13.03.2018

Юрий Семин: возвращение в «Локомотив» – очередной вызов судьбы

23 октября  2017. Москва. Стадион" Локомотив". Футбол. Чемпионат России. Премьер-лига. 14 тур. "Локомотив" (Москва) - "Краснодар" - 2:0.  Юрий СЕМИН благодарит болельщиков после матча. Жест. МЫ - ПЕРВЫЕ! жанр Фото Александр Федоров "СЭ".

Если бы на футбольном фронте кроме традиционных наград существовали иные знаки отличия, то Семину я бы вручил медаль «За терпение и преданность флагу». Ну кто еще из его коллег по тренерскому цеху трижды за карьеру работал в одном и том же клубе? А ведь говорят, что в одну реку дважды не входят. И Юрий Павлович эту мудрость знает. Но все равно вопреки всему поступает по-своему: таков характер. Именно поэтому он вновь в родном «Локомотиве», с которым связаны его самые большие победы.
Его последний приход в клуб в августе 2016-го был встречен скептически: мол, после неприметной азербайджанской «Габалы», скромной «Мордовии» и разваливавшейся «Анжи» ему в амбициозном «Локомотиве» будет тяжело, ведь годков-то уже за 70 набежало. Но Семин привык слушать только себя. А еще верить в тех, с кем работает. И поняв это, футболисты ответили ему тем же: сначала вы­-
играли Кубок России, обеспечив место в турнире Лиги Европы, а затем, сотворив сенсацию, стали лидерами нынешнего чемпионата. И сейчас команда Палыча – наиболее реальный претендент на золотые медали.
Работая над этим интервью, я не ставил цели обязательно выяснить, за счет каких таких секретов Семину удается добиваться того, к чему стремится. Просто хотел, чтобы он рассказал о своем деле, об отношении к друзьям, соперникам, дал оценку всему, что происходит в мире футбола, который раз и навсегда стал его жизнью. И понял: ответы на мои вопросы и есть те самые секреты Палыча, которые помогают ему не один десяток лет двигаться вперед в своем непростом и не всегда благодарном деле.

Тренерская профессия – это постоянный риск
– Помнится, перед стартом задачи «Локомотива» выглядели гораздо скромней и о борьбе за золото речи не шло. Выходит, аппетит приходит во время еды? – интересуюсь я у рулевого железнодорожников.
– Можно считать и так, – улыбается Юрий Павлович. – Еще меня все время спрашивают, насколько такая прыть стала неожиданностью для меня самого. Отвечаю: никакой неожиданности нет. Да, первоначально задачи ставились более скромные, чем те, которые нам предстоит решать теперь. Но для того, чтобы определить истинные возможности команды, требуется время. Считайте, что им стала первая половина чемпионата, которая дала возможность понять, на что мы способны.
– Вскоре после вашего возвращения легенда «Локомотива» Дмитрий Лоськов сказал, что «Палыч изменился – стал более спокойным и в быту, и на бровке, и в раздевалке». Честно говоря, не могу в это поверить.
– Наверное, со стороны виднее. И все-таки в работе бывают ситуации, когда необходимо встряхнуть игрока или всю команду. Не скрою, порой в достаточно резкой форме. Во всяком случае, мне кажется, что я остался таким, каким был всегда. Присесть на лавку можно, когда ведешь в счете или все получается. Но даже в этом случае меня тянет к полю. И переделать себя уже вряд ли смогу.
– А как, проработав столько лет и в таком не юном возрасте, удается находить мотивацию работать дальше?
– А зачем ее искать? Она либо есть, либо ее нет. И у меня никуда не пропадала. Мне нравится каждый день встречаться с игроками, проводить тренировки, решать постоянные вопросы, которых в команде всегда хватает.
– А может наступить момент, когда вы скажете себе: все, хватит, пора уходить?
– К сожалению, может. Все когда-то в этой жизни заканчивается.
– Третий приход в «Локомотив» – это очередной вызов для тренера Семина?
– Безусловно! Это огромная ответственность. И прежде всего перед болельщиками, которые поддерживали меня даже в самые трудные времена. Причем везде, где бы я ни работал. В 2014 году, на финал Кубка Азербайджана, в котором моя «Габала» встречалась с «Нефтчи», в Баку прилетело больше тысячи поклонников «Локо». И теперь я очень хочу, чтобы они снова задышали полной грудью, вновь испытали чувство гордости за свой клуб. А для этого нужен результат.
– Два года назад, вновь приходя в «Локомотив», вы сознавали, что принимаете команду, которую не готовили к сезону и в ее комплектовании не участвовали?
– Тренер постоянно рискует. И его увольняют не тогда, когда идет игра и есть очки. А если у команды не все гладко, что-то не получается и необходима встряска. Вот тогда с тобой расстаются. Так было, когда в свое время на мое место пригласили Юрия Красножана.
– Как-то на телевидении вы сказали, что в ходе переговоров о возвращении в «Локомотив» попросили только одного – «не вмешиваться в профессию». А что, разве такое уже случалось?
– В «Локо» такого, к счастью, пока не было. В такой ситуации обычно все зависит от тренера и того, как он себя поведет с самого начала. О своих отношениях с президентом клуба я всегда договаривался «на берегу». К примеру, с Григорием Суркисом, пригласившим меня в Киев, руководителем высочайшего уровня, расставили все точки над «i» при первой же встрече. Поэтому потом в работе никогда не возникало никаких недомолвок.
– А во времена, когда Олег Романцев возглавлял «Динамо», ему по указу владельца клуба на сбор привезли сразу десяток португальцев, о которых он даже не слышал.
– Я знаю об этом и считаю подобную политику построения команды неправильной. Президент, безусловно, главная фигура в клубе, поскольку вкладывает в него свои деньги. Но работать-то с футболистами предстоит тренеру. И его мнение здесь должно быть решающее.
– Можно считать, что в «Локомотиве» Семину никогда не навязывали футболистов без его согласия?
– Никогда. Могли привезти человека, но будет ли он играть в составе или нет, решал только я. И заставить меня это сделать было невозможно: я не враг болельщикам и клубу.

