11.10.2018

В ЖКХ с любовью

студенты Воронежского универаЧасто школьники мечтают о профессии, которая не соответствует их реальным возможностям. Выбор происходит под влиянием настроения, давления родителей и общественного мнения. В случае неправильного выбора свою ошибку молодой человек осознает лишь когда получает диплом и выходит на работу. К молодым специалистам приходят разочарование, желание сменить сферу деятельности, на переквалификацию уходит время…
Выбирая профессию, надо учитывать не только перспективный уровень заработной платы, возможность быстрого трудоустройства и место в социальной иерархии. Прежде всего важно иметь соответствующие личные способности и задатки, важен даже тип нервной системы человека.
Именно поэтому представители образовательного и профессионального сообществ говорят о том, что школьникам необходима выстроенная система профориентационной работы, которая станет действенным средством построения их будущей карьеры. Профессиональное просвещение, профдиагностическое тестирование и консультации психолога – вот три основных этапа, которые должны пройти школьники, прежде чем выбрать профессию по способностям и по душе.
Сегодня мы рассказываем о мероприятиях по популяризации профессий ЖКХ, которые проводятся в субъектах Российской Федерации, а также о студентах и молодых специалистах, отдавших предпочтение сфере ­жилищно-коммунального хозяйства. Текущая ситуация на рынке труда свидетельствует о том, что сохраняется тенденция по повышению среднего возраста рабочих и специалистов, работающих на предприятиях отрасли, а также о неполном соответствии профессионального образования работников занимаемым ими должностям. Так что очень важно привлечь внимание молодежи к перспективам профессионального самоопределения и профессионального развития именно на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства.
Во многих регионах страны уже выстраивается целевая система профессиональной ориентации, особенностью которой является не просто привлечение абитуриентов в учебные заведения, но и предоставление возможности трудоустройства по специальности.

Опыт регионов: ­Ярославская область
В Ярославской области накоплен значительный опыт взаимодействия между участниками образовательного процесса: найдены формы сотрудничества, отрабатывается механизм координации действий государственных и негосударственных организаций федерального, регионального и муниципального уровней. Благодаря реализации плана мероприятий по повышению привлекательности профессий и специальностей сферы ЖКХ в регионе отмечается устойчивая тенденция изменения отношения как к отрасли в целом, так и к возможному профессиональному выбору будущих студентов. Важным направлением этой работы является внедрение механизмов практико-­ориентированного (дуального) обучения. В систему работы включены Департамент образования и Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Фонд содействия реформированию ЖКХ, Институт развития образования и Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс», профессиональные образовательные организации и предприятия жилищно-коммунального комплекса региона.
За последние годы Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс», Центр общественного контроля в сфере ЖКХ и Департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области подготовили комплекты методических материалов и учебных пособий, которые прошли успешную апробацию в школах региона. Для школьников различных возрастных групп были проведены игры «Дом, в котором мы живем» и «Город, в котором мы живем»; реализованы программы внеурочной деятельности «Радуга профессий» (1–4 классы) и «Пять шагов к профессии» (5–9 классы); и профориентационная квест-­игра (8–9 классы). В январе – марте 2018 года в школах области (Ярославль, Ростов, Углич) была проведена профориентационная игра «Город, в котором мы живем» для учеников 9–10-х классов.
Уже несколько лет в регионе проводится открытый областной конкурс творческих работ по энергосбережению «Наш теплый дом», учредителями которого являются департамент образования и департамент ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
В рамках ежегодных Дней профессионального образования на площадке Ростовского колледжа отраслевых технологий работают станции по профессиям и специальностям сферы строительства и ЖКХ. На этих станциях выпускники школ имеют возможность встретиться с заслуженными работниками отрасли и представителями работодателей, участвовать в различных мастер-классах. В 2017 и 2018 годах во время профориентационных мероприятий среди школьников и студентов региона состоялись финалы чемпионатов по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА», разработанной Фондом ЖКХ.
Подтверждением изменения отношения школьников к профессиям и специальностям сферы ЖКХ является их активное участие в региональном и федеральном конкурсе «Здесь нам жить», организованного Департаментами образования Ярославской области и Департаментом ЖКХ, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области при поддержке Фонда ЖКХ.

Тамбовская область
В Тамбовской области также активно развивается региональная система профессиональной ориентации школьников. Так в регионе реализуются профессиональные пробы в формате внедрения элективного курса «Профессии в деталях», в рамках которого для школьников разработано 15 программ профпроб по профессиям сферы строительства и ЖКХ. На базе ряда школ (Избердеевская СОШ, Школа Сколково-Тамбов) созданы профильные лаборатории, ориентированные на формирование у школьников навыков профессиональных компетенций в области ЖКХ, в том числе по эксплуатации и проведению монтажно-сборочных работ систем водоснабжения, водоотведения, канализации; освоению технологии «умного дома» и т.д.
Силами преподавателей и студентов-волонтеров Тамбовского государственного технического университета ежегодно проводятся мероприятия областного и межрегионального характера, акции и конкурсы, молодежные проекты. Функционируют площадки для занятий по энергосбережению в ЖКХ среди школьников и студентов, организуются профильные конкурсы «Лучший молодой специалист сферы ЖКХ и строительства», уже несколько лет проводится региональный этап первой обучающей игры «ЖЭКА» для студентов и школьников на базе Тамбовского государственного технического университета.
Особым направлением в просветительской работе этого университета в этом году стал молодежный образовательный волонтерский проект «Поддержи свой дом». Студенты проекта выступили в качестве наставников детей-сирот, проведя образовательный тренинг «Мастер ЖКХ», познакомили детей с особенностями сборки электрических схем, трубопроводной арматуры, а также с современной измерительной техникой. Участниками мероприятия стали около 100 воспитанников и выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Тамбовской и Липецкой областей.
«Наш проект был направлен на работу с детьми, которые учатся в старших классах школ-интернатов Тамбовской области, – поясняет директор Межотраслевого регионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (МЦРПК) Тамбовского государственного технического университета Сергей Кочергин. – Проект призван повысить грамотность детей в жилищных вопросах, объяснить на доступном языке, что такое многоквартирный дом, кто им управляет, что представляют из себя коммунальные ресурсы и как производится их оплата, а также рассказать о том, как снизить энергопотребление, обеспечив достойное качество проживания. Этот проект очень актуален, ведь выпускники школ-интернатов сталкиваются со значительными проблемами, пытаясь решать бытовые вопросы. Кроме этого, участники проекта знакомятся со сферой ЖКХ и смогут при желании выбрать профессию данной сферы».

