Алексей Каспржак: главное, чтобы ребенок уже в школе сделал выбор: кем быть, к чему стремиться
На Российской энергетической неделе, которая проходила в октябре этого года в Москве, было представлено множество перспективных проектов по вопросам энергосбережения, энергоэффективности, энергетики будущего, защиты окружающей среды. Большое внимание привлек проект строительства обучающей модели энергоэффективного дома на территории «Артека». Это совместная разработка государственной корпорации – Фонда содействия реформированию ЖКХ и Международного детского центра «Артек», Минстроя РФ и Минпросвещения РФ. О перспективах реализации этого проекта, а также о будущем образовательной системы мы поговорили с директором международного детского центра «Артек» Алексеем Каспржаком.
«Это прототип образования детей в будущем»
– Алексей Анатольевич, вы руководитель, пожалуй, одного из крупнейших в мире детских образовательных центров, да еще знаменитого с советских времен. Что сегодня из себя представляет МДЦ «Артек»?
– «Артек» сегодня, на мой взгляд, – это современная модель образовательной организации, которая совмещает в себе разного рода учебные ресурсы, которые, к сожалению, в обыкновенной образовательной системе разнесены в силу ряда ограничений. У нас есть и школы, и дополнительное образование, и некая жизнь, которая необходима ребенку для того, чтобы он развивался комплексно и не чувствовал внутренних границ. Возможно, это даже некий прототип того, как будет устроено образование детей в будущем: объединение ресурсов позволяет уйти от пресловутой предметности в школе, во многом отказаться от классно-урочной системы – с тем, чтобы повысить мотивацию ребенка, чтобы он познавал мир с целью повышения собственной эффективности.
Главное – чтобы ребенок уже в школьном возрасте выносил для себя что-то важное для своей будущей жизни, сделал свой собственный выбор: к чему стремиться, кем быть, какое место занять в обществе, чем дальше заниматься. А не просто изучал набор образовательных предметов и дисциплин. Сегодня получать знания можно, даже не посещая в школу – все есть в интернете. Но стоит задуматься, кого мы хотим породить: исполнителя, который идет на работу без желания, или свободного человека, который сделал самостоятельный выбор и работает творчески?
Мне бы хотелось, чтобы люди занимались любимым делом – тогда они будут делать это эффективно. У нас сейчас аксиома: «школьник должен». А он никому ничего не должен. Тот же самый проект – строительство энергоэффективного дома-лаборатории – может быть реализован только в случае, если мы уйдем от предметной логики. Потому что дом в себе объединяет все сразу. Давайте рассмотрим воздействие такого проекта на детский менталитет, на отношение к экономии природных ресурсов, использованию альтернативных источников энергии, смарт-технологиям и так далее. Вот скажите, в рамках какого предмета в школе можно отдельно на это повлиять, научить, привлечь внимание? А когда ты можешь провести с ребенком жизненный эксперимент и показать, что, выполняя определенные действия, можно меньше загрязнять окружающую среду, сэкономить энное количество средств, а потом, например, на сэкономленные деньги приобрести всем участникам тематической смены что-нибудь вкусное или устроить салют… Это будет очень четкий, осязаемый результат для любого подростка.
А у нас как происходит? Когда детям что-то объясняют, то, как правило, говорят: «Так надо!». Зачем надо, почему надо? И как это «потрогать», ощутить, понять? Мне кажется, что можно попробовать изменить свое поведение и ощутить, что это изменение никаким образом не отражается на качестве жизни, а наоборот, улучшает его.
– Сегодня на базе «Артека» используется множество инновационных образовательных технологий. Откуда берутся эти идеи? Вы используете чей-то опыт или развиваете свои наработки?
