06.07.2017

Школа настоящих мужчин

I1Советская литература и кинематограф прочно убедили нас, что военные, сражавшиеся в Гражданскую войну против красных, сплошь были кадровыми офицерами, казаками, юнкерами или кадетами. Образ последних рисовался в виде безусых парней, слабо держащих винтовку в руках. В XX веке мало кто разбирался, правда ли это. Даже на вопрос: чем различалось между собой обучение в упраздненных большевиками юнкерских и кадетских училищах, никто не искал ответа. А после 1930 года, когда представителей партии Конституционных демократов («ка-деты») перестали писать через дефис, появившаяся пара слов-омонимов еще больше удалила современников от понимания того, кем на самом деле для России были воспитанники училищ начального уровня общеобразовательной и военной подготовки.

Под патронатом ­президента
Корни слова «кадет» (с фр. – «младший») идут из феодальной Франции. В средние века в этом европейском государстве так именовались до производства в офицеры молодые дворяне, зачисленные на военную службу. Термин заимствовали другие страны. Учебные заведения, где дети с подросткового возраста на полном пансионе обучаются военному делу и общегражданским наукам, называть кадетскими корпусами впервые стали в 1653 году в Пруссии. В России в 1721 году по указу Петра I тоже создали гарнизонные школы для солдатских детей – предтечу кадетской формы обучения. Первое полноценное военно-учебное заведение «Корпус кадет» было основано в 1732 году по инициативе генерал-фельдмаршала Христофора Миниха. С той поры и идет летоисчисление истории российского кадетства.
О том, что, кроме суворовских и нахимовских, в постсоветской России вновь существуют кадетские училища, большинство граждан страны узнали из вышедших на телеэкраны в 2004–2007 годах фильма «Кадеты» и сериала «Кадетство». В 2008 году было опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации, регламентировавшее деятельность кадетских корпусов, а в 2009-м по итогам Государственного совета было принято решение создать в каждом федеральном округе президентские кадетские училища. В 2011 году такое учреждение открылось в Ставрополе.