Ивановская область
Современное жилье должно быть не только комфортным, но и энергоэффективным. Жители многоквартирных домов сами хотят решать, что сделать для улучшения качества жизни и для экономии на коммунальных платежах, поэтому все больше и больше молодых людей хотят связать свою будущую профессию с жилищно-коммунальным комплексом. Так, в Ивановском государственном политехническом университете на кафедре «Организация производства и городского хозяйства» открыто сразу несколько направлений бакалавриата в данной области: Строительство (профиль «Экспертиза и управление недвижимостью»), Сервис (профиль «Сервис недвижимости»), Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура (профиль «Управление жилищным фондом и многоквартирными домами»).
В процесс активно вовлекаются абитуриенты. Для этого во время приемной кампании доктор технических наук, профессор кафедры «Организация производства и городского хозяйства» Людмила Опарина проводит мастер-классы «Умный город», где участники знакомятся с энергоэффективными материалами и технологиями для строительства и ремонта зданий и могут поиграть в обучающую игру «ЖЭКА». А став студентами, они активно изучают основы энергоресурсосбережения и управления МКД.
Почему молодые люди решают связать свою будущую профессию с ЖКХ?
«Я хочу сама научиться ­экономить энергоресурсы в условиях своей квартиры, узнать, каким образом за счет энергосберегающего поведения снизить расходы на коммунальные платежи за электроэнергию, отопление, горячее и холодное водоснабжение, – говорит студентка четвертого курса бакалавриата «Сервис недвижимости» Екатерина Фоменко. – А с помощью полученных знаний я хочу помогать людям экономить энергоресурсы».
Студентка четвертого курса бакалавриата «Сервис недвижимости» Мария Теплухина продолжает ее мысль: «Хочу научиться управлять многоквартирными домами и применению энергосберегающих технологий в повседневной жизни. Будущие поколения должны жить в лучших условиях!».
«Мы учим не только технической, но и экономической стороне энергосбережения, а также управлению жилыми домами, – рассказывает профессор Людмила Опарина. – Многие наши выпускники устраиваются на работу в управляющие компании, административные органы власти, организовывают ТСЖ. Это управленцы нового поколения, которые выведут отрасль ЖКХ на качественно новый уровень развития».
Как помогает ­профсообщество
В последнее время Фонд ЖКХ совместно с образовательными организациями и представителями отрасли уделяет большое внимание работе по популяризации современных рабочих профессий в сфере ЖКХ, повышению их престижа в обществе, привлечению молодых инициативных людей к получению профессий в этой сфере. В 2018 году Фонд участвовал в разработке и реализации мероприятий, направленных на развитие профориентации в школах, популяризацию профильного образования среди школьников.
Так, 30 мая 2018 года состоялся заключительный этап I Всероссийского киберспортивного турнира по обучающей компьютерной игре «ЖЭКА», организованного Фондом и рекомендованного Минобрнауки России. В мероприятии приняли участие 3200 школьников из более чем 70 субъектов РФ. Дети не только узнали много нового о сфере ЖКХ, но и получили практические навыки, которые пригодятся им в жизни как будущим собственникам жилья.
Также при участии Фонда были организованы и проведены профориентационные лекции для детей старших отрядов и тематические обучающие программы для участников смен в международном детском центре «Артек» (Республика Крым), во Всероссийских детских центрах «Орленок» (Краснодарский край) и «Океан» (Приморский край), в детском оздоровительном лагере «Салют» (Смоленская область).
По словам Ольги Владимировны Сердюк, заместителя генерального директора ГК – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, «фонд принимал активное участие в разработке профессиональных и образовательных стандартов для ЖКХ, они заложили фундамент системы подготовки профильных специалистов для жилищной сферы. Современный управдом сложная профессия, он должен быть организато-
ром, психологом, инженером и юристом одновременно. Подготовить такие кадры – новая и важная задача. С 2016 года образовательные организации страны приступили к обучению студентов по новым специальностям и направлениям подготовки в сфере ЖКХ. Выпускники, освоившие образовательные программы по специальности «Управление, эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома» и направлению подготовки «Жилищное хозяйство и коммунальная инфраструктура» станут первыми дипломированными специалистами, профессионально разбирающимися в актуальных вопросах отрасли. Важно заниматься профориентацией и популяризацией наших специальностей, чтобы все могли узнать где и чему полезному можно научиться. Предприятия отрасли заинтересованы в грамотных работниках, для органов власти нужны компетентные специалисты. Учебные организации могут их подготовить. Совместными усилиями мы способны обновить нашу отрасль.»…

Полный текст можно прочитать в № 10 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год