17.01.2017

В стиле #hygge: рецепт счастья из Скандинавии

DSC_0331-WSПо итогам 2016-го составители британского Оксфордского словаря «словом года» чуть было не выбрали hygge. Дословно не переводящийся на русский, этот скандинавский неологизм (читается как «хюгге») означает нечто уютное, милое, умиротворяющее. И когда продвинутые западные пользователи интернета хотят показать окружающим свое нахождение в «нирване», то все чаще они используют хештег #hygge. В Instagram им помечено более полутора миллионов публикаций, причем размещенных не только европейцами. Чем же привлекателен hygge?
Смело могу предположить, что своей таинственностью и многогранностью. Hygge­ ­используют и как глагол, и как существительное. Термин в равной мере распространен в Норвегии и Дании. Наверное, потому, что когда-то обе страны были объединены унией и до сих пор спорят о национальной принадлежности великих поэтов прошлого (о Людвиге Хольберге, в частности).
Но главное предназначение hygge – обозначение состояния души. Если ей, душе, хорошо и комфортно, то люди восклицают: «Хюгге!».
Согласно данным социологических опросов, приведенных в вышедшей на русском в ноябре 2016 года книге «HYGGE. Секрет датского счастья», жители этой островной страны – самые счастливые люди в мире. Они чаще других встречаются с друзьями и больше прочих испытывают покой и умиротворение. Для аборигенов какой-нибудь жаркой Панамы вечерняя компашка в четырех стенах – совсем унылое мероприятие. А для тех, в чьей стране круглый год +10…20 по Цельсию и перманентно льет дождь, совместные посиделки с соседями или коллегами – натуральный hygge. Вместе хорошо пропустить пинту-другую местного пива, полакомиться знаменитым датским печеньем или национальными сладостями из солодки (вспомните привкус лекарства для горла). Если в помещении будут гореть камин, мерцать свечи, витать травяные запахи и отсутствовать трели сотовых телефонов, то расслабление сидящих на мягких креслах людей будет полным.
Позавидовать жителям Дании можно не только из-за умения достойно проводить вечера. Рабочий день в этой стране длится с 8 до 16 часов. За это время каждый работодатель обязан еще и накормить своих сотрудников завтраком, обедом и ужином. В июле все учреждения, кроме жизненно важных и имеющих круглосуточный режим работы, целым коллективом уходят в отпуск. Датчане часто уезжают в горы и селятся в домики с видом на фьорды. Лицезрение сказочных пейзажей – это тоже «Хюгге!».
«Мандала с махамудрою мне светит свысока. Ой, Волга, Волга-матушка, буддийская река», – пел не так давно Борис Гребенщиков в своей песне «Русская нирвана». Отключиться хоть на время от житейских забот хочется и на просторах шестой части Земли. Обратите внимание, с каким наслаждением российская публика, бродящая по лабиринтам скандинавской IKEA, плюхается на витринные ворсистые диваны, болтает ногами в креслах-качалках, вытягивается на мягких матрацах. Предметы интерьера и быта с берегов Северного моря цепляют наших соотечественников не только лаконичным дизайном, а прежде всего удобством – каждая рукоятка ладно ложится в ладонь, каждый элемент мебели безопасен и функционален. Такие же изделия делают и в Дании. Делать все сложное – просто. Это тоже элемент hygge.
О hygge я читал в популярном отечественном журнале еще в 1997 году. Автор, подробно описывая образ жизни датчан, охарактеризовал его именно этим словом. Однако термин hygge вошел в нашу современную жизнь только сейчас, почти через 20 лет. Видимо, пришло время. Мы пресытились потоком информации, льющимся из-за каждого угла, наши пальцы уже рефлекторно тычут в гаджеты, а глаза утомились смотреть на вычурность окружающих. Нам всем нужно остыть. В Норвегии, в Дании, в России – в любой насыщенной технологиями стране люди ищут умиротворения, уюта, тишины и покоя. Поэтому им так часто хочется сказать: «Хюгге!» Ведь слова, говорят, материализуются.