Крылья для управдома
Спросите у любого на Дунайской улице в Краснодаре, как найти Ивана Степановича Ярмошука, вам не только покажут дом, подъезд и назовут номер квартиры. Велика вероятность, что спрашиваемый вами человек просто достанет мобильный и начнет искать в записной книжке его личный телефонный номер. Таких как Иван Степанович в старину называли «коренной» – основательный, крепкий, фундаментальный. Может быть, именно за эти качества несколько лет назад на общем собрании собственников жилья его единогласно избрали его старшим по дому.
– Я в тот момент вообще в командировке был, – вспоминает Иван Степанович далекий 2011-й. – Мне позвонили и сказали: «Здравствуйте! Мы вас выбрали старшим по дому». Я говорю: как так, вы со мной даже не посоветовались!? А они мне в ответ: «Более достойного кандидата у нас нет».
Любовь к порядку
Чтобы оценить всю глубину удивления неожиданным поступком соседей, необходимо знать, что до этого момента Иван Ярмошук ничем, кроме авиации, в своей жизни не занимался. Как часто бывало в советские годы, небом заболел еще в детстве – однажды и на всю жизнь. Родной дядя, мамин брат, с помощью своих друзей-пилотов организовал десятилетнему племяннику полет-экскурсию на небольшом самолете Ан-2. С этого момента юный Ваня мог думать только об одном – как стать пилотом. И мечта исполнилась!
После окончания Краснокутского летного училища он более 30 лет проработал в малой авиации, бороздя небо Кубани на все том же добротном Ан-2. Профессия выработала в нем такие качества, как последовательность, любовь к порядку и дисциплине, умение быстро принимать решения в кризисных ситуациях. Все эти качества в новом деле оказались весьма кстати.
– Наш дом был построен и сдан в эксплуатацию в 1987–88 годах, – рассказывает Иван Степанович. – Пятиэтажка. Силикатный кирпич, восемь подъездов, 94 квартиры. Дом был в очень запущенном состоянии. Никто им серьезно не занимался.
– С чем в первую очередь пришлось столкнуться?
– Самое первое – в подвале были прорывы холодной и горячей воды. Ржавчина, коррозия, везде били большие и маленькие фонтаны. Из-за этого у наших жильцов был повышенный расход по ОДН (общедомовые нужды). С канализацией тоже были проблемы.
– А у вас в доме трубы чугунные или пластиковые?
– Когда я пришел, уже был пластик, но его сделали некачественно, плохо закрепили, и когда бывали засоры, их иногда просто вырывало под тяжестью водяного столба. Жильцы тогда еще были не очень дисциплинированные, бросали в канализацию все что попало. Пришлось поработать с людьми и объяснить им, чтобы они так больше не делали.
– Как объясняли? С помощью наглядной агитации или другими методами убеждения?
– Проводил собрания, ходил по подъездам, по квартирам. Буквально до каждого доносил эту простую мысль – мусор в унитаз не бросать. Вроде всех убедил.
Сложно сказать, какие именно аргументы для своих соседей находил новый управдом, но то, что с его подходом дисциплина и порядок в доме установились жесткие, отмечают многие. Жильцы забыли, что такое затопленный подвал. Люди, которые живут на верхних этажах, перестали смотреть с опаской на потолок во время дождя. Кровля в доме почти везде новая. В половине дома полностью заменена электропроводка с хрупкого и пожароопасного алюминия на добротную медь. Вторую половину планируется переоснастить в течение года.
– За чей счет меняли проводку?
– За счет средств на текущий ремонт.
– И хватило?
– Конечно. Я вообще внимательно слежу за расходами. Бывает, специально не делаю какие-то небольшие текущие работы в течение года. В результате набегает хорошая сумма. Вот ее я потом и расходую целенаправленно на медную проводку, светодиодные лампочки, звуковые датчики включения света и другие виды работ, которые необходимо выполнить в первую очередь.
– Решение, куда направить деньги, вы принимаете самостоятельно или с кем-то советуетесь?
– Все решения принимаются совместно с советом дома. Никакой самодеятельности. Только по согласованию с жильцами.
«С людьми надо разговаривать»
По многолетней авиационной привычке к любому вопросу или проблеме Иван Степанович подходит обстоятельно и без суеты. В то же время, как говорят пилоты, никогда не откладывает «принятие решения на конец полосы». Из-за этих качеств авторитет у управдома «на районе» непререкаемый. На просьбу поделиться секретом работы с людьми Иван Степанович отвечает просто:
– С людьми надо уметь разговаривать. Угрозы, крики, ультиматумы – это редко на кого действует. Объяснять надо спокойно, убедительно и предметно. Чем больше с людьми работаешь, тем больше у тебя в этой области опыта.
– Как вы считаете, кому больше повезло: вам с жильцами или жильцам с вами?
– По поводу себя не скажу, а вот мне с жильцами точно повезло. Люди меня понимают. От этого в доме дисциплина и порядок.
– Квартплату все вносят исправно?
– В основном исправно. Есть, правда, люди, попавшие в сложную жизненную ситуацию. Кто-то кредитов понабрал, не рассчитал своих возможностей, кого-то с работы вдруг уволили. У человека упал доход, ему детей еще нужно кормить, он просто физически не может сейчас платить, у него источников доходов других нет. Я считаю, что к таким людям государство должно повернуться лицом и не бросать их на произвол судьбы, по принципу «выкручивайтесь, как хотите».
– А управдом – ваша единственная общественная нагрузка?
– Я еще являюсь активистом «Общероссийского народного фронта», руковожу ТОС (территориальное общественное самоуправление). В 2018 году наш дом и дома прилегающих дворовых территорий принимали участие в конкурсе по реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» в городе Краснодаре. Заняли четвертое место. Хочется верить, что скоро произойдут существенные изменения в облике нашего района…