04.06.2018

Петербургские тайны: глубокое погружение

32U-EUFgT4kПрактически весь исторический центр Петербурга состоит из бывших доходных домов, где 80% дореволюционной застройки составляли именно они. В те времена мало кто покупал собственное жилье в городе. Поскольку дома продавались целиком, люди предпочитали снимать квартиры – вспомним Достоевского и героев его романов.
После 1917 года доходные дома и другую частную собственность национализировали, а проживающих на «лишних» квад­ратных метрах стали уплотнять, подселяя в большие квартиры к учителям и инженерам победивший класс. Так появились советские коммуналки.
В 1920-е годы в стране случилась разруха. Нового жилья почти не строили, продолжая пользоваться «тяжелым наследием царского режима» – закрашивали фрески масляной краской и растапливали печки паркетом. Через питерские коммуналки прошло несколько поколений. Кто и как живет там сейчас? И почему эти люди согласились участвовать в проекте регионального центра «ЖКХ Контроль», выставляя свой быт напоказ любому желающему?

Осторожно: вандалы
Сейчас бывшие петербуржские доходные дома, которые пока не выкупили коммерсанты, это многоэтажки с тьмой разных собственников. Парадные и квартиры таких домов – особый мир. Правда, самостоятельно познакомиться с ним поближе весьма непросто.
Для тех, кто интересуется историей архитектуры и быта Северной столицы, организованы специальные экскурсии, которые проводит бюро «Санкт-Петербургского объединения советов многоквартирных домов» – общественной организации, которая является региональным центром НП «ЖКХ Контроль».
Это, пожалуй, единственный случай, когда общественная организация, которая занимается просвещением населения в вопросах ЖКХ, зашла на территорию внутреннего туризма и наладила дело так, что в плюсе остаются все – и туристы, и принимающая сторона. Каждую неделю публике предлагается новый маршрут. Всего их 35. Часто гидами выступают сами владельцы квартир, расположенных в архитектурных памятниках Северной столицы.
Улица Кирочная. Каждый дом здесь – уникальный памятник, благодаря этим домам город признан одним из самых фото­геничных в мире. Но сегодня историко-культурное жилье стало коммунальным адом. Парадные подъезды изуродованы металлическими дверями, уникальные витражи заменены на стеклопакеты, красочные фрески затерты, лепнина разрушена, перила расколоты, мозаичные и мраморные полы загажены, фасады изуродованы пристройками. Что уж говорить о состоянии дворов-колодцев: обшарпанные стены, разломанные арки, вырванные ворота, грязь, мусор, граффити, вызывающие отвращение, и прочее, и прочее…
Тем не менее экскурсии по жилым домам исторического центра так же популярны, как походы во всемирно известные питерские музеи. Визиты иностранных и российских туристов в исторические жилые дома перестали быть редкостью.
К сожалению, этот интерес весьма широко используется так называемыми независимыми экскурсоводами, а по сути вандалами. Именно они активно предлагают сотни маршрутов в парадных и на крышах, в башнях и подвалах. В 90% случаев это ни с кем не согласованная коммерческая деятельность, опасная как для жизни и здоровья посетителей, так и для самих зданий. Стихийные «экскурсоводы», не ставя своей задачей сохранение целостности и уникальности домов, в погоне за прибылью наносят им серьезный ущерб – взламывают и портят охранные системы, выводят из строя подъездные домофоны, срезают навесные замки и даже снимают двери с петель. Во время прогулок по крышам портят элементы кровли и фасадов зданий, засоряют чердаки, устраивают там разгульные вечеринки и т.п.
Бороться с таким негативом нужно системно – скорректировать список административных правонарушений, вступить во взаимодействие с правоохранительными органами, собственниками исторического жилья, управляющими организациями и общественностью. Но все это прерогатива городских властей, которой они пока так и не воспользовались. А год назад за дело взялись общественники.

Дом, в котором я живу
«С одной стороны, денег на реставрацию некогда титульных зданий у города нет и в ближайшее время не будет. Тем более их нет у общественной организации. Но с другой стороны, есть возможность привлекать к этой работе самих жителей города, разъясняя им постулат о том, что каждый несет ответственность за дом, в котором живет, за сохранение его первоначального облика, – рассказывает руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» Олег Калядин. – Понятное дело, что без финансирования даже активная патриотическая работа не принесет никакого результата. Первым делом мы обратились в Санкт-Петербургский комитет государственной охраны памятников и объектов культуры с предложением профинансировать проведение экскурсий в многоквартирных домах-­памятниках. Мы обратили внимание чиновников на плачевное состояние исторических домов и попросили помочь жителям профинансировать текущий ремонт. Дома малоквартирные, а затраты на их содержание и реставрацию многомиллионные. Силами собственников квартир тут не обойтись».
Несмотря на всю авантюрность, идея оказалась востребована. В сентябре 2017 года при финансовой поддержке Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиК) в рамках проекта «Открытый город» была инициирована социальная программа «Дом, в котором я живу». Организатором и куратором экскурсий стал региональный центр «ЖКХ Контроль». Было решено, что лучшими экскурсоводами на маршрутах станут собственники квартир и старшие по домам. Со временем их «отряд» был усилен преподавателями профильных вузов, работниками архивов, театров, музеев. Их труд оплачивает ВООПиК.
Собственники тоже получают деньги за вход в дом, используя заработанные средства на общедомовые нужды. Предусмотрена также отдельная оплата хозяевам квартир за доступ в их личное пространство. За счет этих средств собственники во многих подъездах смогли провести недешевую историческую реконструкцию, в квартирах постепенно начали замену электропроводки, сантехники, полов, каминов и всего, что пришло в негодность за годы засилия коммуналок и уплотнения шикарных доходных квартир победившим пролетариатом.
«Некоторые квартиры из популярных маршрутов могут демонстрироваться до трех раз в день, – поясняет Олег Калядин. – За месяц такого активного использования квартира может приносить владельцам до 100 тысяч рублей, на которые вполне реально провести качественные улучшения самых изысканных помещений». В подъездах снимается ужасная масляная краска, восстанавливается штукатурный слой стен с лепниной. Многие распечатывают замурованные подъездные камины и печи, снимают металлические двери и по чертежам из архивов восстанавливают авторские деревянные, заказывают исторические перила, кованые ограды, мозаику на лестничных пролетах, проводят новое освещение.

