Олег Романцев: «Верю в сборную Карпина!»
В минувшем году у нас с Олегом Ивановичем появился повод отметить очень приятное событие – в июле, спустя 18 лет, Валерий Карпин вернулся в сборную. Теперь уже в роли главного тренера. Произошло это как нельзя кстати, поскольку уход Станислава Черчесова из команды огорчил Романцева, всегда переживавшего за своих воспитанников. И хотя, напутствуя их в тренерское дело, он предупреждал, что в нем возможны любые повороты судьбы, он воспринимает их неудачи как свои собственные. Но жизнь продолжается – король умер, да здравствует король! И по такому случаю Карпину была сразу же отправлена эсэмэска: «Удачи, Валера! Уверен, ты сможешь, как в 99-м во Франции! Дай Бог, сынок!». На что последовал оперативный ответ со словами благодарности.
18 дебютных минут Карпина стали для ЦСКА кошмаром
– Олег Иванович, для вас было принципиальным, кто станет тренером российской сборной – российский специалист или иностранец? – начинаю с вопроса, который и раньше волновал болельщиков.
– Для меня это всегда было принципиально. По сей день считаю, что наша тренерская школа, у истоков которой стояли такие гиганты, как Борис Аркадьев, Михаил Якушин, Гавриил Качалин, ни в чем не уступает зарубежной. Да и потом, когда их дело продолжили Константин Бесков, Никита Симонян с Валерием Лобановским, тренерский авторитет нашего футбола был достаточно высок. Пример тому – успехи сборной СССР в самых престижных турнирах. Появление в российской сборной иностранных специалистов было веянием времени, но особых завоеваний не принесло. Разве что призовое место на Евро-2008 с Гусом Хиддинком. В остальном сплошное разочарование. И прежде всего потому, что все они вели работу через переводчика. Хиддинку в этом плане повезло – помогавшие ему Бородюк с Корнеевым владели языком и могли четко донести до футболистов тренерские идеи голландца.
– Да, но в других национальных командах иностранные специалисты не редкость.
– В Европе, где английский в ходу, тренеру проще. Но если ты работаешь в России со сборной, то обязательно должен хотя бы в необходимых пределах освоить русский язык. Вот почему я с симпатией относился к работавшему в «Спартаке» Доменико Тедеско – первому, кто начал учить великий и могучий. Может, потому ему и удалось встряхнуть «Спартак».
– Ожидали, что среди таких громких в Европе тренерских имен, как Йохим Лев, Виллаш-Боаш, Владимир Петкович, предпочтение в сборной России будет отдано Карпину?
– Честно говоря, нет. До этого я вообще слышал, что Валера не очень рвался в сборную. Хотя уверен, что со своим амбициозным характером он об этом подумывал – кто же из тренеров не мечтает попробовать себя на таком уровне. И его решение пойти на столь рискованный шаг в переломный для сборной момент вызывает уважение. А волноваться по поводу трудоустройства Лева, Петковича и Виллаша-Боаша не стоит – без работы они не останутся.
– Обычно тренер начинает с формирования штаба помощников. А что было главным для вас в этом процессе?
– Прежде всего важно было собрать компанию футбольных единомышленников, в которых ты веришь. Здесь мне везло. Работать с Александром Тархановым, Борисом Игнатьевым, Михаилом Гершковичем, Сергеем Павловым было легко и интересно. И как бы ни складывались дела, мы всегда находили общий язык. Не стал изобретать велосипед и Карпин, сделав ставку на тех, с кем играл и кто проверен временем. Потому я уверен, что Виктор Онопко и Николай Писарев будут ему надежной опорой. А тренера вратарей Виталия Кафанова, специалиста по физподготовке Луиса Мартинеса и аналитика Джонотана Альбу он знает еще по совместной работе в «Ростове», который ему после ухода в сборную все-таки пришлось покинуть.
– Помнится, был момент, когда, работая в «Спартаке», Карпин пригласил вас помогать ему в качестве консультанта.
– В мои времена «Спартак» всегда был единой семьей, которая жила по одному закону – помогать друг другу на поле и в жизни. И мы по сей день храним эту традицию. Теперь, когда многие из ребят стали тренерами, я всегда с ними на связи и готов каждому прийти на помощь. Карпин об этом знает.
– Что больше всего оставила в памяти совместная работа с Карпиным в памяти тренера Романцева?
