Герман ЧерЁмушкин: «Я стремился запечатлеть историю и время»
Мы вновь беседуем с художником-монументалистом, графиком, народным художником России, профессором Российского государственного художественно-промышленного университета имени С.Г. Строганова Германом Черемушкиным. Сегодня наш разговор о рабочих поездках художника по странам и континентам.
«Меня интересовали их художественные галереи»
– Герман Вячеславович, вы долгие годы работали художником-иллюстратором Агентства печати «Новости» (АПН), а также с рядом периодических изданий, освещающих жизнь за рубежом. В каких странах вы работали?
– Мне посчастливилось побывать во многих странах мира. Было так много поездок, что в рамках одного разговора просто невозможно охватить их все. Прежде чем приступить к работе в той или иной части света, я всегда изучал историю тех мест, а также биографии видных представителей культуры и искусства страны, в которую предстоит поехать. Всегда старался прочувствовать атмосферу и колорит, присущие культуре конкретного народа. Как художник я стремился запечатлеть в изобразительном искусстве историю и время.
– Давайте начнем с Европы. Уже в советское время вы побывали не только в странах социалистического лагеря, но и на Западе.
– Судьба предоставила мне возможность побывать в Испании, Португалии, Франции, Италии, Греции, Великобритании, Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, Восточной Германии, Польше, Болгарии, Чехословакии… И это еще не весь список. В зарубежных поездках меня в первую очередь интересовали художественные галереи и памятники архитектуры прошлых веков. Отечественные школы художественного мастерства представлены богатой историей со многими выдающимися художниками. Но мы изучаем и развиваем наше искусство в контексте мировой культуры, на фоне которой появлялись и становились великими такие представители нашей живописи, как В.И. Суриков, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.Е. Репин, М.А. Врубель, А.А. Дейнека и другие. Помня об этом, я был счастлив увидеть в подлиннике полотна великих мастеров прошлого.
Я побывал в крупнейших выставочных галереях Европы – Национальном музее Прадо в Испании, в Лувре и центре Помпиду в Париже, в Дрезденской галерее, а также в музеях Венеции, Рима, Милана и других городов Восточной и Западной Европы. Кстати, я никогда не состоял в партии, но, вопреки расхожему мнению, это не послужило препятствием для посещения капстран. Везде, где бывал, я делал наброски, много работал в жанре изобразительного репортажа, старался уловить и подчеркнуть характер и интересы людей, с которыми сталкивался.
– Что особенно запомнилось из командировок в европейские страны?
– Запомнилась интересная и очень плодотворная работа в Польской народной республике. По результатам войны Варшава была полностью разрушена. С помощью наших строителей и архитекторов был поднят из руин новый город с воссозданием наиболее ценных исторических памятников. Я запечатлел уже построенный город с его внутренним ритмом и атмосферой. Тогда между нашими странами были теплые отношения и нас, представителей искусства СССР, встречали с интересом и радушием. В центре Варшавы было построено хорошо узнаваемое здание в стилистике семи сталинских высоток в Москве. И это был дар нашего народа польской столице.
В ПНР меня пригласили сделать серию работ, посвященных памяти Николая Коперника. Послали меня от Союза художников СССР, мы с одним приятелем из Армении изучали жизненный путь этого замечательного человека. После посещения тех мест, где бывал Коперник, нам было легче создавать произведения, посвященные его жизненному пути. Коперник жил и работал в городе Фромборк, что расположен в северной части страны – там мы и побывали для того, чтобы проникнуться атмосферой, в которой трудился знаменитый ученый. Я сделал полтора десятка картин, и польская сторона приобрела мои работы. Часть из них находится во Фромборке, а другая – в Варшаве. Состоялось две поездки с годовым интервалом, мы изучали материал по биографии и научным трудам ученого. Я старался отобразить в своих работах суть его открытий и основной посыл современникам и потомкам. Он очень многое предсказал, что я и изобразил в одной из работ в виде портрета Коперника в сочетании с космическими мотивами нашего времени. В этой памятной для меня серии я стремился отобразить путь Коперника как человека и ученого своего времени.
– Какое значение для вас как художника имеет античное наследие?