«Из своих воспитанников «Локомотив» мог бы собрать целую команду»
– В последние годы «Локомотив» потерял большое количество способных молодых ребят: Кокорина, Коряна, Жемалетдинова, Полоза, Дьякова, Оздоева, Бурлака и еще многих других. В чем причина такой расточительности?
– На мой взгляд, в этом вопросе нужна определенная постепенность. Вот смотрите, сейчас стал игроком основного состава Алексей Миранчук, вернулся из аренды его брат Антон, бьется за место в стартовом составе Баринов. Остальные на пути к этому. Они с нами тренируются, мы следим за каждым, но гарантий, что эти ребята усилят «Локомотив», пока никто не даст. Все зависит только от них самих. А искусственно вводить их в состав рискованно. Такие резкие шаги чреваты потерями. Бросишь молодого, неопытного в пекло, а у него не пошло – и парень может потерять уверенность. А те, кого вы назвали среди потерянных клубом, на каком-то этапе оказались просто не нужны прежнему руководству. Проще ведь покупать готового игрока, чем возиться и рисковать результатом со своим.
– Кокорин, который сейчас ярко заиграл в «Зените», при вас ушел из «Локомотива»?
– Он тогда был в школе. И его переход в «Динамо» – не вина клуба. А вот то, что в других коллективах оказались Оздоев, Полоз, Жемалетдинов, Дьяков – серьезный просчет. Останься они – и вместе с Миранчуками, Бариновым составили бы очень приличную компанию! Так что из своих воспитанников можно было бы набрать целую команду. «Локомотив» упускает много ребят из своей школы. Печально, но по этому показателю занимаем первое место в России. И в этом большую роль играют агенты. Считаю, молодые футболисты не совсем себе принадлежат. А они должны думать своей головой.