– Ох, сколько всякого было! Один дебют Валерки с ЦСКА в 90-м чего стоит. Это был настоящий ураган под крышей «Олимпийского»! Сначала мы вели 3:1, потом армейцы счет сравняли. Думаю, надо огонька в игру подбросить, и выпускаю вместо Гены Перепаденко совсем молодого Карпина, которого из воронежского «Факела» взяли. А он и впрямь «огонька подбросил» – чуть ли не вторым касанием, в центре поля, отдал мяч чужому и нам забивают четвертый гол. А до концовки всего-то минут пятнадцать. И тут Валера взорвался: сначала прострелил в штрафную армейцев, где Фокин срезал мяч в свои ворота, а потом нашел в ней Родионова, который и забил победный гол. Словом, в раздевалку уже шел Карпом, как тут же любя нарекли его болельщики. За те пару десятков минут я понял, что в команду пришел наш парень – спартаковский, который хочет только побеждать. Еще помню, как в 99-м перед выходом на поле «Стад де Франс», заметив, как усмехаясь посматривают на нас чемпионы мира, Валерка зло бросил: «Ну, держитесь, петрушки!». И сдержал слово – в концовке, через все поле, рванул к воротам Бартеза и после сказочного паса Илюхи Цымбаларя забил решающий мяч. Главное, что и в тренерском деле Валерий сохранил тот свой характер, который позволял ему назваться игроком с большой буквы.
Тренер сборной всегда под прицелом критики
– Известно, что еще в «Спартаке» у Карпина и Дзюбы были не самые лучшие отношения. Непросто складываются они сейчас и в сборной. Как думаете, к мартовскому стыковому матчу с Польшей возможно появление форварда «Зенита» в команде Карпина?
– Вспоминаю, что похожие сомнения перед чемпионатом мира высказывались по поводу отношений между Черчесовым и Дзюбой. Но тогда тренер не побоялся поверить в Артема. И не прогадал. Знаю, что Карпин всегда был хозяином своего слова, говоря, что место в составе его сборной получат те, кто докажет это игрой в своем клубе. Уверен, что если Дзюба будет показывать игру того уровня, которая сделала его капитаном «Зенита» и сборной, то он непременно займет в ней свое место в атаке. И здесь все зависит только от Артема.
– В первых пяти матчах сборная Карпина победила Кипр, Словению, Мальту и Словакию, сыграв лишь вничью с Хорватией. При этом пропустила лишь один мяч. Тем не менее на команду и ее главного тренера обрушился вал критики. Вас это не удивило?
– К сожалению, не очень. Любой тренер всегда под прицелом тех, кто в своем журналистском творчестве делает ставку на негатив. Что сейчас особенно в моде. А тренер сборной – лучший для этого вариант. Отсюда и надуманные претензии в отсутствии зрелищного футбола, ставке на оборону, плохой физической готовности. Но предъявляя их, критиканы забывают, что Карпин работает со сборной всего ничего. И начальный этап ушел на знакомство с теми, с кем предстоит решать задачу выхода в финал мирового первенства в Катаре.
– Но пока здесь все карты спутало поражение в Сплите от хорватов.
– Будем откровенны: мы уступили команде, которая во многом превосходит нас в подборе классных исполнителей, технической оснащенности, умению перестраиваться по ходу встречи. Модрич, Пашалич, Перешич, Ковачич – лидеры ведущих европейских клубов. И все-таки могли бы добиться заветной ничьей, если бы не трагическая ошибка Кудряшова. Но даже если бы ее не произошло и сборная уехала из Сплита с путевкой в финал, Карпину бы все равно досталось.
– Но ведь он и так взял вину за неудачу на себя. И кое-кем это было воспринято как проявление тренерской слабости. Может, не стоило быть столь откровенным и давать своим недругам повод для нападок?
– Валера сказал то, что думает. Таким он был всегда. А значит, отступать от себя не собирается. Упорство – качество, без которого в нашей профессии ничего не добьешься. Вот упрямство может помешать, а упорство – никогда. Стало быть, он сделает правильные выводы из случившегося. И в марте, надеюсь, сборная покажет характер своего тренера.
– Можно сказать, что сборная Польши нам по зубам?
