09.01.2023

Над пропастью в Гарни

В СССР каждая союзная республика радовала мальчишек и девчонок мультфильмами с национальным колоритом. Люди среднего возраста до сих пор помнят, как в детстве смотрели армянский мультик «Ух ты, говорящая рыба!» (1983). История персонажей разворачивалась на трубчатом фоне, напоминающем регистры органа. Даже не все жители Кавказа догадывались, что это не придуманный сказочный орнамент, а стилизованное изображение реального ущелья Гегамских гор, по которому протекает река Азат.

Базальтовый орган
Все потому, что, несмотря на близость к Еревану (примерно 15 км по прямой на юго-восток) и наличие маршрутов общественного транспорта, добираться туда довольно хлопотно. От автобусной остановки, расположенной в крупном селе Гарни, к знаменитому ущелью с заметным уклоном проложена типичная горная дорога – извилистая и бугристая. Она доводит до берега быстроходной реки. Дальше через Азат перекинут каменный мост, за которым вдоль скал начинается широкий пешеходный путь, выложенный добротно подогнанными друг к другу булыжниками. Знакомый депутат армянского парламента рассказал мне, что благоустроили достопримечательность совсем недавно на деньги одной из ведущих политических партий республики. Получилось славно.
Никаких плакатов и лозунгов, прославляющих меценатов, в ущелье не заметил. Зато пришлось постоянно смотреть вверх, чтобы запечатлеть в памяти нависающие над головой на высоте около 50 м фантастические связки циклопических базальтовых карандашей. Снизу концовики столбиков очень похожи на ячейки пчелиных сот. Поэтому еще в древности эти скалы прозвали «Чертовой пасекой».
Нечто подобное есть во многих странах. В Северной Ирландии место со скопившимися причудливыми камнями называют «Мостовая гигантов», в Шотландии порода в виде карандашей присутствует в пещере Фингал, в Исландии с вершины шестигранных черных столбов низвергается водопад Свартифосс («Темное падение»), а в США ровные стелы сложились в утес под названием Башня дьявола. Однако в Армении собрание вертикально ориентированных стержней наибольшее по площади и самое зрелищное. Несколько лет назад плакат с изображением геологического объекта признали победителем в категории Европа в конкурсе Всемирной организации по туризму и разместили на официальном сайте туристических организаций ООН.
Прогуливаясь под сенью армянской симфонии камней, явственно ощущаешь силу природы. Согласно законам физики, любая вязкая жидкость при равномерном и сильном подогреве снизу распадается на шестигранные ячейки Бенара (вспомните как на жарком солнце высыхает и растрескивается грязь). Тысячи лет назад в результате вулканической деятельности вырвавшаяся из недр Земли при температуре 900 градусов по Цельсию лава при остывании стала сжиматься и делиться на тысячи многогранных колонн. Научное название геологического образования – столбчатая отдельность.
Микротрещины нарушают крепость породы. Геологи утверждают, что тут постоянная опасность камнепада. Обломки глыб, рухнувших на пешеходную тропу, созерцал сам. Поэтому не рискнул делать фото непосредственно под гребнем скального органа. Зато снимки у играющих вод Азата можно делать сколько угодно. С некоторых точек на горизонте в лучах солнца просматриваются очертания античного храма. И это не мираж!

