитной «сталинке» завелись блохи и клопы, от которых жильцы никак не могли избавиться. Якобы именно Мстислав Всеволодович в своей научной лаборатории разработал эффективное средство. После того как средством обработали жилые помещения, насекомые исчезли.
Другая легенда – мистическая, рассказывает про хохочущего призрака. Будто в доме жила семья крупного начальника, а в его красавицу-жену влюбился ничем не примечательный сосед. Жена крупного начальника не обращала внимания на маленького чиновника. Тогда, чтобы произвести впечатление на неприступную красавицу, мужчина рассказал ей политический анекдот. Жена недолго думая пересказала анекдот мужу, а тот донес куда следует. Скромного чиновника арестовали и упрятали в психбольницу, где он вскоре умер. Говорят, его призрак и теперь скитается по коридорам высотки, издавая леденящий душу хохот.

№6: Здание МИД
Готическую красавицу, несколько напоминающую Вулворт-билдинг на Манхэттене, строили в период 1948–1953 годов по проекту архитекторов Владимира Гельфрейха, Михаила Минкуса и конструкторов Григория Лимановского и С. Гомберга для Министерства иностранных дел СССР. Высота достигает 172 м, общая площадь внутренних помещений 65 000 кв. м. В здании функционируют 28 лифтов, 18 из которых скоростные. Четыре эскалатора ведут из вестибюля в подземный гардероб. Во внутренней отделке использованы мрамор, гранит, витражные окна, решетки из латуни, карельская береза, полированный орех и бархат.
Процесс строительства «сестры» не был тривиальным: за 110 дней на всю высоту будущего здания был возведен металлический каркас, затем его бетонировали, также начиная с верхнего этажа и опускаясь по мере застывания бетона к фундаменту.
В изначально утвержденном проекте высотки не было шпиля. По легенде Сталин, проезжая мимо здания МИДа, остался очень недоволен его схожестью с американскими небоскребами и приказал устранить досадный недочет. Возвести каменную надстройку было невозможно, так как масштабное сооружение могло не выдержать дополнительных нагрузок и обрушиться. Нашли выход – смонтировали декоративный шпиль из легких металлоконструкций, пустотелый внутри. Для этих целей строителям пришлось пробить пять этажей, чтобы хорошенько закрепить опоры будущей бутафории. Из-за своей легкости металл оказался сильно подвержен коррозии и соответственно требовал ежегодной покраски и ремонта.
В 2014 году специалисты Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций имени Кучеренко изучили состояние шпиля и выявили полную коррозию отдельных элементов, а также крайне плачевное состояние несущей части сооружения. Было принято решение о замене конструкции. Однако на этапе подготовительных работ на шпиле обнаружили гнездовье соколов-сапсанов. Птица считается редкой и занесена в Красную книгу России как малочисленный вид. Реконструкцию пришлось отложить. Приступить к замене шпиля смогли в сентябре 2016 года. В 2017 году его полностью демонтировали и распилили на сувениры – в общей сложности таких элементов получилось около 900 штук. В сентябре 2017 года завершили монтаж нового шпиля, являющегося полной копией прежнего. Для соколов-сапсанов соорудили похожий на большую кормушку домик из стали с «выходом» на улицу.
По сегодняшний день здание МИД остается одной из самых засекреченных высоток. Попасть в здание имеют возможность только сотрудники, аккредитованные журналисты, студенты-практиканты или представители иностранных дипломатических миссий по строгой пропускной системе. Ходят легенды про существующие в небоскребе тайные подземные сооружения, входы и выходы из министерства в метро, подземные дороги до Кремля. Практически нет видео- или фотосъемок данного объекта изнутри. Простому обывателю доступна к просмотру лишь панорама столицы в начале фильма «Я шагаю по Москве», отснятая как раз с таинственной «сестренки».