– У нас открытая образовательная среда. Мы не узурпируем пространство ребенка, не говорим, что только мы знаем, что с ним делать. Мы приглашаем к диалогу всех и пытаемся друг друга услышать. Мы знаем формат, а наши тематические партнеры знают то, чего не знаем мы. Их жизненный и профессиональный опыт очень интересен детям. Они же хотят 11 лет школы проживать, а не в тетрадку записывать. В том, что мы открыты, и кроется успех того, что у нас прорастают разные интересные и увлекательные проекты. Будь то проекты Фонда содействия реформирования ЖКХ или, скажем, благотворительного фонда Илзе Лиепа по хореографии. Или даже Следственного комитета Российской Федерации, Прокуратуры РФ. Я специально привожу примеры, совершенно полярные по сути. И все эти проекты имеют право на жизнь – они интересны детям. Ребенка нельзя готовить к профессии, его отношение ко всему очень быстро меняется. Он должен попробовать разные роли в жизни. Если ребенок станет заниматься нелюбимым делом, процент эффективности, заложенный в нем, не будет реализован. А найти это место он должен самостоятельно, потому что удовольствие получаешь не тогда, когда тебе дали, а когда достигаешь цели сам.
«Лидерство нужно удерживать»
– После 20 лет разрухи, царившей на полуострове, «Артек» достался вам в печальном состоянии. Мы видели фотографии того периода, когда приезжали к вам в гости. Насколько тяжело было «поднимать» лагерь на ноги?
– С одной стороны, это было действительно тяжело. Но с другой – не было ни одного человека, который не был бы готов помочь. Потому что к «Артеку» у всех особенное отношение. Может, и к лучшему, что он был в таком запущенном состоянии – это позволило нам его перестроить, сделать современным. Все понимали, что это требует значимых вложений. Понадобилось даже изменение ландшафта.
– Какие у вас требования к педагогическому составу?
– Я всегда говорю, что у нас одно простое требование – найти людей, которые умеют улыбаться, способны быть дружелюбными по отношению к ребенку.
– Каким вы видите будущее «Артека»?
– Планы у нас наполеоновские, само собой. Но при этом меня сейчас заботит туристический слет, который прямо сейчас начинается и будет проходить три дня. Весь «Артек» выйдет пешими маршрутами, вечером все соберутся на одной поляне, туда к ребятам приедет известный бард Олег Митяев, и так далее. Вот меня что сейчас волнует и заботит. Я объясню, почему отвечаю таким образом на ваш вопрос относительно стратегических целей. Потому что дети, которые сейчас в «Артеке», пробудут у нас 21 день. И я, и весь «Артек» должны с ними это время прожить так, чтобы они его запомнили. Именно поэтому, помимо обдумывания стратегического развития, мне надо жить здесь и сейчас. Кстати, я к этому активно призываю не только детей, но и взрослых. А то мы живем все время длинной стратегической перспективой. Вообще же у нас цели очень простые – мы должны быть лучшим лагерем в мире. И это лидерство нужно удерживать.
– На протяжении различных тематических смен к вам приезжают дети со всех уголков нашей страны и даже из-за рубежа. Насколько они отличаются от предыдущих поколений?
– Мы с вами – «поколение Х», а они уже «поколение Z»… Они часто очень задают вопрос: зачем? Наше поколение готово было многие вещи делать. Нам сказали – мы делаем, так надо! То есть мы воспринимали указания как должное и встраивались в эту строгую систему. А сегодняшние дети задают вопросы. Великой ценностью в их жизни является счастье. Они хотят жить счастливо! Не так, как мы: жить для того, чтобы работать, а работать для того, чтобы жить.
«Проект достигнет цели, когда дети смогут объяснить, как и зачем экономить энергию»
– Каковы, на ваш взгляд, перспективы проекта строительства обучающего энергоэффективного дома, инициированного Фондом ЖКХ?
– Я очень надеюсь, что все получится. И даже подумал о том, что мы там не только будем показывать энергосберегающие технологии. Скорее всего, будем даже жить там некоторое время, потому что очень важно ощутить все это на себе. Если дети получат это ощущение удовольствия от управления расходом энергии, они это на свой язык переведут быстрее, чем мы. В некотором смысле этот проект достигнет своей цели только тогда, когда они найдут нужные слова, чтобы объяснить своим друзьям и товарищам, как и зачем экономить энергию.
– Последний вопрос традиционный: что бы вы пожелали читателям нашего журнала?
– Когда слышишь аббревиатуру ЖКХ, то в целом радости не прибавляется. Вот я бы хотел, чтобы когда-нибудь мы слышали и произносили эти буквы с чувством удовлетворения, уверенности. Когда проект энергоэффективного обучающего дома будет реализован, у наших детей в «Артеке» как раз появится шанс произнести это именно так.