07.05.2020

Детские технопарки: УПК на новый лад

b24y2268.840x472-ic1noy24В Советском Союзе существовали учебно-производственные комбинаты – УПК. Все старшеклассники должны были раз в неделю проходить профессиональное обучение. Набор профессий был невелик: водитель, токарь, электрик, столяр, автослесарь, плиточник-облицовщик, штукатур-маляр, швея-мотористка, но это была реальная возможность попробовать примерить профессию на себя, получить свой первый опыт в профессиональной деятельности.
Занятия, на которых давалось общее представление о специальности, об отрасли промышленности, к которой она относилась, состояли из теории и практики. По окончании обучения все в обязательном порядке сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью. Это был не только официальный документ, позволявший чувствовать себя взрослее, но и документ, который давал преимущество при устройстве на работу.

Профориентация и инновации
Конечно, детские технопарки – это вовсе не УПК, но между ними много общего. Технопарки – это современные образовательные площадки, лаборатории, где дети знакомятся с высокотехнологичным оборудованием и специализированными программами, осваивают передовые технологии, учатся работать в команде, проводят разнообразные исследования и стараются применить полученные навыки для создания собственных реальных проектов. Основная задача детских технопарков, как и раньше в УПК, – ранняя проф­ориентация, проведение профессиональных проб, реализация научно-технического потенциала российской молодежи и, как результат, подготовка новых высококвалифицированных специалистов.
История создания технопарков изначально не про детей, а про взрослых. Первые технопарки появились в Америке в начале 50-х годов. В Стэнфордском университете штата Калифорния решили сдавать в аренду пустующие земли. Главным условием было то, что арендовать землю могли лишь компании и предприятия, работающие в области высоких технологий. Арендная плата была невысокой и очень быстро на этой территории стали развиваться небольшие производства, что давало университету ощутимый доход и возможность трудоустраивать своих выпускников. В конечном итоге образовался первый технопарк, который впоследствии получил название Кремниевая долина. Свои первые офисы в нем открыли такие теперь всемирно известные компании как Eastman Kodak, General Electric, Hewlett-Packard и др.
А в Советском Союзе в 1956 году в городе Новосибирске был создан Академгородок, который до сих пор остается образцом научного поселения и является одним из важнейших научных и образовательных центров России. Однако первым настоящим технопарком в России стал Томский научно-технологический парк, созданный в 1990 году на базе Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.
Постепенно по образу и подобию взрослых технопарков в России стали появляться инновационные образовательные площадки, где занимаются в первую очередь подростки. Известный факт: чем раньше начинать погружение в профессию, тем лучше – и наибольший результат будет, если начинать это уже в школе, причем в любимой детьми игровой форме. Дети не всегда знают, чего они хотят, что стоит за конкретной профессией, что это за работа. До сих пор самыми популярными направлениями обучения в детских технопарках остаются информационно-коммуникационные технологии, биологические и инженерные специальности. В процессе обучения ребята осваивают как так называемые «жесткие навыки» (hard skills), которые можно измерить, проверить с помощью экзамена – например, вождение автомобиля, использование компьютерных программ, так и «гибкие навыки» (soft skills) – они не измеряемы количественными показателями, их называют личными качествами человека, потому что они зависят от характера, а некоторые приобретаются только с опытом – например, пунктуальность, уравновешенность, организованность, дружелюбие.
В «гибкие навыки» в том числе входят так называемые 4К-компетенции: коммуникабельность, критическое мышление, креативность и командная работа. Ребята учатся быть ответственными, самостоятельно искать информацию, выступать на публике, отстаивать свою точку зрения, аргументировать принятое решение.

Самые интересные проекты
На сегодняшний день самые известные детские технопарки в России – это «Кванториумы». Обучение там всегда начинается с профориентации. Сначала необходимо пройти тест, который поможет выявить интересы ребенка, а потом уже выбрать наиболее близкую специальность. За период обучения можно попробовать различные направления будущей деятельности, в технопарке они называются квантумами. Внутри каждого квантума дети осваивают научные и практические дисциплины. Так, например, в биоквантуме они изучают молекулярную биологию, микробиологию, генетику. Обязательно в расписании есть лекции по истории, музыке, проходят спектакли и концерты, ребята ходят на экскурсии к работодателям, с которыми сотрудничают технопарки. Такие занятия помогают сначала сформировать у ребенка собственное мнение о профессии, а в дальнейшем помогут более обдуманно подойти к выбору деятельности.
Мы часто слышим от подростков: «Не надо меня профориентировать!». Подрастающее поколение не то чтобы не интересует профориентация вообще – школьников не занимает то, что немодно, неактуально, скучно. Они зачастую не знают, что стоит за конкретной профессией, поэтому так важно дать им возможность попробовать ее, как говорится, на вкус и цвет. Это сегодня единственный способ постараться выбрать род занятий верно. Почитать о профессии, например, слесаря-сантехника или посмотреть фильм о строителях – это, конечно, полезно для самоопределения, но попробуйте самостоятельно один раз починить водопроводный кран. Тогда вы точно поймете, хотите ли в будущем делать это каждый день.
Помимо технопарков «Кванториум», в нашей стране реализуются и другие интересные профориентационные проекты:
«ПроеКТОрия» – всероссийский форум профессиональной ориентации. Формат форума позволяет старшеклассникам проверить свои знания, показать навыки и умения в решении сложных практических задач, с которыми ежедневно сталкиваются руководители крупных российских компаний и предприятий.
JuniorSkills – проект ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников, создание новых возможностей освоения и применения школьниками перспективных профессиональных компетенций. В рамках движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) ежегодно проводятся муниципальные, региональные, национальные чемпионаты по профессиональному мастерству среди школьников.
«Билет в будущее» – проект по ранней профессиональной ориентации для учащихся 6–11-х классов. Это проект, призванный помочь детям определиться с собственными интересами и склонностями, познакомиться с интересующими профессиями, выбрать свое направление профессионального и карьерного роста и начать развивать навыки и умения, наиболее важные в будущей работе.
Мы не один раз принимаем решение о выборе профессии. И, к счастью, это далеко не самый сложный выбор, который мы делаем в жизни. Важно помнить, что успешная реализация современных профориентационных проектов показывает: именно развитие навыков и компетенций поможет ребенку стать конкурентоспособным в стремительно меняющемся мире новых профессий. 

Лидия Петренко