«Потолок зарплат ­проблему молодежи не решит»
– С чего вы начали, придя в команду после почти шестилетнего перерыва?
– Мне очень важно было разобраться, с кем предстоит строить коллектив. Мой «Локомотив» был всегда силен единством. Не случайно каждый из нас считал его своей семьей. Именно поэтому мы выигрывали золото в 2002 и 2004 году. Но и в остальные сезоны оставались одним крепким кулаком. И в таком коллективе не должно быть посторонних.
– Уж не потому ли вы расстались с Шишкиным и Самедовым?
– И тот, и другой посчитали, что им комфортней будет в «Краснодаре» и «Спартаке». А переубеждать таких опытных футболистов не в моих правилах.
– Не опасались, что возвращаетесь уже в другой «Локомотив», в котором многие футболисты имеют большие контракты, и материальное благополучие окажется для них гораздо важней, чем интересы команды?
– Действительно, с того момента, когда я последний раз работал в «Локомотиве», в футболе и в сознании игроков многое поменялось. Но мои тренерские принципы остались прежними: на первом месте игра и результат. Все остальное вторично. А для того, чтобы добиться и того, и другого, нужно вкалывать на тренировках и биться в каждом матче. Кто против этого, с тем не по пути. И не только Семину, всем!
– Вы наверняка знали о сложном характере Игоря Денисова, его конфликте в «Динамо» с Черчесовым. Если не секрет, как удалось найти контакт с таким непростым человеком?
– А никакого секрета здесь нет. Как и все талантливые люди, Игорь действительно непрост. Но мы сразу же откровенно поговорили. Я изложил свои требования, Денисов рассказал, как он видит свое будущее в «Локомотиве». И мы пожали друг другу руки. То, как Игорь выкладывается на поле, в работе, не может не вызывать уважения. На сегодня он настоящий лидер, которого уважают и партнеры, и болельщики.
– Все поражаются игровому всплеску Фернандеша, которого после февральской победы над «Ниццей» признали лучшим футболистом недели в Лиге Европы.
– А я считаю, что удивляться этому нечего. Португалец и прежде считался игроком высокого класса – техничным, хорошо видящим поле, забивным. Не знаю уж, за что бывший президент Смородская отправляла его в дубль и хотела с ним расторгнуть контракт. Такие атакующие хавбеки в любой команде на вес золота. Главное, что Фернандеш стремится расти. И я уверен, что на 12 забитых мячах в первой половине чемпионата он не остановится.
– Народ шутит, что Баринов проходит в состав как однофамилец друга и земляка Семина – популярного актера Валерия Баринова.
– Мне до этого говорили, что он вообще родственник Валерия (смеется). Дима всего добивается своим трудом. Кандидат в молодежную сборную. Так что ему и карты в руки. Вообще стараемся уделять молодым больше внимания. Уже организовывали мини-турнир, где давали возможность ребятам понять, чего они стоят на фоне игроков основы. Проводили тренировочный сбор для молодых футболистов. Ребята присылали видеоролики со своими выступлениями – так отобрали 40 человек. Пригласили наших ветеранов – Нигматуллина, Сенникова, Пименова, Лоськова посмотреть на способных игроков и высказать свое мнение.
– Сейчас появляются предложения ввести в клубах потолок зарплат. Это поможет удерживать в командах способную молодежь, которую частенько переманивают длинным рублем?
– Не думаю. Молодым уже пора самим принимать решение, где им выступать. А то многие ушли из «Локомотива» благодаря советам своих агентов. Но что касается потолка зарплат, то я здесь против. Должна быть нормальная конкуренция во всем. Каждый клуб сам решает, сколько он платит своим игрокам. Есть у меня рубль, вот на него и надо жить.
– А если в другом клубе дают два?
– И что я могу здесь поделать? Значит, футболист может туда перейти, и никуда ты от этого не денешься. Человек хочет хорошо зарабатывать, чтобы потом ему было на что жить.
«Самая яркая победа? 3:0 над «Интером»!»
– Увы, но тренерская жизнь – далеко не сплошные праздники. Самое обидное поражение в Еврокубках вспомните?
– От «Монако» в Лиге чемпионов в 2004 году. Там на кону стояло очень многое – выход в четвертьфинал. Оба матча мы провели очень хорошо. В первой встрече вели 2:0, был момент, когда должны были забивать третий, но Обиора не отдал передачу. И затем пропустили от Морьентеса. А в гостях судья не дал продохнуть – свисток за свистком. Да еще Лоськова удалил. Но даже оставшись вдесятером, могли пройти дальше. Ведь гол нам «Монако» забил из явного положения «вне игры».
– А победу, которую будете помнить до последнего тренерского вздоха?
– Это, конечно, 3:0 над «Интером» в Лиге чемпионов. И ведь удалось разгромить команду, в обороне которой выступали такие звезды, как голкипер Тольдо, защитники Канноваро, Матерацци, Дзанетти. Но Лоськов, Ашветия и Хохлов ключи к их воротам подобрали! Такое не забывается!
– Насколько болезненно вы реагируете на отношение к «Локомотиву» прессы?
– Достаточно спокойно. Я реагирую только на то, как выглядели на поле футболисты. Еще думаю над тем, что мне нужно исправить к следующей встрече. А если обращать внимание на все высказывания, то не хватит времени на работу с командой. Вот почему весь негатив оставляю за кадром. Сколько людей – столько и мнений. Но у меня есть свое понимание того, почему все это произошло. Потому ориентируюсь только на свои мысли.
– Пару сезонов назад фанаты «Спартака» потребовали, чтобы после поражения от «Мордовии» игроки поднялись к ним на трибуны. До этого фанаты «Динамо» проникли на базу и вели себя по-хамски. Ясно, что без болельщиков команда не может существовать, но дает ли это право им так себя вести?
– И у нас случалось похожее. В 2010-м на базу в Баковку пробралась группа крепких ребят и сразу ко мне: «Надо поговорить! Почему так играете, когда начнете побеждать?!» Пришлось объяснить, что к чему, пообещал передать разговор ребятам. На том разошлись. Во всем мире болельщики требуют от своей команды одного – полной самоотдачи. И каждый футболист, если он профессионал, не имеет права забывать об этом. Поэтому требования фанатов справедливы. Главное, чтобы в их общении с игроками присутствовала корректность. Я посоветовал бы больше поддерживать команду – это важнее. Мне бы хотелось, чтобы заряд, который исходит от болельщиков, заставлял наших игроков быть еще агрессивнее. Порой в атаке нам этого не хватает. От вас многое зависит. Поддержите ребят, а я на лавке усижу.
 Когда знаете, что на матче присутствуют страстные поклонники «Локомотива» ваш земляк – актер Валерий Баринов и профессор Демури Киртадзе, уверенности у тренера Семина прибавляется?
– Еще бы! Ведь это мои близкие друзья! И наш стадион – их дом! Мы с Валерой – оба орловские, вместе учились, вместе Москву завоевывали. А с Демури дружим уже и не помню сколько лет. Скольким людям он в этой жизни помог! На таких болельщиках «Локомотив» держится!..

Полный текст можно прочитать в № 3 журнала «Вокруг ЖэКа» за 2018 год