14.01.2019

О ЖКХ – языком жестов

yourspeechru_263Уникальную возможность получили члены Ставропольского краевого общества глухих – теперь они изучают права и обязанности собственников многоквартирных домов при помощи сурдоперевода.

Нет слов
– Когда мы первый раз пришли на встречу с этими людьми и начали задавать вопросы через переводчика, то сразу поняли, что «попали» в самую уязвимую аудиторию, – рассказывает руководитель регионального центра «ЖКХ Контроль» Ставропольского края Алла Седых. – Ни переводчик, ни слушатели не знали нужных слов: в сурдоязыке они просто отсутствуют. Как и само понятие ЖКХ! Поэтому люди с полным нарушением слуха ничего не знают о сфере управления своим домом, взаимоотношениях с управляющей организацией и поставщиками коммунальных услуг. Через десять минут общения стало ясно, что они и платежку свою не понимают: что там за строчки, услуги, метры, гигакалории, нормативы, льготы… Все, что они принимают к сведению, – это нижняя жирная цифра в графе «итого».
Сотрудники общества глухих пояснили, что раздавать учебные пособия в такой ситуации не слишком полезно: письменная информация, содержащая юридические аспекты решения жилищных проблем, для глухих людей преимущественно бессмысленна. Большинство из них испытывают затруднения с пониманием текста, так как имеют довольно ограниченный словарный запас в этой области. Многие из них даже не могут учиться на основании письменности, так как не всегда понимают, о чем идет речь. А если им непонятно то, что написано, или то, что говорит лектор, они раздражаются, обижаются – думают, что их хотят унизить или обмануть.
Так родилась идея провести курс лекций по элементарным вопросам ЖКХ с сурдопереводом, записать их на видео и выложить в Интернет, чтобы нуждающиеся могли пересматривать их и постигать премудрости борьбы за качественные жилищно-коммунальные услуги самостоятельно и в удобное время.

Поиск алгоритма
Сотрудники регионального центра «ЖКХ Контроль» составили цикл семинаров:
1. Как читать платежку? Что делать в случае аварии?
2. Куда и как правильно жаловаться на некачественные услуги?
3. Права и обязанности собственника.
4. Энергосбережение в многоквартирном доме.
5. Мифы в ЖКХ (основные заблуждения собственников).
Программа была подготовлена так, чтобы целевая группа получила полезную специальную информацию в сфере жилищно-коммунального хозяйства в ходе общения на семинарах с юристами и экспертами. Люди могли получить квалифицированные консультации и рекомендации по следующим направлениям:
– решение возможных проблем, возникающих в обычной жизни при эксплуатации в быту систем жизнеобеспечения, в т.ч. ЖКХ;
– работа с документами и справочной литературой в сфере ЖКХ;
– вызов специалистов ЖКХ;
– передача показаний приборов учета;
– передача информации по коммунальным вопросам (заявлений, писем, обращений, претензий) специалистам органов государственной власти, органов местного самоуправления, учреждений ЖКХ, социальной сферы;
– оформление документов (договоров, платежек и пр.) с управляющими компаниями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами, поставщиками коммунальных ресурсов.
Параллельно были разработаны уроки на эту же тему для учеников единственного в регионе краевого интерната для детей с нарушениями слуха. Правда, уроки пришлось сильно упростить, адаптировав их для детей.
Есть своя специфика и у лекций для взрослых. Новую, сложную информацию в сурдопереводе люди способны воспринимать не более часа (причем сама лекция должна длиться 20–30 минут, остальное время занимает обсуждение). У глухих нередко отмечаются трудности с переключением внимания, что приводит к снижению скорости выполняемой работы и увеличению числа ошибок. Постепенно работники краевого центра «ЖКХ Контроль» создали нужный алгоритм работы с новой для себя аудиторией.
– Наученные говорить медленно, с использованием простой лексики, потому что язык жестов не знает специальных терминов и определений, мы поняли еще одно – в целевой группе проекта нашу информацию надо доносить до людей радикально иначе. Как? Картинками! – рассказывает Алла Седых. – Объясняем, что от стояка до запорной арматуры за протечку несет ответственность управляющая организация, а от запорной арматуры в квартиру – собственник. Показываем картинку (стояк, запоры, отводы), спрашиваем, есть у вас такое в квартире? Есть! Если все понятно, идем дальше. Рассказываем про общее имущество, за содержание которого обязаны платить все собственники помещений в доме – показываем картинки лестниц, чердаков, подвалов, крыш… По каждому вопросу к каждой теме пришлось готовить крупные иллюстрации в виде презентаций. И это сработало.
Взаимопонимание пришло не сразу.
– Начитываешь теорию – в зале полная апатия. Рассказываем про переустройство квартиры, что нельзя переносить капитальные стены, перемещать санузлы, добавлять мощность электричества, увеличивать количество батарей и т.п. Никакой реакции. Наконец, рассказываем историю, как житель дома сделал незаконную перепланировку и пристроил балкон, которого не было в проекте дома, его соседи пожаловались в ГЖИ. Ему вынесли предписание вернуть все в исходное положение. Мужчина требование проигнорировал, а через полгода его квартиру описали и выставили на торги. И вот тут аудитория оживилась – люди зажестикулировали, закивали. Нам стало ясно: необходимо больше примеров…

Полный текст можно прочитать в № 1 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2019 год