Михаил Мень: «Этот год стал ключевым в реформировании отрасли ЖКХ»
В 2015 году Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства предприняло ряд стратегических шагов в сфере ЖКХ — лицензирование управляющих компаний, развитие концессионных соглашений, повышение открытости отрасли. О первых итогах этих решений мы пообщались с главой Минстроя России Михаилом Менем.
— Михаил Александрович, вы могли бы назвать успешные шаги в сфере ЖКХ, которые предприняло Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ? — Думаю, что этот год стал ключевым в изменении «правил игры» на рынке управления многоквартирными домами. Введено лицензирование управляющих компаний МКД. С первых шагов своей деятельности министерство поставило задачу сделать сферу ЖКХ более прозрачной и клиентоориентированной, на что и работает институт лицензирования. Сегодня у нас в стране 2,4 миллиона многоквартирных домов, и с 1 мая 2015 года без лицензии управлять ими никто не может. На 23 октября 2015 года зарегистрировано 15 149 лицензий. С мая по октябрь текущего года порядка 40 тысяч многоквартирных домов получили новые управляющие компании по решению собственников.
До принятия закона о лицензировании поменять управляющую компанию, даже плохо работающую, было сложно. Сейчас жители уже по праву пользуются открывшейся возможностью. Серьезно повысились требования к открытости управляющих компаний: созданы ресурсы, где люди могут посмотреть рейтинги региональных УК, понять, куда идут деньги, которые они платят за коммунальные услуги. Некоторые эксперты критично относились к идее лицензирования и прогнозировали, что многие УК покинут рынок. Эти прогнозы оказались преувеличением. Никто не ушел, потому что это нормальный бизнес, и тех денег, которые платят наши граждане, абсолютно хватает для качественного обслуживания дома.
Также Минстрой усиливает систему государственного жилищного надзора в регионах. Назначен Главный государственный жилищный инспектор — мой заместитель, усилена роль жилин-спекций в регионах. Важно и то, что в Жилищный кодекс вносятся поправки, которыми вводятся штрафы в пользу потребителей за некачественное предоставление коммунальных услуг и за неверные квитанции. Теперь протоколы и решения общих собраний собственников домов получили статус официального документа, что предполагает уголовную ответственность за их подделку. В Министерство теперь поступает меньше обращений граждан на УК.
Мы стараемся защитить граждан, потребляющих коммунальные услуги, от необоснованного повышения тарифов. Был принят закон, который ограничивает рост совокупного платежа граждан за коммунальные услуги, и в этом году он вырастет в среднем по стране не более чем на 4%. Мы понимаем, что людям важно знать, сколько они будут платить в следующем году, и ограничиваем этот рост так, чтобы он не мог быть выше инфляции.
— Какие-то еще сборы могут появиться в платежке в ближайший год? — Нет, дополнительных платежей в целом не появится. Но, конечно, бывают случаи, когда регион по решению местного парламента может выйти за пределы индекса роста совокупного платежа. Например, газифицировали населенный пункт. Значит, появился новый платеж, так как появилась новая услуга. Но мы за этим следим. Был случай, когда мне в «твиттер» написал житель Белгорода, что «у нас хотят на 240% поднять водоснабжение и на 170% водоотведение». Я отправляю туда зама. Проводится совещание, даже губернатор не в курсе был. Вызывают директора водоканала и говорят: «Вы объясните хотя бы нам, небольшой группе людей, дальше что будет, когда светлое завтра появится? Может быть, и стоит повысить тариф, но тогда вы скажите, что через два года здесь город-сад будет. Например, водоканал будет самый лучший в стране?». Нет, ничего не смогли объяснить. Просто приходит инвестор на концессию, и ему хочется побыстрее «отбить» свои инвестиции. Такой ответ нас не устраивает. Это длинный бизнес. Он без сверх-прибылей, но он стабильный.
— Вы сказали, что считаете сферу ЖКХ стабильным и надежным бизнесом. А что делает министерство для привлечения в него инвестиций? — В сфере ЖКХ мы вплотную занялись концессиями. ЖКХ становится стабильным рынком с понятными и выгодными условиями для инвесторов, чему немало способствует совершенствование нормативно-правовой базы. На сегодняшний день уже работают 535 концессионных соглашений, 107 из них заключены в текущем году. По состоянию на III квартал 2015 года размещено более 1000 конкурсов на право заключения концессионных договоров.
Начиная с 1 января 2016 года, тарифы на коммунальные услуги будут устанавливаться исключительно на долгосрочной основе. При заключении концессионных соглашений формула тарифа действует на весь срок концессии. Хочу подчеркнуть, что принято более 5 тысяч долгосрочных тарифных решений, что составляет порядка 15% от их общего числа. Из них: в сфере теплоснабжения более 3 тысяч, более полутора тысяч — в сфере водоснабжения, более тысячи — в водоотведении. Установлен размер предпринимательской прибыли 5%, которую учтут в тарифе теплоснабжающим компаниям. Такая же норма введена для сферы водоснабжения и водоотведения.