– Если думать иначе, то тогда зачем собираться в Катар? У наших соперников есть свой козырь – звезда мировой величины Левандовский, компанию которому составят футболисты, чьи имена в Европе на слуху. К тому же Влашич с Крыховяком и Рыбусом хорошо знакомы с российским футболом. Среди прочих трудностей придется столкнуться еще и с тем, что, в отличие от соперника, в марте мы только вкатываемся в сезон. И здесь многое будет зависеть от того, насколько тренерскому штабу удастся угадать с программой подготовки.
У португальца Витории железный характер
– Давайте перейдем к делам ушедшего на зимнюю паузу российского первенства. «Зенит» три раза подряд стал чемпионом. Есть что-то общее у этой команды с тем «Спартаком», с которым побеждали вы?
– Я не болельщик «Зенита», а потому смотрю не все его матчи. И мне трудно сравнивать команду очень уважаемого Сергея Семака с моим «Спартаком». Разные времена, разные исполнители, разный футбол. Скажу лишь, что сам нынешний тренер «Зенита» по своей манере очень подходил спартаковскому стилю. Как и те, кто считается гордостью Питера – Андрей Аршавин, Владислав Радимов, Александр Кержаков, каждый из которых мог бы засверкать и в моем «Спартаке». Сегодня игра «Зенита» во многом зависит от готовности нападающих Дзюбы и Азмуна. У нас же движущей силой была средняя линия. Что эффективней? Мы побеждали тогда, «Зенит» сейчас. Вот и делайте выводы.
– Кто в этом сезоне станет чемпионом и каковы шансы «Спартака»?
– Если назову «Уфу» или «Ахмат», сильно удивлю? А если серьезно, то этот вопрос больше к Ванге или Вольфу Мессингу. Это они все знали наперед. В прошлом сезоне, еще за несколько туров до конца, не было ясно с окончательной расстановкой. Думаю, как и в минувшем чемпионате, наибольшие шансы у «Зенита», обладающего крепким составом и поставленной игрой. Что касается возможных конкурентов, то ими может оказаться ярко заигравшее «Динамо» с молодыми Захаряном, Тюкавиным и Грулевым. Набирает силу с новым тренером Виктором Гончаренко «Краснодар». Ну, а открытием сезона можно смело считать «Сочи», в котором интересно работает Владимир Федотов. Я очень надеялся, что в год своего 100-летнего юбилея не останется в стороне и «Спартак», которому по такому случаю нужно прыгнуть выше и своей головы, и «Зенита». Но похоже, этим надеждам не суждено сбыться.
– Почему? Ведь сумел же «Спартак» занять в своей группе в Лиге Европы первое место, оставив позади такие авторитеты, как английский «Лестер» и итальянский «Наполи».
– С чем я его и поздравляю. А вот в родном чемпионате ухитрился растерять столько очков, что к зимней паузе даже до первой пятерки команд в таблице не дотянул.
– Почему же, мощно проводя матчи в Лиге Европы с итальянцами и англичанами, спартаковцы так нестабильны во встречах внутреннего календаря? И ведь это не объяснишь недостатком в составе футболистов хорошего уровня.
– Согласен. Промес, Ларссон, Соболев, Жиго, Зобнин, Бакаев, Джикия – игроки, с которыми можно решать серьезные задачи. А в последней встрече в Лиге Европы с «Легией» блеснул и голкипер Селихов. Но всем им недостает стабильности. Потому «Спартак» может вытащить вдесятером матч с «Локомотивом» и в то же время уступить на своем поле новичку Лиги «Нижнему Новгороду».
– Обычно во всех неудачах винят тренера. Португалец Руй Витория в этом плане не исключение?
– Так-то оно так. Но, когда речь идет о предельном настрое, игровой отдаче, то неплохо было бы сказать свое жесткое слово и руководству клуба, которое подписывало с футболистами совсем не маленькие контракты. И думаю, это повод спросить с них по полной. К счастью, в мое время такие проблемы в «Спартаке» не возникали. Тогда игроки дорожили именем клуба и своим тоже.
– Что вам еще не понравилось в «Спартаке» образца 2021 года?
– Бесконечные разговоры о замене Витории, продолжавшиеся вплоть до ухода на паузу. Во-первых, это неэтично при живом тренере. Во-вторых, создает нездоровую атмосферу вокруг команды и внутри нее. Я просто восхищаюсь выдержкой Руя, который, несмотря на все это, продолжал с достоинством делать свое дело. И работая в такой стрессовой ситуации, сумел вывести «Спартак» в Лигу Европы с первого места, победив в Варшаве «Легию». Настоящий мужик с железным характером!
