Деревянные наличники как символ идентичности
«Узорочь», «вызорочь», «ознаменка» – у всем известных красивых резных украшений оконных, а иногда и дверных проемов, много имен. Однако мы больше привыкли называть их наличниками. Самое интересное, что помимо художественной и эстетической ценности, они выполняют и важную функциональную задачу – с их помощью закрываются технологические щели в стенах в месте стыка с оконной (дверной) коробкой. Эта важная деталь позволяет установить примерное время зарождения этого вида прикладного промысла – резьбового дела, как его раньше называли.
Украшение со смыслом
Так как массовое остекление окон в деревнях и селах началось только в середине XIX века в связи с налаживанием в стране собственного производства листового стекла, несложно посчитать, что украшать свои дома таким оригинальным способом наши предки начали не раньше, чем 160–170 лет назад. Примерно в это же время появились и стали быстро распространяться по России различные способы создания резных наличников. Сегодня их выделяется три: простой, вырубной (глухой) и сквозной (он же пропильный). Последний способ считается самым эффектным и выразительным, особенно в случае применения различных дополнительных накладных деталей.
На Русском Севере мастера чаще всего использовали пропильную технику, а на Среднерусской возвышенности – глухую. Именно из северо-западных регионов – Вятской, Вологодской, Костромской областей – искусство резных наличников постепенно проникло в Западную и Восточную Сибирь. Исторически сложилось, что сегодня самые яркие и запоминающиеся образцы можно встретить только там.
Есть у наличников своя типология и по форме. Если дощечки идут по всему периметру оконного проема, то такой тип называется простым. Если периметр в каком-то месте – например, в нижней части – разрывается, то это неполный тип. Третий – усложненный, обязательно включает в себя какие-нибудь дополнительные элементы: башенки-киотики, ушки-полотенца, резные косички и спиральки.
В каждой области и даже иногда в каждой деревне был свой уникальный стиль создания наличников. Традиции и профессиональные секреты бережно хранились и передавались от старших мастеров младшим подмастерьям. Так, например, очень большое значение имел выбор древесины. Традиционные березовые и сосновые доски, конечно, использовались, но редко. Слишком они недолговечные и быстро трескающиеся от перепада температур. Для ажурной резьбы больше всего подходит древесина ореха, а мелкие накладные детали часто делались из фруктовых деревьев – вишни, яблони или дикой груши. Также для того чтобы увеличить срок службы декоративного объекта, наличники было принято красить масляной краской, чаще всего – в белый или сине-белый цвет.
Заказчик обычно только в общих чертах обозначал свои пожелания резчику, все детали и элементы затейливых узоров рождались уже в процессе работы. При этом у мастеров никогда не было под рукой какого-то набора рисунков и тем. Обычно они держали все образы у себя в голове, подпитываясь впечатлениями от работ соседних мастеров.
Всего на сегодняшний день в нашей стране выявлено около 350 видов орнаментов наличников. Некоторые из них связаны с языческими поверьями, другие – с народными приметами и традициями, третьи – с историями и легендами, связанными с конкретной местностью. Существует теория, что оконные наличники могли использовать в качестве талисмана или оберега. В этом случае мастер обычно пытался гармонично вписать в узор такие традиционные элементы, как солнце, звезды, цветущие растения и другие символы надежды и удачи. Особенно часто использовались элементы, символизирующие плодородие и хороший урожай. Это деревянные ромбики с отверстиями или пересекающиеся двойные полоски – традиционные древнерусские символы вспаханных и засеянных хлебом полей.
Здесь русский дух, здесь Русью пахнет
Очень серьезное влияние на оформление деревянных наличников оказывали яркие исторические события прошлого. Например, после Великой Октябрьской революции на окнах очень часто стали появляться алые знамена, серпы с молотами и красные звезды. После большой амнистии, связанной со смертью Сталина, на некоторых наличниках стали встречаться четыре карточные масти: черви, пики, бубны и крести. Видимо, такой орнамент очень нравился бывшим заключенным. В целом самые распространенные узоры – это важные для простого русского человека вещи: плодородие, удача, здоровье и жизнь.
Главный феномен деревянных резных наличников заключается в том, что области их расположения совпадают с территорией массового распространения русской языковой культуры. Если наличники где-то еще и попадаются, то это чаще всего будет цветной рисунок на досках вокруг окна или прямо на стене. Между прочим, технологическая традиция закрывать отверстия вокруг оконных рам существует и в Финляндии, однако там эти доски не принято ничем украшать.
В конце ХХ века многие искусствоведы просто не обращали внимания на этот русский культурологический феномен, надменно называя его «деревенским шиком». Творчество народных мастеров никак не фиксировалось, техника резьбы не изучалась. По-новому взглянуть на художественное наследие предков заставила волна сносов деревянных построек в больших и малых городах, а также новые строительные технологии и материалы. Повсеместная замена деревянных окон на пластиковые не только обезличила старинные города, но и буквально уничтожила множество уникальных образцов.
По счастью, на складывающееся катастрофическое положение вовремя обратили внимание энтузиасты. Одни из них – такие как фотограф Иван Хафизов – стали ездить по стране и запечатлевать то, что еще не потеряно для будущих поколений. Другие, как самарцы Ирина Фишман, Александр Шуткин и Андрей Кочетков, придумали создавать на их основе интересные арт-объекты. Так в 2022 году в Самаре появился небольшой уличный музей «За окном».
Хочется надеяться, что резные наличники станут еще одним символом национальной идентичности и культурного наследия, напоминая нам о том, как важно беречь и сохранять свои традиции для будущих поколений.
Ольга Гришина