1553083522175167953№7: Гостиница «Украина»
Седьмая высотка – гостиница «Украина» достраивалась уже после смерти Сталина. Общая площадь статной красавицы составила более 88 тыс. кв. м, высота – 206 м, включая 73-метровый шпиль с пятиконечной звездой в обрамлении колосьев. Архитектором «Гостиничного здания в Дорогомилове» (именно так называлась гостиница «Украина» до правления Хрущева) стал президент Академии архитектуры СССР Аркадий Мордвинов, его соавторами выступили инженер-конструктор Павел Красильников, В. Г. Калиш и доктор архитектуры Вячеслав Олтаржевский, который изучал строительные техники возведения небоскребов в Нью-Йорке. Одним из руководителей строительства здания стал прогрессивный инженер того времени Василий Сапрыкин. Всего в разработке проекта самой крупной на момент открытия гостиницы в СССР и Европе участвовало около двух тысяч человек.
Здание гостиницы расположено на Москве-реке в самом начале Кутузовского проспекта. Напротив гостиницы находится здание Правительства РФ. Когда-то это место не имело даже намека на престижность: болото, деревянные крестьянские домишки, покосившиеся бараки – вот привычный пейзаж того времени. На месте Кутузовского проспекта проходила дорога на Смоленск, а в окрестностях преимущественно проживали ямщики. Говорят, что идея создать на месте трущоб образцово-показательный московский район принадлежала лично товарищу Сталину. Удаленная от центра столицы Дорогомиловская слобода регулярно затапливалась водами Москвы-реки. Проект здания предполагал, что фундамент должен уходить на глубину 11 м и на 6 метров от уровня грунтовых вод. Поэтому архитекторам и строителям гостиницы пришлось изрядно потрудиться над системой водопонижения. Для этих целей вокруг котлована была сооружена двухконтурная иглофильтровая установка.
При строительстве высотки особое внимание было уделено интерьерам и комфорту помещений. Для поддержания чистоты были созданы специальные системы пылеудаления, которые функционировали вплоть до начала 2000-х годов. Кухни жилых квартир оборудовали встроенной мебелью, а также зимним и электрическим холодильниками. В оформлении активно использовалась советская символика: это звезды, серпы и молоты в обрамлении венков. В центральном вестибюле, например, был установлен эффектный плафон «Праздник труда и урожая на хлебосольной Украине». Внутреннее убранство не обошлось без роскошного наборного паркета, бронзовых люстр, массивной мебели. Также «Украину» украсили множество картин, среди которых полотна известных художников Александра Дейнеки, Юлия Клевера, Василия Поленова, Михаила Суздальцева, Михаила Куприянова.
Как обычно, не обошлось без легенд. Говорят, шпиль небоскреба преимущественно возводили заключенные. Руководство не спешило лишний раз проконтролировать ход строительства, так как опасались за свою жизнь, поднимаясь на высоту в 200 м к рабочим с сомнительной репутацией. Поэтому считается, что верхние этажи «Украины» уступали по качеству нижним. Еще одна легенда гласит, что для скорейшего ввода в эксплуатацию здания к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1957 года в бетон подмешивали соль и якобы из-за этого в 2007 году обрушилась одна из башен гостиницы.

№8: Административное здание в Зарядье
Куда же подевалась восьмая высотка из сталинского указа, ведь все знают, что сейчас «сестер» только семь? Этот проект архитектора Дмитрия Чечулина остался нереализованным. Это административное здание планировалось возвести в Зарядье. Стройку задумали под нужды Наркомата тяжелой промышленности, позднее решили разместить там МВД. Проектная высота здания – 275 м. Его возведение началось в 1947 году и к 1953 году фундаментная часть была готова. Но после смерти Сталина Никита Хрущев начал «борьбу с излишествами», пересмотрел градостроительную политику и стройку остановили. В 1964–1967 годах на этом фундаменте построили гостиницу «Россия», ныне уже снесенную. Теперь на этом месте разбит ландшафтный парк «Зарядье». 

Татьяна Филимоничева