– В Древней Греции зародились основы будущего европейского искусства последующих эпох. Античные мотивы вызывают особенный интерес у большинства художников. Невозможно внести в искусство что-то новое без знания классических образцов – эту мысль я стараюсь передать своим студентам, которые только нарабатывают свой индивидуальный стиль. Вот как я изобразил коринфскую капитель в Греции: работа выполнена в виде женщины, которая одновременно являет собой изящную колонну. Этот образ прошлого является основой бесконечного разнообразия архитектурных и живописных вариаций последующих эпох. Ведь каждую колонну в оформлении того или иного здания можно мысленно представить в виде прекрасной женщины.
– А какими вы увидели страны Северной Европы, что почерпнули в Скандинавии?
– Побыв, например, в Дании, я старался подчеркнуть своеобразную красоту, но в то же время лаконичность местной природы. Ритм архитектурной застройки уютных городков красив, но специфичен – он одновременно далек и близок нашим с вами представлениям. На одной из работ я изобразил большой пассажирский корабль на рейде портового города – ведь море остается основой жизни этой маленькой северной страны. В Дании мне запомнилось обилие велосипедистов на улицах и частые дожди, которые создают атмосферу задумчивой тоскливости на фоне сильных морских ветров. Я изобразил их такими, какими увидел, но с тех пор прошло уже много лет и, возможно, сегодня многое поменялось. Еще я оформлял Дом дружбы в Хельсинки – выполненное мной двухсоставное панно символизировало дружбу между нашими странами в те годы.
«Индийцы остались очень довольны»
– Какая страна показалась вам наиболее экзотической?
– Пожалуй, это Индия, куда я попал после долгой трехмесячной проверки. Было дано задание сделать тематические зарисовки о разных сторонах жизни этого далекого государства. Это была уже не первая моя зарубежная поездка, и я был готов сосредоточиться на работе. Был у меня в поездке сопровождающий – опытный журналист по имени Евгений или просто Женька, потому что мы были с ним в приятельских отношениях. Думается мне, что он, помимо основной деятельности, был связан и с КГБ. Во всяком случае, так мне показалось, потому что он мог организовать что угодно, в том числе машины для выезда куда надо с согласованием нужного маршрута. Мы проехали всю страну – побывали как на ее севере, так и на юге. И это была замечательная поездка, которая состоялась в 1973 году.
Мне было поручено подготовить иллюстрации к календарю. Каждый из двенадцати месяцев был представлен своим изображением, которые отражали ту или иную сторону жизни Индии и ее жителей. Это было сделано более сорока лет назад, но остро смотрится и по сей день. Индия – одна из стран, с которой у нас сложились традиционно хорошие отношения. В то время мои иллюстрации подчеркивали нерушимость советско-индийской дружбы и, должен сказать, к нам действительно очень здорово относились. Я делал наброски и рисунки людей из разных каст и профессий. В те годы страна динамично развивалась, и мы охотно помогали ей различными технологиями и товарами. Наши связи включали самые разные стороны двусторонних отношений – начиная с сельского хозяйства и фармацевтики и заканчивая строительством и космическими технологиями. Моей задачей как художника было отображение разнообразия и специфики этого экзотического, во многом построенного по кастовой системе общества. И кажется, что мне это удалось! Во всяком случае, сами индийцы остались очень довольны тем, как русский художник видит их страну и людей.
– Сохранился ли в памяти какой-то интересный случай, связанный с поездкой в Индию?
– Однажды меня пригласили посетить металлургический комбинат в Бокаро, который был построен с помощью советских специалистов по нашим же технологиям. Это огромное предприятие до сих пор является третьим по величине металлургическим заводом в Азии. И когда я приехал, руководство завода пожаловалось, что одна из сталеплавильных доменных печей остановилась по вине индийского технического персонала. А дело в том, что остывшая домна уже не может быть запущена для продолжения производственного цикла. И тут я вспомнил, что однажды по поручению Союза художников был на Магнитогорском металлургическом комбинате, где познакомился с одним рабочим, который получил звание Героя социалистического труда за уникальное умение «расгочегарить» практически остывшую домну. Сперва мне не поверили, но вскоре были подняты нужные связи, и русского умельца из уральского города оперативно доставили в Индию, где он успешно реанимировал остывшую доменную печь. Так благодаря совету художника из Москвы индийские сталевары под руководством русского рабочего из Магнитогорска сохранили одну из своих сталеплавильных печей.
«Везде старался заметить что-то особенное»
– Судя по множеству ваших работ, вы бывали и в Африке?
