12.09.2023

Илья Солнцев: «В нашу профессию ­приходят люди, искренне любящие спорт»

У олимпийского чемпиона и рядового гражданина куда больше общего, чем кажется. Один тренируется почти круглосуточно, другой изредка играет в футбол во дворе – при этом спорт оказывает важное влияние на жизнь обоих.
Сфера спорта – это гигантская отрасль, напрямую связанная с благополучием страны, и она требует постоянного притока квалифицированных управленческих кадров. Что включает в себя спортивный менеджмент, как ему научиться, какова его роль в экономике государства? Об этом рассказывает наш эксперт.

– Илья Васильевич, что такое спортивный менеджмент и в чем заключается основная специфика этой профессии?
– Одна из важных особенностей нашей профессии заключается в том, что в спортивный менеджмент приходят люди, горячо и искренне любящие спорт. Большинство спортивных менеджеров – бывшие спорт­смены, болельщики или те, кто занимается спортом на любительском уровне. Безусловно, это накладывает определенную специфику на всю нашу работу: занимаясь любимым делом, ты полностью увлечен процессом.
Многие считают, что спортивный менеджмент связан исключительно с эффективным управлением спортивными клубами. Это действительно очень большой и важный блок работы, однако направлений гораздо больше. Все, что мы называем спортивным менеджментом, затрагивает спортивные школы, команды (по видам спорта), стадионы, гоночные трассы, горнолыжные курорты, ФОКи и фитнес-клубы, спортивные федерации…
К спортивному менеджменту следует также отнести производство спортивных товаров и оборудования – это огромный сегмент рынка, который работает на профессиональный и на массовый спорт.
Огромную популярность приобрел киберспорт, действующий как самостоятельное направление и в рамках классических видов спорта. Нельзя не упомянуть и про спортивную медицину, с точки зрения управления здесь тоже есть чем заняться.
Еще один важный блок – государственное управление. В нашей стране спорт развивается на государственные средства, поэтому в профильных министерствах и ведомствах нужны опытные управленцы.
Спортивный менеджер руководит продвижением и развитием бренда. Это тоже огромный пласт работы, включающий в себя как взаимодействие с классическими медиаресурсами, сайтами, телеканалами, радиостанциями и печатными СМИ, так и профильными спортивными медиа. Во всем этом есть своя специфика. Каждое направление требует глубокого погружения, прочных теоретических знаний и практических навыков. Необходимо четко понимать, как все устроено, как зарабатываются деньги, как работает бизнес-модель.
Получается, что спортивный менеджмент очень многогранен: одно дело – управлять футбольным клубом, а другое – руководить конно-спортивным центром или гольф-курортом. Везде будет своя специфика, база активов, структура выручки, себестоимости и капитальных затрат, особенности продвижения, принципы взаимодействия с аудиторией и болельщиками…

«Это отдельная отрасль экономики»
– Физическая культура и спорт все активнее проникают во все сферы жизни. Какие задачи они решают?
– Индустрия спорта играет важнейшую роль в жизни общества. Проводя исследования, в том числе с участием наших студентов, мы каждый раз убеждаемся, что спорт решает сразу несколько важных задач государства. Помимо непосредственного влияния на экономику за счет увеличения числа рабочих мест, привлечения туристов, развития инфраструктуры и продажи сопутствующих товаров, спорт также оказывает положительное воздействие на состояние здоровья и образ жизни людей. Доказано, что занятия спортом снижают уровень заболеваемости по целому ряду направлений, снимая таким образом с государства часть затрат на здравоохранение.
Решается целый комплекс социальных задач. Занятия спортом оказывают благоприятное воздействие на формирование личности, повышают уровень счастья. Люди, занимающиеся спортом, лучше учатся и работают, прекрасно себя чувствуют, повышается производительность их труда. Опять же доказано, что спорт влияет на снижение преступности. Через спорт можно найти новых друзей, укрепить семью, решить проблему адаптации в обществе людей с ограниченными возможностями и мигрантов. Таким образом, помимо спортивной сферы, затрагиваются образование, здравоохранение, регулирование трудовых отношений – то есть почти все Национальные проекты России.