Эллинский храм
С противоположной стороны села Гарни на крутом утесе над рекой Азат буквально парит единственное сохранившееся в современной Армении дохристианское культовое сооружение – эллинский храм. Издалека он очень похож на Парфенон. В реальности – в два с лишним раза меньше афинского по габаритам и моложе как минимум на двести лет. В 550–330 годах до н.э. местными землями владели персы, поклонявшиеся огню – как и древние армяне и многие народы мира. В 334 году до н.э. территорию захватила армия Александра Македонского. В регионе стали активно насаждаться греческое искусство, философия, религия. Возник симбиоз эллинской и армянской культур, отразившийся на формировании самобытного пантеона объектов поклонения.
Храм из базальтовых блоков был воздвигнут в честь бога Солнца (Митр, Мгер или Михр), который был одним из главных языческих богов Армении. Так как строение возводилось на месте урартского, сохранили ориентацию север – юг. Хотя обычно в Армении храмы строили вдоль оси восток – запад.
С фасадной стороны возвышаются 24 колонны, которые венчает крыша с фронтоном треугольной формы. На колоннах, карнизах и капителях прекрасно просматриваются вырезанные изображения плодов граната, ветвей винограда и другие древнеармянские орнаменты. Строители явно придерживались старинной нумерологии, где цифры 3, 6 и 9 относились к сакральным. Тройка олицетворяла святую троицу, шестерка была символом совершенства, а девятка (трижды по три) почиталась как священное число. Не случайно у лестницы, ведущей к входу храма, 9 ступенек по 30 см каждая. Когда ступаешь ногой на тысячелетние блоки, понимаешь, что их размер принуждает чуть согнуть спину при подъеме, невольно поклоняясь святому месту.
В единственной комнате на возвышении алтаря изначально стояла статуя Митры. В определенное время солнечные лучи через квадратную прорезь в крыше под углом падали на отполированную поверхность большого камня, который находился над входом в храм. Каменная гладь отражала их на залитую маслом квадратную нишу в полу. В свою очередь, от поверхности жидкости свет проецировался на фигуру бога – Митра внутри сумрачного помещения сияла, убеждая созерцателей в своей чудодейственной силе.
После того как Армения одной из первых в мире сделала христианское вероисповедание государственной религией, статуя была демонтирована, а храм превратили в летнюю резиденцию правителей. Здесь, в самом сердце Араратской долины, на мысу Азата – идеальное место для отдыха: зимой климат мягкий, летом – насыщен свежестью.
К сожалению, в результате сильного землетрясения в 1679 году храм был практически полностью разрушен. Советские архитекторы собрали его из обломков лишь в 1976 году.

Кто придумал гарнизон
Возвышенность над рекой Азат с доисторических времен привлекала людей, считавших ее комфортной для обитания и использования в оборонительных целях. В 1963 году в выщерблинах одного из камней, имевшихся на мысу, ученые разглядели урартийскую клинопись: «С помощью Халди Аргишти сообщает: завоевал Гиарниани – страну Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин и женщин». Иными словами, Гарния – это древнее мелкое государство у горной дороги, в истории оставшееся лишь в свидетельстве чужого царя о своем покорении 2700 с лишним лет назад. Что сделал Аргишти с Силуни, история умалчивает, а вот мужчин и женщин из Гарнии он мобилизовал строить крепость Эребуни на месте нынешнего Еревана.
Около I века нашей эры Гарни упомянул Тацит. В латинской литературе это место было известно как Gorneas, где располагалась неприступная крепость. Считается, что укрепление – детище армянского царя Трдата I. На престол Арташата его посадил в 52 году брат Волагез I – парфянский шах из династии Аршакид, положив таким образом начало ее армянской ветви. Однако уже в 62–66 годах Трдат I весьма успешно повоевал с Римом, зажал в окружении два легиона, и по итогам той войны был коронован Нероном как «друг римлян». Нерон даже прислал в Армению своих мастеров восстанавливать разрушенное его армией, и хитрые армяне с их помощью не только отстроили Арташат, но и воздвигли в 66–77 годах, подальше от его малярийных болот, царскую дачу (и последний оплот) на неприступном горном мысу Азата. Об этом повествует греческая надпись на боку хачкара, известного как Камень Гелиоса: «Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил дом царице и эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования».
Благодаря выгодному расположению цитадель была неприступной более тысячи лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу. Бастион строили античным методом из огромных базальтовых блоков голубого цвета, которые соединяли железными скобами, места стыков заливали свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. Доступ в укрепление открывали лишь одни ворота шириной с колесницу. Крепость защищало большое войско. Армяне с гордостью рассказали мне, что именно гарнийское подразделение послужило предтечей появления воинского термина «гарнизон». Французская этимология на берегу Азата явно не в ходу.
В 428 году шахиншах Бахрам V упразднил армянское царство, а в VII веке арабы окончательно разорили обветшалую цитадель. Под господством мусульман армяне выбили крест на мемориальном камне своего забытого государя.