В гости к Мандельштаму
Всего разработано 35 маршрутов, включающих подробный осмотр одного дома или комплекса. Например, на ул. Пушкинской в разное время обитали многие известные нам люди. Заходим в дом №20 – бывший отель «Пале Рояль». Здесь останавливались и подолгу жили Шаляпин, Маяковский и Лиля Брик. Куприн встретил здесь свою третью супругу. А на Пушкинскую, 13 на сеансы к знаменитому психологу Борису Синани родители водили маленького Йосю Мандельштама.
Руководитель экскурси­онного бюро РЦОК «ЖКХ Контроль» Елена Фидель предупреждает: дом №20 уже облюбовали инвесторы. Планируется выкуп квартир и реставрация отеля. Так что пока у туристов небольшого достатка есть возможность бесплатно зайти в него и осмотреть квартиру, которая являет собой настоящий гостиничный номер с исторической планировкой.
Еще один адрес: Большая Зеленина, 28. В народе – «Дом с мозаикой». Это один из первых и лучших образцов индустриального романтизма: на фасаде выложены дымящие трубы заводов, поднимающие паруса корабли, сельскохозяйственные поля – огромные, полные синего неба пейзажи. Здание построено в 1904–1905 годах архитектором Федором фон Постельсом для правнука императора Николая I – герцога Николая Николаевича Лейхтенбергского, а фриз создавался по эскизам художника Сергея Шелкового. Он работал в мастерской Фроловых – той, что оформляла внутреннее убранство собора Спаса-на-Крови. Владелец дома воевал на полях Первой мировой, получил ранение, а после революции участвовал в Белом движении и умер в эмиграции в 1928 году.
Сейчас это жилой дом, который снаружи выглядит молодым: искусная лепнина в стиле модерн на нижних этажах кажется так и не застывшей. Но самое интересное в доме – на крыше. Потолки у верхних квартир прозрачные – вечером комнаты освещают небо, а днем солнце обеспечивает гостиные естественным мягким светом. Такой архитектурный прием называют «зенитными фонарями». Дело в том, что граф, еще только проектируя дом, решил поселить на последний этаж художников и архитекторов – это был широко принятый тогда жест благотворительности. Для них архитектор и предусмотрел «зенитные фонари».
После экспроприации советская власть поддержала мысль Николая Лейхтенбергского, и прекрасно освещенные пентхаусы достались новым художникам и скульпторам, которые тут жили и работали. В одной из квартир обосновался художник Василий Бунтов, который разработал эскиз девяти знамен Победы (для каждого фронта), в том числе то самое знамя, которое было водружено над Рейхстагом (под порядковым номером 5). Экскурсовод расскажет все от идеи постройки дома до стоимости сервисов и обслуживания квартир и образе жизни их первых постояльцев.
Как ни странно, хозяева тоже получают удовольствие от посетителей. Нередки случаи, когда жители домов-памятников открывают не только скрытые от посторонних глаз уголки своих квартир, но и семейные тайны, и архивы с интереснейшими историческими фактами.
Среди ближайших экскурсий: Дом Кавалергардов (Казармы Кавалергардского полка) с посещением православного храма и «бражницкой» командира полка; «Житница Петербурга: дом хлеботорговца» – именно здесь снимали одну из сцен нового фильма «Лето» режиссера Кирилла Серебренникова – картину про лидера группы «Кино» Виктора Цоя.
Дома купцов Бернштейнов, расположенные на соседних участках, поражают воображение не только изысканными фасадами, но и роскошными парадными, которые демонстрировали уровень и достаток владельцев. Это настоящий многофункциональный комплекс с апартаментами купца и его семьи. В корпусах внутренних дворов – квартиры служащих, кухня, столовая и общежитие для молодых студентов. В каждой из парадных комнат квартиры купца расположен камин. Самый красивый – майоликовый, авторства Врубеля на сюжет былины «Вольга и Микула», – находится в приемной. На Всемирной выставке 1900 года в Париже за этот камин автор был удостоен большой Золотой медали.
Посмотреть расписание и записаться на экскурсию можно в группе «Наш общий дом» соцсети ВКонтакте на сайте vk.com/oo_nod.