Пусть меня научат
Более 500 самых талантливых школьников из разных регионов России приняли участие в форуме профессиональной ориентации «ПроеКТОриЯ» в Ярославле. Мероприятие проводилось в шестой раз под патронажем Президента России Владимира Путина. За четыре дня форума с 11 по 14 декабря школьникам удалось погрузиться в передовые направления технологического развития, а вузам и компаниям – увидеть одаренных и целеустремленных детей из разных регионов России.
В церемонии открытия форума приняла участие министр просвещения РФ Ольга Васильева. Она отметила, что форум – уникальная выставочная площадка талантливых искателей со всей страны, которая должна стать кузницей кадров. Как объясняют организаторы, главная задача выражена в самом названии мероприятия – ответ на вопрос «Кто я?» поможет ребятам сформировать образ своего будущего, выбрать профессию и образовательную траекторию.
Первым мероприятием форума стали уникальные уроки, которые провели педагоги – победители Всероссийского конкурса «Авторские уроки будущего». В формате образовательного шоу школьники познакомились с вызовами, стоящими сегодня перед инновационной индустрией: «Энергетика будущего: как сэкономить, потребляя больше?», «Могут ли робот и человек работать в одной команде?», «Кто лучше предсказывает будущее: гуманитарии или технари?» и другие. С помощью самых современных digital-технологий к авторским урокам присоединится вся страна.
Школьники проверяли свои знания и навыки с помощью кейс-метода – обучения на реальных задачах, с которыми сталкиваются руководители крупных российских корпораций и организаций. Старшеклассники работали над проектами по шести направлениям: «Космические технологии», «Технологии материалов», «Технологии здоровья», «Технологии энергии», «Информационные технологии» и «Технологии движения».
Курс на энергоэффективность
Впервые на площадке мероприятия был представлен кейс по тематике жилищно-коммунального хозяйства, который представила государственная корпорация – Фонд содействия реформированию ЖКХ. Эксперты Фонда ЖКХ предложили школьникам решить учебный кейс по разработке концепции продвижения энергоэффективных технологий в жилых домах.
– Мы видим, что энергоэффективные технологии постепенно находят свое применение в отрасли ЖКХ, однако пока не получили такой широкой востребованности, как, скажем, информационные технологии и гаджеты, – говорит начальник Управления обучающих проектов Фонда ЖКХ Ольга Гришина. – При этом выгода как информационных, так и энергоэффективных технологий одинаково очевидна, но в первом случае никого не надо убеждать и приучать их применять, а во втором – приходится их настойчиво внедрять. Считаю, что найти отгадку могут такого рода мероприятия, если поставить поиск как игровую задачу. Ведь необязательно состязаться в том, что уже есть, можно же соревноваться и в нахождении неизвестного. Это как минимум не менее интересно.
На решение кейса по ЖКХ откликнулись школьники из Санкт-Петербурга, Крыма, Мордовии и Коми, Хабаровского края, Ямало-Ненецкого автономного округа. Помимо лекционной части, старшеклассники проверили свои знания на практике, участвуя в кибертурнире по обучающей компьютерной игре по тематике ЖКХ «ЖЭКА» (уровень «Дом»). Также школьники изучили зарубежный опыт по популяризации и внедрению энергосберегающих технологий, предложили свои пути продвижения энергоэффективных технологий в России. Они произвели расчеты, определив экономический эффект от использования светодиодных ламп, датчиков движения и энергосберегающих стеклопакетов с низкоэмиссионым стеклом вида «i» в многоквартирных домах.
– Об энергоэффективных технологиях я знаю не понаслышке, – рассказывает капитан команды учебного кейса по ЖКХ Александр Алдошкин. – Вместе с родителями мы делаем из нашей «энергорасточительной» дачи энергоэффективную. Эти преобразования связаны с проблемами экологии, которым в нашей семье уделяется большое внимание. Ведь когда мы говорим про ресурсосбережение, мы говорим про будущее. Энергоэффективные технологии – это то же самое, что сохранение Земли, ее целостности, которая сейчас уже сильно подорвана, для будущих поколений.
Первый путь к успеху
Центральным событием форума стал всероссийский открытый урок «Направление прорыва», который лично провел глава государства Владимир Путин. Урок проходил в формате видеомоста, поэтому принять участие в нем смогли не только 500 школьников и 150 педагогов, непосредственно присутствующих на форуме, но и миллионы учащихся из разных регионов России. Президент говорил о роли учителей и вызовов для школьников; обратил внимание слушателей на то, что в быстро меняющемся мире с нарастающей скоростью технологических изменений будут происходить трансформации профессий и структуры деятельности.
– Но что для нас с вами дает вот эта новая технологическая революция? – сказал Владимир Путин. – Она дает нам возможность сохранить лидерство там, где мы его давно имеем, и получить новые компетенции там, где они нужны будут для будущего развития. Но это произойдет только в том случае, если люди вашего возраста с помощью преподавателей вовремя и грамотно будут сориентированы на то, чем заниматься. Вообще найти себя в жизни – это самое главное, вот это – первый шаг к успеху.
Над созданием концепции по продвижению ресурсосберегающих технологий для массового использования в жилых домах школьники работали на протяжении всех дней форума. На форуме старшеклассники смогли не только познакомиться с существующими энергоэффективными технологиями, научились анализировать, какие из них следует внедрять в современные многоквартирные дома и давать обоснование их применению, но и предложили свои оригинальные решения в этом направлении.
Итогом четырехдневной работы стал полноценный проект стратегии продвижения современных энергоэффективных технологий среди жителей многоквартирных домов.
Так, старшеклассники предложили создать энергонулевые спортзалы, в которых выработанная человеком во время физических тренировок энергия расходуется на освещение здания. Учащиеся предложили активнее использовать возможности социальных сетей и цифровых технологий, а также разработать специальное мобильное приложение, которое поможет людям подсчитывать и анализировать энергозатраты.
Кроме того, у участников команды возникла идея организовывать регулярные благотворительные акции под лозунгом «Покупаешь лампочку – освещаешь жизнь другим», которые позволяют направлять часть средств от покупки светодиодных ламп на приобретение и установку энергосберегающих ламп в социально значимых объектах. Ребята считают, что все описанные меры будут иметь синергетический эффект и позволят развеять мифы об энергосберегающих технологиях, повысить уровень информированности, понять реальную выгоду. Результатом такой поэтапной работы станет улучшение качества жизни людей, воспитание экологической культуры и реализация кадрового потенциала…
Полный текст можно прочитать в № 1 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год