08.08.2017

Путешествие в Республику Кугельмугель

kugelВ венском парке развлечений Пратер это строение в виде шара диаметром 7,68 м расположено по соседству со знаменитым колесом обозрения и воспринимается как один из аттракционов. Выглядывающая из-за его ограды вывеска «Республика Кугельмугель» («Kugel» с немецкого – сфера, «Mugel» с австрийского диалекта – поднять) добавляет некого сюрреализма, ибо в сознании русского человека слово невольно ассоциируется с коктейлем из взболтанных яиц под названием «гоголь-моголь».Что же за взбалмошная республика размещена внутри круга из брусьев, покрытых оцинкованным железом?

Нигилист Липбургер
Началась история более 55 лет назад. В 1960 году уроженец западно-австрийского городка Форарльберг художник Эдвин Липбургер увлекся нигилизмом. Это философское течение своеобразно трактовало даже восприятие шаров в искусстве и в архитектуре. И молодой нигилист стал экспериментировать. В 1971 году на улице Ландештрассе, 4091 в городке Катцельсдорф, что в Нижней Австрии, Липбургер воплотил свое видение жилья будущего – в виде геометрического тела, ограниченного поверхностью, все точки которой находятся на равном расстоянии от центра.
Дом-пузырь должен был парить над зеленью ландшафта, не нарушая его идиллию. Строил творец по наитию. Ни планов, ни чертежей, ни, соответственно, каких-либо согласований с профессиональными архитекторами. Получил только разрешение владельца земли на размещение конструкции.
Вообще идея строительства круглого жилья не нова. В разные эпохи и на разных континентах люди возводили для себя сферические конструкции. Окружность считается идеальной формой, символизирующей у многих цивилизаций жизнь. Не случайно культовые сооружения – православные храмы, мусульманские мечети и др. имеют округлые контуры.
В конце 60-х годов XX века проект голландского архитектора Дриса Крейкампа «Bolwoningen» («дома-шары») одержал победу в конкурсе на лучший вариант недорогого жилья. В результате в городе Хертогенбос были построены 50 белых домов-шаров диаметром 5,5 м – из бетона и стекловолокна на цилиндрических основаниях, которые служат прихожей. Такие апартаменты рассчитаны на проживание одного-двух человек и пользуются популярностью в Нидерландах.

Путь к признанию ­через тюрьму
Сферическая форма устойчива к воздействию различных погодных условий. Такие постройки имеют полезный объем помещений существенно больше, чем прямоугольные при одинаковой площади. К тому же дома-шары ощутимо легче и требуют меньшего фундамента. Последний критерий очень актуален для Австрии, где налог платят не на дома, а на землю под строениями. Дом-пузырь Эдвина Липбургера в своем основании соприкасался с землей на площади всего 1 квадратный метр. Хитроумное решение для экономных домовладельцев-налогоплательщиков! Фискальные органы лукавство проглотили. Но так как полая внутренность возведенной сферы предназначалась для жилья, органы строительного надзора возмутились – нарушены нормы и правила безопасности. Художник же в ответ возмутился ущемлением прав на свободу личного зодчества. Судились-рядились пять лет!
Дело дошло до того, что в 1976 году Эдвин Липбургер установил у дома пограничный столб и указатель «Республика Кугельмугель». Круглое жилище маргинал провозгласил новым независимым государством и поднял особый флаг.
На чудачества художника в Австрии, имеющей один из самых старых государственных стягов в мире, сначала всерьез никто не обращал внимание. Но через три года Липбургер, объявивший себя уже президентом, отказался платить даже мизерные налоги в федеральную казну, выпустил почтовые марки «Кугельмугель» и принялся развозить на велосипеде письма в конвертах, проштемпелеванных собственной печатью. Это стало последней каплей, переполнившей чашу терпения чиновников альпийского государства. Дело в том, что в те времена во многих странах печать знаков почтовой оплаты была гораздо дешевле выпуска банкнот и приносила доход, сравнимый с прибылью от реализации алкоголя. Например, в 1970-х годах продажа марок была самым большим источником формирования бюджета в Бурундии и в только что получившем независимость от Великобритании Бутане. Эдвин Липбургер покусился на финансовые устои Австрии и был посажен в тюрьму. Дому-шару грозило физическое уничтожение.
Но, как в классических греческих драмах, спасение пришло от «Бога из машины» – за художника заступился будущий мэр Вены Гельмут Цилк. Он предложил принять сферическую республику в состав австрийской столицы. Томящийся в заключении художник согласился. А затем и президент Австрии Рудольф Кирхшлегер сменил гнев на милость и выпустил на свободу «президента Республики Кугельмугель» Эдвина Липбургера.
В 1982 году художник получил в распоряжение земельный участок площадью 64 квадратных метра рядом с центральной аллеей главного парка развлечений Вены. Сюда перевезли целиком «независимое» государство Кугельмугель со всеми пожитками и огородили забором с колючей проволокой. Липбургер присвоил своему крохотному дому-республике адрес: Площадь Антифашизма. В путеводителях к названию площади добавляют номер 2. Это не порядковый номер дома – на условной площади строение единственное. Цифра 2 означает номер района австрийской столицы, граничащий непосредственно с центром (центр – это номер 1). Соответственно, такая нумерация позволяет несведущим туристам идентифицировать городской квартал в качестве места, где надо искать «независимое государство» Кугельмугель…

Полный текст можно прочитать в № 8 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2017 год