На федеральном уровне сформированы все условия и приняты решения, необходимые для привлечения частного инвестора в целях проведения модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, но мы продолжаем совершенствовать законодательную базу, которая сделает сферу ЖКХ еще более интересной для инвесторов. Подготовили и внесли на рассмотрение в Правительство России проект изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях». Мы предлагаем сделать субъект РФ обязательной третьей стороной концессионного соглашения. Другой поправкой в законопроект станет возможность заключать договор концессии на неоформленное до конца имущества, в том числе с существующими долговыми обязательствами — сегодня это основные барьеры, которые сдерживают инвесторов.
Минстроем России с участием Фонда ЖКХ подготовлены предложения о специальном механизме государственной поддержки инвест-проектов в сфере ЖКХ для городов с населением менее 250 тыс. человек. 80% может составить объем софинансирования инвестиционных проектов в сфере ЖКХ для «малых городов» из бюджета. Подготовлены правила субсидирования процентной ставки по кредитам, привлеченным для финансирования инвестиционных проектов в сфере ЖКХ. Всего запланировано привлечь в коммунальное хозяйство в 2015 году в рамках инвестиционных программ 129,47 млрд рублей. Надеемся, что следующий год будет еще более продуктивным.
— Тем не менее, бизнес не сможет справиться с неплатежами потребителей. Что предпринимается ведомством в этом направлении? — Мы приняли ряд мер, которые затормозили темпы роста задолженностей за услуги ЖКХ. За первое полугодие этого года, по данным Росстата, общая сумма задолженностей сократилась на 7,9 млрд рублей. При этом сумма все равно остается очень высокой — 968,4 млрд рублей. Мы продолжаем работать над снижением задолженности, причем не только с жителями, но с ресурсоснабжающими организациями. По нашему поручению в каждом регионе создана специальная комиссия, которая работает над своевременным погашением долгов по ЖКХ. Отмечу еще и то, что больше всего не платят владельцы инвестиционных квартир. Владелец рассуждает: «Я же не живу, почему я должен платить?» Госдума приняла закон об усилении платежной дисциплины в ЖКХ. Надеюсь, он поможет в борьбе с неплатежами.
— Как решаются проблемы с лик-видацией аварийного жилищного фонда? — С учетом того, что основной ввод жилья традиционно осуществляется в IV квартале каждого года, Минстрой России ожидает выполнение целевых показателей 2015 года в полном объеме. Всего в 2015 году планируется расселить более 2 млн 760 тыс. кв. м аварийного жилья, где проживают 177 тыс. человек. Запущена и действует федеральная система мониторинга и контроля реализации программ расселения на сайте «Реформа ЖКХ», там есть вся оперативная информация о программе — по каждому дому, подлежащему расселению, и дому, в который планируется переселение.
В Минстрое России создана комиссия по рассмотрению обращений, в которых сообщается о нарушении параметров качества жилья, которое строится взамен аварийного.
Отмечу, что мы снизили финансовое бремя регионов по этой программе: в 2015 году из Фонда ЖКХ регионам дополнительно направлено 6,6 млрд. рублей на софинансирование программ расселения. Это позволило снизить финансовую нагрузку на регионы с 47,9 до 41%. Мы штрафуем те субъекты, которые срывают программу, — 5 тыс. рублей за каждый день просрочки за каждую квартиру. И за недостоверную и несвоевременную отчетность тоже — 500 тыс. рублей за каждый ложный факт.
— В этом году введена оплата за капремонт по всей стране. Как она продвигается? — Есть реальность: уже сейчас нуждается в капитальном ремонте 51% многоквартирных домов, а проживают в таком жилищном фонде 45 миллионов человек — более трети населения страны. В 2014 году была запущена работа региональных систем капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, основанных на финансировании капитального ремонта за счет средств собственников. Сегодня Минстрой работает над механизмами долгосрочной финансовой устойчивости региональных фондов капремонта. Мы прорабатываем возможность организации капитального ремонта в кредит, что позволит собственникам провести в доме выборочный или полный капремонт,не дожидаясь сроков, определенных региональной программой. Работа идет и критики становится все меньше. Основное недовольство касается платы за капремонт, но, напомню, ее установление является прерогативой региона. Средний размер взноса на капремонт для населения составляет 6 рублей за 1 кв. м, и, напомню, для нуждающихся предусмотрены субсидии. Кроме того, сегодня принято решение о том, чтобы для инвалидов I и II групп, а также для семей, которые воспитывают детей-инвалидов, была введена льгота в размере 50%, как и другие льготы по жилищно-коммунальным услугам. Эти льготы заработают с 1 января 2016 года. На 1 октября 2015 года капитально отремонтировано 10,72 тыс. многоквартирных домов общей площадью 41,06 млн кв. м. По состоянию на 1 ноября 2015 года собрано 72,32 млрд рублей, что составляет 73% сбора, в девяти субъектах собираемость превысила 85%.
Публикации выпуска журнала “Вокруг ЖэКа” (январь-февраль 2016 г.)