– В Африке я оказался в 1978 году и случилось это не просто так, а благодаря очень интересной истории, которая похожа на сюжет кинофильма. Я уже рассказывал читателям журнала, что был занят на оформлении общественных зданий по трассе Тюмень-Сургут-Нижневартовск-Уренгой, где делал многочисленные монументальные работы. К этому времени я уже был лауреатом премии Ленинского комсомола и пользовался определенным авторитетом как художник-монументалист. Однажды раздался звонок из военного ведомства и меня пригласили на конфиденциальную беседу в один с виду очень незаметный дом в самом центре Москвы. Там присутствовали высокопоставленные военные чины и ваш покорный слуга. Они объяснили, что народ западноафриканской Гвинеи нуждается в нашей помощи, так как наследие французского колониализма хоть и сброшено в 1950-е годы, но дает о себе знать в виде бедности и неразвитости региона.
– Но как русский художник мог помочь далекому африканскому государству?
– Мне поручили разработать эскиз государственного герба этой африканской страны. Я изобразил щит с цветами национального флага, вокруг которого расположена лента с надписью TRAVAIL JUSTICE SOLIDARITE («Труд – Справедливость – Солидарность»). Наверху изобразил голубя с ветвью в клюве, а в центре слона – как олицетворение силы и самобытности Гвинеи. Эскиз был отправлен президенту Секу Туре, который одобрил его (этот герб просуществовал с 1978-го по 1984 годы; после смерти Ахмеда Секу Туре были внесены коррективы: исчез слон. – Ред.). После этого мне поручили выполнить герб в виде навесной конструкции на фасад большого правительственного здания в столице страны городе Конакри. Что я с удовольствием и сделал, так как уже имел большой опыт в монументальном оформлении зданий на Родине.
–Из чего и где был сделан этот герб?
– Выбор материала для этой работы был очень ответственным, потому что днем в Гвинее очень жарко, а к вечеру может пойти проливной дождь – да такой, что оставленное на улице пустое ведро наполняется за десять минут. Металл для такой задачи не годился, и я выбрал керамику, которую выполнили в виде отдельных сегментов на керамическом заводе в подмосковном Дмитрове. Затем эти элементы доставили в Гвинею в обложенных стружкой деревянных ящиках. Потом мы их монтировали на фасад, а швы были промазаны и заштукатурены. Так я стал причастным к истории этого далекого африканского государства.
После Секу-Туре пожал мне руку и спросил, как может отблагодарить за важное для их страны дело. Тогда я попросил дать мне машину и возможность проехать по стране для работы с натуры. Так мне разрешили рисовать, но предупредили, что фотографировать нельзя ни в коем случае. Я здорово там поездил и за отведенную мне неделю сделал много интересных зарисовок, в том числе портретов и жанровых сценок из африканской повседневности. Но все же не удалось избежать приключений в виде ареста – однажды меня остановила полиция и отвезла в участок. Это был опасный момент, но вскоре его удалось уладить.
– Вас долго подготавливали к этой поездке в медицинском плане?
– Перед поездкой мне сделали очень много прививок от болезней. Тем не менее ежедневно после душа надо было обтираться марганцовкой и спать под подоткнутым со всех сторон марлевым пологом. Для неподготовленного европейца климат там непривычен, плюс постоянный риск подцепить малярию.
Прошлое и будущее сочетались на одной земле
– У вас много работ и о Средней Азии. Какие впечатления остались от работы в этих республиках?
– Несмотря на то, что в те годы республики Средней Азии входили в состав Советского Союза, они обладали настолько ярким культурным своеобразием, что создавалось ощущение поездки за границу. Особенно интересны старые города: Самарканд, Бухара и Хива. Построенные нами предприятия контрастировали с традиционным укладом жизни. Прошлое и будущее сочетались на одной же земле. Вот, например, я изобразил Нурекскую ГЭС в Таджикистане на фоне гор, которые стилизованы под пестрые национальные халаты. Так я увидел соединение старого и нового. Я делал зарисовки и гравюры по сюжетам, замеченным на базаре, в чайхане и просто на улице. Я побывал во всех среднеазиатских республиках и везде старался заметить что-то особенное и интересное. Лица людей в архаичной одежде, природа, а также старая и новая архитектура запечатлены в моих работах этой серии.
Беседовал Виктор Кудинов