Наука – не только военная
Инна Кудинова давно думала, как найти сыну Эдику более подходящее учебное заведение. К пятому классу мальчишка в прямом и переносном смысле перерос сверстников в средней школе – по всем предметам получал отличные оценки, вне­урочное время посвящал авиа- и автомоделированию и занятиям в секции дзюдо, часами сидел за компьютером. В результате мониторинга мама поняла: лучшим местом для продолжения интеллектуального и физического развития сына будет Ставропольское президентское кадетское училище, находящееся всего в 100 км от родного Черкесска.
Когда я изучал правила поступления на первый курс (соответствует 5-му классу обычной школы) одного из президентских кадетских училищ, невольно вспоминал условия поступления в училища КГБ, требующие предоставления полного досье не только на себя, но и на родственников. Плюс необходимы отличные знания по общеобразовательным предметам, отменная физическая подготовка и безупречное здоровье. Планка для 11-летних мальчишек, конечно, высокая. Но те, кто ее осилил, получают самые достойные возможности для развития.
Минуло почти четыре года, как Эдуард Кудинов сдал вступительные экзамены, прошел все проверки и собеседования. Сегодня ни парень, ни преподаватели Ставропольского кадетского училища не жалеют, что стали одной семьей.
Как рассказывает классный руководитель Ирина Дьякова, кадет Кудинов очень взрослый для своего возраста. По каждому вопросу он имеет свое мнение и может дать мотивированную оценку. Начинал учебу как круглый отличник. Награжден учрежденным в училище «Знаком отличия», был номинирован на получение знака «За выдающиеся научные достижения» и премирован самым ценным для него подарком – переносным жестким диском для ноутбука. Сейчас добиться максимальных оценок по всем предметам Эдуард не стремится, так как концентрируется на самых важных для себя. Правильно это или нет, можно судить по последним новостям, размещенным на официальном сайте Ставропольского президентского кадетского училища.
На конференции, приуроченной ко Дню науки, диплом 1-й степени и право представить свою работу на заключительном пленарном заседании заслужил проект кадетов 8 курса Эдуарда Кудинова и Арсения Лисина «Система локального позиционирования». А работа Э. Кудинова (8 «Г»), О. Курилова (8 «Г»), А. Калимбетова (8 «В») и Т. Садыкова (8 «В») «Типы восприятия человека и их отражения в текстах с военной направленностью» (интегрированный проект «русский язык-биология») заняла 2-е место.
Кроме того, команда Ставропольского ПКУ в составе Михаила Иванова и Михаила Лашина (10 курс), Константина Степового (9 курс), Эдуарда Кудинова и Руслана Кожаева (8 курс) заняла 2-е общекомандное место на III Всеармейском фестивале инновационных научных идей «Старт в науку», а в личном зачете Эдуард Кудинов занял 3-е место в секции «Математические и технические науки».
За сухими строчками пресс-релизов кроется кипучая деятельность молодого ума.
– Ежегодно в мире покупается более 13 миллиардов полиэтиленовых пакетов. Большинство из них используется по назначению всего лишь первые 20 минут, после чего отправляются в мусорные баки. Чтоб не засорять планету неразлагаемым мусором, команда Ставропольских кадетов придумала чудо-пленку на основе природных компонентов. По эксплуатационным характеристикам она не уступает изделиям из полиэтилена, но быстро разлагается в условиях естественной среды, – объясняет 10-курсник Михаил Иванов суть разработки.
На том же Всеармейском фестивале Эдуард Кудинов представил программируемый робот-беспилотник, который ориентируется в пространстве благодаря инфракрасным датчикам. Написанный парнем алгоритм позволяет удаленно разминировать различные объекты. Юркий робот сразу привлек внимание военных, которые разрабатывают аналогичную продукцию.
– Хочется не просто делать что-то, а создавать то, что в перспективе может заинтересовать какого-либо потребителя, – признается Эдуард Кудинов.
– Строгая дисциплина в кадетском училище свободе мысли не мешает? – провоцирую я парня на откровенность.
– Нет. Уже привык к специфике круглосуточного нахождения в одном и том же окружении. Только без девчонок скучно…
Да, эксперимент по приему в кадетские училища воспитанниц завершился. Теперь под президентским брендом в России учатся исключительно мальчики. Общаться с девчонками можно только на каникулах.
Будучи дома на побывке, Эдуард улучшил маме доступ в Интернет.
– Ничего сложного. Надо было просто настроить по-другому радиочастотный доступ wi-fi-роутера. Местные связисты почему-то всех абонентов в многоквартирном доме сажают на один канал. А скорость передачи данных при использовании разных каналов значительно возрастает, – объяснил парень решение проблемы.
Вот вам наглядный пример применения полученных военно-технических знаний в гражданской практике.
– Я не знаю, на каком именно поприще реализует себя сын после выпуска из училища, но то, что кадетское обучение и воспитание будет ему путевкой в жизнь – это точно, – считает мама парня Инна Кудинова.

«Орлиная стая»
Военные исследователи доказали, что поражения русской армии на фронтах Первой мировой войны во многом были связаны с безграмотностью основной массы призывников – 500 из 1000 не имели никакого образования (для сравнения: в Англии и Германии только 1 из 1000 новобранцев был безграмотен. – А.Ш.). Поэтому так востребованы в войсках были в начале XX века выпускники кадетских корпусов. Из них формировался офицерский состав боевых частей, из них вырастали легендарные русские военачальники. Многие бывшие кадеты нашли себя на государственной службе. В начале XXI века кадетское движение в России возродилось. И теперь вновь обрели былой смысл строки сонета куратора русских кадетских корпусов Великого князя Константина Романова:

Хоть мальчик ты, но сердцем сознавая
Родство с великой воинской семьей,
Гордишься ей принадлежать душой.
Ты не один – орлиная вы стая…