На Кубке Содружества мы уступили Лобановскому раздевалку, но не уступили в финале
– В свое время зимой в Москве проводился очень интересный турнир Кубка Содружества. Почему его не стало?
– Проведением турниров такого уровня занимается РФС. Возможно, вопрос упирается в финансы или в политику. Кстати, турнир, проходивший зимой в манеже «Олимпийского» и ЦСКА, на который съезжались команды бывших советских республик, вспоминаю с особой теплотой. А какие у «Спартака» были горячие финалы с киевским «Динамо»! Помню, как-то суеверный Лобановский очень хотел занять в манеже ЦСКА ту же фартовую раздевалку и скамейку запасных, которые принесли ему удачу со «Спартаком» в предыдущем турнире. На правах гостеприимных хозяев мы ему, конечно, уступили. А вот на поле уступать не стали. И он первым тогда поздравил меня с победой. Жаль, что все это, как и многое другое, уже в прошлом…
– Олег Иванович, как вам предложенные реформы чемпионата России? Наш футбол действительно выиграет, если «Спартак», «Зенит» и ЦСКА будут чаще играть между собой?
– Слышал, что в разработке этих новаций участвовали голландцы. Странно, что за помощью обратились именно к ним. Ведь в последнее время больших успехов клубы этой страны и ее сборная не добивались. Что показал и минувший Евро. Так пусть они у себя с футболом сначала разберутся! Считаю, не стоит шарахаться из одной крайности в другую, ничего не надо пока ломать. А вот улучшить работу с молодежью, создать для этого современную базу и нормальные условия тренерам нужно немедленно.
– Какие реформы, на ваш взгляд, нужны нашему футболу?
– Вообще разговоры о реформах у нас заводят сразу же после очередного провала. А до этого все идет как обычно. Вот в свое время говорили, что если мы перейдем в чемпионате на систему «осень-весна», то наши команды начнут побеждать в Европе. И когда в прошлом сезоне российские клубы дружно провалили еврокубки, стали требовать возвращения к старой схеме чемпионата. Или сейчас одни призывают к сокращению команд премьер-лиги, а другие горой за их увеличение. Но все это вновь станет шагом на месте. Уже есть опыт выхода из подобной ситуации. Когда в ней оказалась Германия, то вместо сомнительных реформ там взялись за коренную перестройку работы в молодежном футболе. И довели дело до победы в чемпионате мира.
– У вас была возможность уехать в Испанию и тренировать «Депортиво». Сожалеете, что тогда не сложилось?
– Не жалею. Побыв пару недель в Ля Корунья, я понял – это не мое. Хотя условия там были идеальными. Странно, но идея моего приглашения в «Атлетико» принадлежала тогда ее тренеру, которому очень понравилась игра «Спартака» с «Реалом». И он заявил президенту клуба, что готов уступить мне свое место. Кто бы рассказал, что такое бывает, ни за что не поверил бы. Кстати, после того как я уехал, он вновь возглавил команду и в следующем сезоне привел ее к чемпионству.
– Болельщики удивляются, что не видят вас в качестве эксперта на ТВ. Вам это совсем не интересно?
– Приношу свои извинения тем, кто хотел меня услышать или увидеть в этой роли. Просто никому не хочу навязывать своего мнения. Я привык заниматься тем, что умею. К сожалению, это время прошло.
– Кто из футболистов «Спартака» добился наибольшего прогресса, приходя к вам совсем «мертвым», а потом становился звездой?
– Ну, совсем «мертвых» в «Спартак» не брали. А вот из тех, кто начинал с самых низов и дошел до вершины, назову. Это Вася Кульков и Александр Мостовой, которых я забрал из «Красной Пресни», выступавшей во второй лиге. Пришли они в «Спартак» совсем сырыми, но как игроки росли буквально на дрожжах. И не потому, что бог одарил их громадным талантом, а благодаря огромной любви к футболу. Оба потом в Европе поиграли, за сборную. Безумно жаль, что так рано ушел от нас Вася… Светлая ему память.
– Что скажете о том, что из-за пандемии футбол стал терять болельщиков?
– Это катастрофа! Один мой знакомый по этому поводу грустно заметил: «Футбол без болельщиков – это оперный театр для глухонемых». А пока давайте надеяться и верить в лучшее.
Александр Львов