Кому на Земле жить хорошо
В ближайшей перспективе львиная доля населения Земли будет жить в городах и мегаполисах. Их население увеличивается в геометрической прогрессии, а вот инфраструктура не успевает развиваться в масштабах, необходимых для комфортного проживания. Некоторые города, особенно в странах третьего мира, вообще не имеют инженерных и транспортных сетей, не говоря уж об образовательных и медицинских учреждениях, объектах культуры и т.д., и скорее напоминают стихийные поселения с хаотично расположившимися домами. И тем не менее в них живут люди. Но в каких условиях? Антисанитария, нищета, преступность, высокая смертность… И это в XXI веке!
Чтобы попытаться найти решение этой проблемы, еще в 1978 году при ООН был создан Центр по населенным пунктам (Хабитат).
Хабитат в качестве исполнительного агентства ООН стал координировать все виды деятельности в области устойчивого развития населенных пунктов, которые до этого были распределены по различным департаментам и организациям. Организация следит за тем, как развиваются города нашей планеты, ищет способы создания условий для комфортного проживания. К примеру, одна из целей – улучшение условий жизни 100 млн жителей трущоб к 2020 году. Организация также ведет статистику и разработала критерии оценки эффективности развития городов.
От выявления тенденций к поиску решений
Полноценное развитие городов предусматривает увязку экологических проблем с социальной справедливостью и экономическим ростом. Устойчиво функционирующие населенные пункты обеспечивают экономическое развитие, создание новых рабочих мест и социальный прогресс при минимальном негативном воздействии на природу.
Качество среды населенных пунктов – главное мерило всех действий по преобразованию общества, реформированию экономики, улучшению социальной защищенности людей. Этим целям служит диагностика, позволяющая на основе объективных критериев дать количественную и качественную оценку условий городского развития. Система показателей – индикаторов развития населенных мест – должна носить конструктивный характер, то есть не только отслеживать тенденции, выявлять проблемы и местные различия, но также помогать принимать управленческие решения, направленные на активизацию их социально-экономического развития.
Исходя из этого, для оценки качества условий проживания в различных населенных местах, понимания динамики их развития требуются новые, более совершенные и оперативные механизмы и методы, основанные на кардинальном изменении общего подхода к анализу и оценке показателей развития. Если ранее в подобных работах советские исследователи обычно исходили из признания несомненного приоритета интересов государства, общества в целом, то теперь бесспорный приоритет отдается интересам человека. При этом собственно экономический рост рассматривается лишь как одна из предпосылок развития городов. Такие принципиальные изменения приоритетов требуют адекватного изменения методических подходов к исследованию населенных мест.
Структура системы показателей развития
Методика ООН-Хабитат основана на том, что при изучении состояния разных населенных пунктов используется набор ключевых индикаторов, которые предназначены для того, чтобы обеспечить количественную сравнительную основу для оценки условий жизни в городах.
Перечень из 46 ключевых показателей был принят в качестве минимального набора данных для оценки существующих городских условий и имеющихся тенденций. Данная система показателей предназначена для создания информационной базы по реализации этой программы с учетом международной системы статистических показателей по устойчивому развитию населенных пунктов. Создание такой информационной базы позволяет отслеживать процессы развития населенных пунктов, вносить необходимые изменения в соответствующие программы по их развитию; инициировать разработку новых программ; войти в единую международную информационную систему по развитию населенных мест в соответствии с решениями, принятыми на Конференциях ООН-Хабитат и Всемирных форумах городов.
При разработке перечня показателей развития населенных пунктов была сделана попытка из широкого круга возможных показателей выбрать ключевые индикаторы, которые подходят для достаточно быстрого и несложного первого раунда оценки.
Структура системы показателей развития населенных мест состоит из восьми модулей, каждый из которых включает комплекс однородных показателей:
Модуль 1: социально-экономическое развитие. Приводятся данные об уровне бедности, городском производстве, занятости, здравоохранении, образовании, инвестициях в социальный сектор.
Модуль 2: инфраструктура. Речь идет об инженерном обеспечении, включая водоснабжение, электроснабжение и телефонную связь.
Модуль 3: транспорт. Информация о транспорте и дорожной сети.
Модуль 4: охрана окружающей среды. Данные о природных ресурсах, качестве воздуха и воды, о твердых отходах и стихийных бедствиях.
Модуль 5: местное управление. Информация о системе управления, финансировании и деятельности на местном уровне.
Модуль 6: приемлемость и адекватность жилья. Содержится информация о доходах, расходах на жилищное строительство и состоянии жилищного фонда.
Модуль 7: обеспечение жильем: данные об обеспечении жильем, включая подготовку земли под застройку, финансирование строительства, субсидии, государственное жилищное строительство и нормы регулирования.
Приведенные индикаторы представляют список вопросов и проблем, которые необходимо оценить и которые могут служить полезным инструментом контроля за результатом политики и стратегии в области городского развития. Использование стандартизированного набора показателей городского развития значительно облегчает подготовку четких характеристик градостроительных и жилищных условий для решения комплекса следующих основных задач городской политики:
1. Устойчивое землепользование – обеспечение рациональной и экономически эффективной структуры землепользования; создание наилучших и безопасных условий для основных форм жизнедеятельности населения; согласование на территории города интересов и законных прав государства, городского сообщества, юридических лиц и отдельных граждан; установление согласованных режимов использования территорий различного назначения.
2. Экономическое развитие – обеспечение снижения уровня бедности, возможности для трудоустройства, повышение производительности труда.
3. Социальное развитие – обеспечение устойчивого демографического роста и социального развития, здоровья и образования для всех, социальной интеграции.
4. Развитие инфраструктуры – обеспечение доступности и приемлемости коммунальных услуг, качества и устойчивости систем водоснабжения, канализации, электроснабжения.
5. Развитие транспорта – обеспечение эффективной и устойчивой системы транспорта, дорожной сети, устойчивого оптимального использования частного и общественного транспорта.
6. Охрана окружающей среды – обеспечение качества воды, сбора и удаления твердых отходов, устойчивого потребления ресурсов, снижения последствий стихийных бедствий природного и техногенного характера.
7. Совершенствование местного управления – обеспечение финансовой жизнеспособности местных органов управления и самоуправления, демократического участия и независимости в принятии решений органов управления, эффективное использование общественных ресурсов.
8. Приемлемость и адекватность жилья – обеспечение доступа к приемлемому жилью, отвечающему требованиям всех категорий жителей.
9. Обеспечение жильем – создание возможности получения финансов для жилищного строительства, обеспечение эффективной системы строительства жилья, предоставление необходимых территорий для жилищного строительства.
Как показали результаты исследования, использование показателей-индикаторов городского развития не позволяет составить «идеальную модель» оптимального развития города. Вместе с тем эти показатели помогают на основе объективных критериев дать сравнительную количественную и качественную оценку условий развития городов различных типов, что позволит осуществлять дифференцированную политику в области их развития в с учетом их места в международной и национальной системе расселения, социально-демографических особенностей, экономического развития, уровня жизни населения, экологической ситуации, а также культурных и исторических традиций.
Предполагается, что результатом внедрения в практику мониторинга населенных пунктов на основе рассмотренной стандартизированной системы статистических показателей будет значительное повышение эффективности работы по оценке состояния мест проживания и реализации эффективной градостроительной стратегии – направленной на то, чтобы сделать наши города и села более благоприятными для здоровья, безопасными, справедливыми и устойчивыми…
Полный текст можно прочитать в № 5 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год