«Профессиональный и массовый спорт ­неразрывно связаны»
– Оказывает ли влияние на спортивный менеджмент появление новых трендов, в том числе происходящие демографические и социальные изменения?
– Конечно. Мы живем в эпоху перемен. Стремительное развитие технологий, доступность информации, климатические изменения и сокращение ресурсов – все эти аспекты обязательно должны учитываться в стратегиях развития, так как они влекут за собой изменения в экологической, социальной и экономической сферах.
Существенное влияния на спорт оказывает цифровизация – появляются новые продукты и решения для потребителей, новые подходы применяются в тренировочном процессе и спортивной аналитике, меняются подходы к организации спортивных соревнований и их трансляции.
Сегодня есть немало положительных примеров устойчивого развития спортивной отрасли, когда спортивные объекты спроектированы и построены с использованием энергоэффективных и энерго­сберегающих технологий. Все это очень актуально в вопросах урбанизации и проблем загрязнения окружающей среды. Это касается и темы грамотной переработки отходов, выработки солнечной энергии, бережного обращения с водными ресурсами. Также есть успешные примеры в сфере производства спортивного инвентаря и экипировки из переработанных материалов. Это здорово. Хочется, чтобы таких решений было гораздо больше.
– Как стимулировать интерес к спорту среди населения? Что необходимо сделать для того, чтобы спорт развивался в масштабах района, города, страны?
– Главное – это создать условия для занятий спортом. Причем для такой страны как Россия очень важно учесть региональную специфику. На уровне страны наиболее популярным остается футбол – один из самых доступных видов спорта, который не требует специальной инфраструктуры и экипировки. Однако в каждом регионе своя специфика, которая сложилась исторически: где-то более популярны единоборства, а где-то – стрельба из лука. Учитывая, что ресурсов на спорт всегда было недостаточно, а сейчас их, вероятно, станет еще меньше, нужно развивать именно востребованные в регионе виды спорта. Нужно отдать должное – в крупных городах проблем со спортивной инфраструктурой почти не осталось, и выбор видов спорта очень богатый. Однако в небольших населенных пунктах, сельских территориях есть большой резерв для развития. Причем речь не только о капитальной инфраструктуре – бассейнах, ледовых дворцах и т.д. Нельзя забывать и о кадрах – тренерах, судьях, медицинском персонале, ну и, конечно – управленцах. Они не появятся из воздуха, потребуется вложить силы и средства в их подготовку. Без государства здесь не обойтись.
Особую роль в развитии индустрии спорта может сыграть участие малого и среднего бизнеса. Инвестиции в небольшие спортивные проекты в регионах могут дать ничуть не меньший эффект для экономики страны, чем строительство стадионов для крупнейших спортивных мероприятий. Такие предпринимательские инициативы требуют поддержки – еще одна важная задача для государства.
Получается, любое развитие строится на двух столпах – это кадры и инфраструктура. Индустрия спорта – не исключение.
Наконец, еще один нюанс – это особенности развития профессионального и массового спорта. На первый взгляд, это диаметрально противоположенные направления с разными целями. Однако по сути – звенья одной цепи, без одного не будет и другого. Это также нужно учитывать в стратегическом планировании и развитии.

«Даем знания, которые пригодятся в реальной жизни»
– Как сегодня обстоят дела с производством отечественного спортивного инвентаря?
– Любой кризис – это время возможностей. Очень важно использовать энергию перемен, чтобы идти вперед и развиваться. Раньше, когда поставки спортоборудования были налажены, большая часть закупалась за границей и мало кто думал о развитии собственного производства. Огромные деньги уходили за границу, не создавая в стране дополнительных экономических эффектов. Сегодня мы столкнулись с нехваткой целого ряда позиций, и особенно чувствительно ощущается дефицит специфического оборудования, которое не производят в массовых объемах, а исключительно для профессиональных спортсменов. Конечно, решить эту проблему за месяц-два или даже за год не получится. По некоторым направлениям нужно начинать с самого начала – с конструкторских разработок. Этот вызов можно расценивать и позитивно – теперь у нас просто нет выбора, а значит, в России появятся новые производства. Это не только развитие спорта, но и новые рабочие места, налоги, доходы бюджета и граждан.
– Преподаватели в области спортивного менеджмента – это бывшие спортсмены?
– Не только. Мы стараемся давать исключительно те знания, которые пригодятся ребятам в реальной жизни, развивая сразу два направления – фундаментальное и практико­ориентированное образование. Во время учебы не все студенты могут оценить это преимущество, но после выхода на работу приходит понимание, что все было не зря. По крайней мере, я на это надеюсь. Классические дисциплины преподают опытные преподаватели – ученые и исследователи, отлично разбирающиеся в определенных темах и понимающие практические аспекты. И конечно же, мы привлекаем людей непосредственно из спортивной индустрии, профессионалов-практиков. Дополнительно организуем гостевые лекции, мастер-классы, регулярно проводим выездные занятия на спортивных объектах, принимаем участие в профильных конференциях и выставках.
– Что вы в первую очередь стремитесь донести до студентов как преподаватель?
– Моя основная дисциплина – это финансы спортивных организаций. Прежде всего я объясняю студентам, что в спортивном менеджменте без базовых финансовых навыков абсолютно точно не обойтись. Считать деньги – свои и чужие – должен уметь каждый. Моя задача как преподавателя – заинтересовать ребят. Скажу честно, цифрами и финансовой отчетностью, в отличие, например, от спортивного маркетинга, где все красочно и ярко, заинтересовать сложнее. Поэтому я стараюсь всю «матчасть» изложить в доступной форме, а также максимально раскрыть спортивную специфику: привести интересные примеры, разобрать реальные кейсы. В финансах есть своя прелесть, важно ее раскрыть.

«Это отличный способ отключиться от проблем»
– В свободное от спорта и преподавательской деятельности время чем любите заниматься?
– Не так давно я защитил докторскую диссертацию по экономике: писал о стратегическом управлении в своем любимом виде спорта – футболе. Процесс написания и защиты занял почти 7 лет. Возможностей отвлекаться на хобби почти не было. Сегодня появилось немного свободного времени для давней задумки – защитить кандидатскую на базе сказок. С научной точки зрения эта тема находится на стыке философии, психологии и социологии. Думаю замахнуться на тему добра и зла – понимание и воплощение этих категорий в сказках разных стран. Надеюсь в скором времени погрузиться в эту тематику. Думаю, это поможет и в спорте, и в образовании.
– Что бы вы пожелали читателям журнала?
– Я хотел бы пожелать всем побольше спорта в жизни, причем в любых его проявлениях: в качестве спортсмена, болельщика или наставника. Спорт – это отличный способ отключиться от проблем, по-новому посмотреть на мир и улучшить свое здоровье. На себе проверил! Так что желаю ярких побед и достижений, покорения новых пьедесталов и, конечно же, отменного всем здоровья! Еще в заключение хотел бы объединить цитаты одних из самых известных российских комментаторов «Играйте в футбол и берегите себя!» (с). 

Беседовала Ольга Гришина