10.06.2021

Я на конке – на работу, а обратно… на метро

-2-5-scaledБудний день, раннее утро. Прозвенел будильник, опустела кружка кофе – пора в путь! 20 минут в тесных объятиях маршрутки, 40 минут под землей… А иногда просто такси. Мы привычно пользуемся современным городским транспортом, не задумываясь, насколько богатая история за ним стоит.

Под цокот копыт
Первые шаги по внедрению общественного транспорта в России были сделаны в 1847 году. Тогда стали появляться частные извозчики – это были обычные крестьяне, которые по окончанию сезона работ приезжали в город и на своих повозках развозили горожан. Постепенно организовалось целое общество таких предприимчивых людей, которые курсировали по определенным направлениям от Кремля до Камер-Коллежского вала (ставшим кольцом улиц).
Далее количество путей увеличивалось – к ним добавились Серебряный бор, Останкино, Сокольники и Петровский парк. Экипаж представлял собой карету с двумя скамейками, где пассажиры сидели лицом к тротуару, их обслуживали кучер и кондуктор. В народе такие экипажи прозвали линейками.
Однако со временем встал вопрос создания более качественного общественного транспорта. Новшеством стала конка. Это открытый или иногда закрытый двухэтажный вагон, запряженный лошадьми, который передвигался по рельсам. Движение они начали 25 июня (7 июля по новому стилю) 1872 года на временном участке от Иверских ворот до нынешнего Белорусского вокзала. Первая же полноценная линия – Петровская – была открыта к 1874 году и проходила от Иверской часовни до Петровского парка через Страстную площадь и Тверскую заставу. В ходу они были до 1912 года, за все время в Москве были проведены 25 линий общей протяженностью 94 км.

Пар и электричество
Технический прогресс набирал обороты и стал диктовать свои условия. На смену конной тяге пришел пар. В 1886 году на московские рельсы встал «паровичок» – маленький паровоз с деревянными павильонами, в которых были расположены скамейки. В вечернее время павильоны освещались свечами. Так зарождалась трамвайная романтика.
«Когда мы слишком уж изматывались, то просили у нашего трамвайного начальства перевести нас на несколько дней на «паровичок» – паровой трамвай. Он ходил от Савеловского вокзала в Петровско-Разумовскую сельскохозяйственную академию. Это была самая легкая, а на кондукторском языке – самая «дачная» линия в Москве», – пишет К. Пау­стовский в «Беспокойной юности».
Но время пара было недолгим. Электричество взяло верх, и 26 марта (7 апреля) 1899 года были запущены трамваи. Первые модели были иностранными. Их салон не блистал простором – всего 2,2 кв. м. Для экономии места скамейки располагались вдоль салона. Скорость была внушительной по тем временам – они разгонялись до 25 км/ч.
Трамвай стал излюб­ленным общественным транспортом москвичей. В первые годы после Октябрьской революции длина столичных трамвайных путей достигала 323 км, число вагонов составляло 475 штук. После Великой Отечественной войны трамвайные пути дошли до максимума в 560 км. Облик самих трамваев менялся. А плавный ход, отдельная кабина водителя и модернизированная система управления пришли с выпуском трамваев модельного ряда «Татра».
С 1980-х годов наступил застой. И лишь в 2011 году трамвайная отрасль воспряла духом. Современная сеть насчитывает 418 км путей и 800 трамваев, которые ежедневно перевозят 650 тысяч москвичей. Постепенно восстанавливаются старые и создаются новые пути. Старые, источенные временем вагоны сменили новенькие трамваи «Витязь-Москва», разработанные для столицы и соответствующие всем современным стандартам комфорта. Полностью обновить трамвайный парк планируется к 2024 году.