Баня по-римски
От тех эпох остались развалины царского дворца и бани, построенной по типичному римскому плану. Баня состояла из пяти комнат. Первая – прямоугольная, была предназначена для устройства топки (под баком) для подогрева горячей воды. Последующие три отводились для купания. Пятая служила раздевалкой и комнатой отдыха. По сравнению с топочной все комнаты были длиннее и с юго-восточной стороны имели полукруглый абсид. В полуциркульной нише раздевальни размещался бассейн, отделенный от комнаты низкой стенкой-скамейкой. Перекрытие бани было куполообразное.
Все комнаты бани, кроме раздевальни, имели двойные полы. Верхний поддерживался снизу стойками-опорами, изготовленными из обожженного круглого кирпича и гончарных труб. Поверхность пола была выложена двумя рядами крупных обожженных кирпичей, на которые был нанесен слой известкового раствора. Выходящие из топки горячие газы проходили через пространство между нижним и верхним полом, согревали верхний пол купален и через дымоходы выбрасывались в атмосферу. Нижний пол был сделан из песчаного, хорошо утрамбованного тяжелого грунта и выровнен известковой смесью, что давало возможность уменьшать сопротивление газового тракта. Это имело очень важное значение, так как отвод дымовых газов происходил под воздействием естественной тяги, при которой даже небольшое увеличение сопротивления могло значительно ее ухудшить.
Высота опорных стоек в каждой последующей комнате была меньше, также была разница между отметками нижних полов. То есть по направлению понижения температуры уходящих дымовых газов живое сечение подполья значительно уменьшалось. Это давало возможность уменьшать теплопотери и повышать интенсивность теплоперехода в помещения. Отопление раздевальни осуществлялось за счет прорывания теплого воздуха купален и частично от смежной стены купальной (четвертой) комнаты, через которую, видимо, проходила дымовая труба.
Из подполья второй в подполье третьей комнаты было сделано одно широкое отверстие. А из подполья третьей в подполье четвертой комнаты – два сравнительно узких отверстия. Это способствовало более полному смыванию и равномерному подогреву пола четвертой комнаты дымовыми газами, что имеет для бань важное гигиеническое значение. Наружные и внутренние стены клались из неотесанных камней, были заделаны известковой смесью и с обеих сторон были покрыты обмазкой. В купальнях стены с внутренней стороны имели водонепроницаемую полированную штукатурку, что важно для помещений с повышенной влажностью. Впоследствии подобный принцип стал применяться и в средневековых банях Армении.
Особенно примечательная деталь бань в Гарни – частично разрушенный мозаичный пол, украшающий ее предбанник. Розовое обрамление замыкает в себя аллегорическую картину из греческой морской мифологии. Плавные переходы голубого, синего и зеленого создают иллюзию движения волн. В центре – мужская фигура, символизирующая Океан, и женская, символизирующая Море, по-гречески «Таласса». По четырем сторонам от центра размещены фантастические существа – с торсом рыбы, конским передом и некоторыми человеческими чертами. Эти ихтиокентавры несут на себе нереид, в том числе главную из них – Фетиду, мать Ахиллеса. Есть там также изображения дельфинов, рыб и рыбаков. По верху мозаики идет греческая надпись: «Работали, ничего не получая». Исследователи предполагают, что это жалоба на плохие условия работы и отсутствие платы за труд.

***
Года идут, сменяют друг друга столетия и тысячелетия, а в человеческом обществе ничего не меняется: кто-то работает и не получает вознаграждение за своей труд, кто-то особо лукавый расточает обещания и не держит слово. Но над всеми стоит всевидящая всевышняя сила, которая отвечает за справедливость. И не важно языческая она, мусульманская, или христианская. Это хорошо понимаешь, стоя над пропастью в Гарни.

Окончание. Начало в №8 (2022).

Александр Шарашкин