10.09.2018

Отходы ­превращаются в доходы

recycle-57136«Насколько богата наша страна, лучше всего понимаешь на свалке». Это известное еще с советских времен выражение в наши дни приобретает дополнительный смысл.
По данным Росприроднадзора, ежегодно в России образуется более 5 млрд тонн отходов: стекла, бумаги, металла, пластика. Подавляющее большинство всех этих материалов отправляется на полигоны ТКО, которых в нашей стране около 4 тысяч. Это официально. А неофициальных свалок Росприроднадзор фиксирует больше тысячи ежемесячно. Уже сегодня общая площадь российских мусорных полигонов (как легальных, так и нелегальных) превысила площадь такой европейской страны, как Бельгия.
Нельзя сказать, что никто не занимается этим вопросом. Создан госреестр объектов размещения отходов, поэтапно вводится запрет на захоронение ТКО, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья. При правильном подходе к вопросам сортировки и организации перерабатывающей промышленности эта сфера могла бы дать существенный прирост отечественному ВВП. Но…

Пора перестраивать менталитет
Сегодня из всего объема производимого страной мусора менее 10% подвергаются процессу вторичной переработки. В основном это стекло, бумага, черные и цветные металлы. По мнению некоторых экспертов, причина не только в недостатке профильных предприятий. В определенном смысле злую шутку играет закостенелый, еще советский менталитет. О сборе макулатуры, стеклянной тары, металлолома люди старшего поколения знают хорошо, а вот как правильно обращаться с опасными отходами – батарейками, старой бытовой техникой, электролампами дневного света и т.п., а также с пластиковой упаковкой, многие еще не уяснили. На то, чтобы в голове у человека выработалась устойчивая модель поведения по отношению к сортировке мусора, могут уйти годы.
«Начинать образовательный процесс в этой сфере необхо­димо со школы, а лучше еще раньше, – говорит советник отдела энергоэффективности контрольного департамента Фонда ЖКХ Виталий Бадмаев.– Когда ребенок с малых лет видит разницу между отходами из стекла, бумаги, металлов или пластика, когда он с детства понимает, что смешивать – это нехорошо, тогда у нас сразу очень многое изменится. Все эти материалы в сепарированном виде могут быть переработаны и превращены в полезные человеку повседневные вещи, а в смешанном виде чаще всего отправляются лежать мертвым грузом на полигоны ТКО».
В Москве несколько лет назад пытались ввести в обиход автоматы по приему различной тары – фандоматы. Аппараты были спроектированы с учетом особенностей эксплуатации в нашей стране: они оборудовались усиленной антивандальной защитой. Принцип работы аппарата был прост: пустая алюминиевая банка или ПЭТ-бутылка закладывалась в окошко приема. Сканер считывал штрих-код, распознавая его объем и вес. После этого автомат выдавал наличные деньги от 10 до 50 копеек в зависимости от типа упаковки. В основном данные аппараты устанавливались перед входом в крупные супермаркеты и торговые центры. Однако из-за экономической неэффективности проект пришлось закрыть.

Круговорот пластика
Из всей огромной массы ТКО доля пластика составляет не меньше 60%. Для процесса переработки это самый сложный и трудоемкий материал. Под общим названием подразумевается множество разных по химическому составу и свойствам материалов, каждый из которых требует отдельной технологии переработки.
Возьмем, к примеру, обыкновенную пластиковую бутылку. Сама она изготавливается из полиэтилентерефталата (ПЭТ или ПЭТФ), крышки – из полиэтилена высокого или низкого давления, а также из полипропилена (ПНД, ПВД или ПП), этикетки делаются из поливинилхлорида, полиамида, полипропилена, полиэтилена и других материалов. Если в переработку отправляют какой-нибудь старый распылитель или дозатор, то в нем присутствует еще и металлическая пружина, которую обязательно необходимо извлечь, иначе специализированное перерабатывающее оборудование может выйти из строя. В смеси все эти разновидности пластика после переработки дают сырец-композит, который в большинстве случаев не годен для производства новых изделий.
«Если оценивать объем производства продукции из ПЭТ в России – это около 560 тыс. тонн в год, – объясняет руководитель направления по связям с государственными органами завода по переработке пластмасс «Пларус» Сергей Овсянников. – Что касается других пластиковых материалов упаковки, то ежегодный уровень потребления первичных полиэтиленов (ПНД, ПВД и ПП) идет на миллионы тонн. Но и область применения их существенно шире – это и производство различных пленок, этикеток, крышек, ручек, изделий бытового назначения, канистр и т.д. Оборудование для переработки ПЭТ дорогостоящее, но и повторное использование сырья может быть многократное. То есть производить новую продукцию можно циклически без существенной потери физико-механических свойств материала из одного и того же сырья».

Курс на переработку
Сегодня в России инфраструктура по сортировке ТКО находится в самой начальной стадии развития. Несмотря на то, что в нашей стране на уровне основ государственной политики заявлен приоритет в переработке отходов над их захоронением, операторы по вывозу мусора в основном ориентируются на захоронение ТКО на полигонах и свалках, а не на сортировку и переработку. Во всех субъектах Российской Федерации функционирует только 60 отвечающих требованиям технической оснащенности мусоросортировочных комбинатов (МСК). Из них только шесть полностью автоматизированные, а остальные работают с ручной механизированной сортировкой. В то же время, как утверждают специалисты, чтобы говорить о действующей отрасли управления отходами, необходимо порядка 320 таких предприятий во всей стране.
«Одной из основных проблем управления отходами на территориях с низкой плотностью населения является то, что МСК обслуживает только одно или несколько рядом расположенных муниципальных образований, в большей степени развитых в промышленной сфере, – считает Сергей Овсянников. – В это же время близлежащие малые населенные пункты, находящиеся на значительном удалении от крупных городов, остаются лишенными услуги централизованной очистки территории. Как следствие появляются несанкционированные свалки в оврагах, карьерах, лесных массивах»…

Полный текст можно прочитать в № 9 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год