Триумф автобусов
Развитие автобусов началось задолго до революции, но тормозилось правительством, дабы не создавать ощутимой конкуренции уже укрепившейся и дорогостоящей трамвайной отрасли. И лишь в 1924 году полноценный городской автобус принял своих первых пассажиров. Как и в случае с трамваями, первые модели были зарубежными, их доставили из Англии. Восемь автобусов марки «Лейланд» курсировали от Каланчевской площади до Александровского (ныне Белорусского) вокзала. Уже через год количество путей внушительно выросло.
В 1927 году СССР разработал и наладил производство собственного модельного ряда автобусов. На дороги Москвы вышли «Я-3» и «Я-6», в 1930-х годах вышли первые модели автобусов «ЗИС». Основой кузовов советских моделей было дерево, которое обшивали металлом.
Основной виток развития автобусного движения пришелся на промежуток между 1950-ми и 1960-ми годами, ввиду расширения и застройки новых районов. В этот период количество автобусов и их путей увеличивалось в разы. Так, в 1950-х годах в городе было всего 50 маршрутов, а к 1970 году их стало уже 256. В 1967 году появились автобусы модели ЛиАЗ-677, на долгие десятилетия закрепившиеся на дорогах.
На сегодняшней день развитие автобусов только набирает обороты. Транспортный парк постоянно обновляется. Устаревшие модели постепенно вытеснялись актуальными ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213, которые стали электрическими и именуются электро­бусами. Заработала новая сеть транспорта «Магистраль», соединяющая отдаленные районы города с центром, что позволило сократить количество пересадок. Автобусы стали частью наземного оператора транспорта Москвы – ГУП «Мосгортранс».

Троллейбусы едут в прошлое
Первая троллейбусная линия была открыта 15 ноября 1933 года и связывала Тверскую заставу с мостом Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе. Как и другие виды транспорта в то время, троллейбусы имели деревянный каркас и металлическую обшивку. Салон, в котором размещались 37 удобных мягких кресел и сетки для багажа, в зимнее время отапливался. Тем не менее взрывного развития этот транспорт не получил: в 40-х годах в Москве действовало всего 17 троллейбусных маршрутов.
В наши дни от троллейбусов было решено и вовсе отказаться в пользу электробусов, которым не нужны провода. В период с 2010-го по 2018-й годы было закуплено около 600 троллейбусов, но с августа 2020-го их история подошла к концу. Начался демонтаж всей троллейбусной инфраструктуры. Был оставлен лишь один путь от Комсомольской площади до Новорязанской улицы в качестве дани уважения к истории московского транспорта – на нем курсирует «дуэт» троллейбусов классических моделей.

Метро: тоннели нашей жизни
С появлением метро общественный транспорт вышел на новый уровень. В тоннелях не бывает пробок и долгих светофоров, что позволяет людям быстро и с комфортом добраться до пункта назначения. Первым проложенным участком стал путь от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую», который открылся 15 мая 1935 года, имел 13 станций и протяженность более 11 км. Строительство остальных веток проходило без затяжных пауз и не прекращалось даже во время Великой Отечественной войны. А в 1954 году заработала Кольцевая линия.
К нынешнему времени технологии прокладки тоннелей модифицировали и скорость их cтроительства невероятно быстра. За прошлое десятилетие удалось открыть 83 станции и отреставрировать немало уже построенных. Общая протяженность линий с учетом МЦД, МЦК и Московской монорельсовой транспортной системы составляет 780 км. Протяженность самого же метрополитена, включая МЦК, к 2024 году составит около 560 км. Туннели продлеваются и за МКАД, к 2023 году планируется открыть еще десять станций. Развивается и облик вагонов метро. Устаревших «Ежей» (модель «Еж-3») и «Русичей» сменила «Москва-2020»: в современных вагонах новые мягкие сиденья, в них можно зарядить смартфон через встроенные USB-порты, они оборудованы кондиционером и информационными видеоэкранами.

Такси
Принято считать, что первое такси на улицах города появилось в сентябре (октябре по новому стилю) 1907 года, когда газета «Голос Москвы» сообщила о появлении автомобиля американской марки Oldsmobile с вывеской «Извозчик. Такса по согласию». Первая же централизованная городская служба такси в Москве была учреждена в июне 1925 года по решению Моссовета. А к 1930 году в Москве насчитывалось уже два таксопарка, работало примерно 300 автомобилей, а их модельный ряд состоял из машин итальянского и французского производства.
Бурное развитие отрасли выпало на промежуток между 1960-м и 1970-м годами: в городе был 21 таксопарк, а количество автомобилей выросло до 14 500. К 1980-м годам их стало уже 19 тысяч. Но пришли 1990-е, частники почти полностью вытеснили легальное такси. Ситуация поменялась с внедрением жесткого контроля перевозок и таксомоторных компаний. Появился каршеринг: по сути, это недорогое такси, которое пассажир берет напрокат и сам предстает в роли водителя.

***
Общественный транспорт Москвы последовательно двигается по вектору развития удобной экосистемы – сервиса, который облегчает жизнь горожан и гостей столицы. Постепенное введение общих стандартизированных проездных тарифов, отмена турникетного режима, упразднение понятия «пассажир и транспорт» и вне­дрение нового понятия «пользователь и сервис» подтверждает данное высказывание. 

Даниил Горлов