Юные строители нашего будущего
В современном обществе есть два самых созидательных и ориентированных в будущее направления – строительство и педагогика. Когда они соединяются в единое целое, возникают совершенно уникальные проекты. Такие как Детский совет при Общественном совете при Минстрое России.
Самой идее создания этой организации на данный момент чуть больше трех лет. Впервые она была озвучена 7 августа 2020 года председателем Общественного совета Сергеем Степашиным в ходе торжественной церемонии награждения победителей детского конкурса #СпросиСтроителя. Инициативу решили сделать частью проекта «Я – строитель будущего!», включив ее в план мероприятий, проводимых в соответствии с Указом Президента РФ об объявлении в России Десятилетия детства.
Как указывалось в сопроводительных документах, «новая общественная организация должна содействовать популяризации профессий в области строительства, архитектуры и ЖКХ среди детей и молодежи, а также способствовать активному привлечению детей к формированию комфортной городской среды». После прочтения такой казенной формулировки у некоторых скептиков могла зародиться мысль, что начинание очень быстро погрязнет в бюрократическом болоте и скоро станет безжизненной строчкой в годовых отчетах. Однако на деле инициатива почти сразу же превратилась в уникальную площадку по подготовке высококлассных юных строителей будущего, умеющих мыслить масштабно, системно и предметно.
Не в последнюю очередь это произошло потому, что сами дети с первых дней существования Детского совета были настроены на созидательный труд и получение новых знаний.
Школьник – урбанист и градостроитель
Членами новой общественной организации стали 28 школьников в возрасте от 7 до 14 лет, определенных по итогам конкурсного отбора из нескольких сотен кандидатов из разных регионов нашей страны. Всех их объединяло острое желание сделать окружающих мир красивее, удобнее и лучше.
На первом же заседании Детского совета школьники стали предлагать свои идеи, многие из которых показались опытным строителям очень интересными. Единственное, что стояло барьером во взаимопонимании между детьми и взрослыми – это необходимость формулировать свои идеи, основываясь на реальности, а не на отвлеченных фантазиях. И тогда было принято судьбоносное решение провести с членами Детского совета ряд обучающих и образовательных мероприятий.
Специалисты ведущих профильных вузов нашей страны – НИУ МГСУ, МАРХИ, МИТУ-МАСИ – создали не имеющие аналогов образовательные проекты, доступные для усвоения даже неподготовленному школьнику. В течение года с детьми проводились онлайн-уроки, которые вели специально подобранные преподаватели, дававшие знания по особым адаптивным методикам. Занятия были посвящены современной урбанистике, градостроительству, сфере ЖКХ, основам ландшафтного дизайна и даже уличной рекламе и маркетингу. Все знания ребятам давались по принципу от простого к сложному, а степень освоения учебного материала периодически проверялась с помощью контрольных заданий. В результате за очень короткий срок дети прошли серьезный курс обучения и научились самостоятельно создавать и оценивать современные строительные проекты.
В качестве первого – можно сказать, тестового задания участникам Детского совета было поручено провести экспертизу более 50 проектов детских игровых площадок. Ознакомившись с проектами, ребята сделали около 200 замечаний. Большинство из них впоследствии были рассмотрены Комиссией по вопросам развития благоустройства общественных территорий и повышения уровня комфорта городской среды. Замечания оказались настолько разумными, что практически в том же виде были направлены производителям в качестве рекомендаций по внесению изменений в проекты.
Фонтан дельных идей
Сегодня преподаватели формируют новую образовательную программу, которая будет предложена детям в сентябре. Полученные знания ребята сразу же стали применять на практике, превращая собственные оригинальные идеи в полноценные строительные, урбанистические и экологические проекты.
Например, Артем Монахов выдвинул проект строительства новых модульных многоуровневых парковок с типовыми секциями с целью высвобождения внутридворового пространства в городах и поселках. Данила Чернов предложил проект реконструкции заброшенного пешеходного перехода в поселке Малаховка и превращение его в современное арт-пространство с силуэтами известных деятелей культуры начала XX века.
11-летний Егор Банников продвигает проект трансформации старого заброшенного овощехранилища в селе Красная Пахра в тематическое кафе-клуб «Домик хоббита» с библиотекой, кухней, бассейном с пластиковыми шариками, батутами и многим другим. А у более взрослого Максима Костылева из Балашихи уже давно готов большой проект современного экопарка в пойме реки Пехорка.
Всего за год дети разработали более 20 проектов, два из которых уже находятся в процессе реализации. Это идея Матвея Анискина по озеленению общественных пространств в поселке Иглино (Республика Башкортостан) под названием «Зеленое сердце», которая сейчас реализуется усилиями энтузиастов-экологов и местной администрации.
И второй проект – арт-объект «Наличники Ельца» – в ближайшей перспективе станет украшением Центрального парка этого города. Идея члена Детского совета Златы Наронович напрямую связана с общей для нашей страны тенденцией: люди меняют старые деревянные окна на пластиковые, в результате чего огромное количество уникальных резных наличников просто выбрасывается. Идея Златы – не просто сделать цифровую базу данных этих самобытных произведений искусства, чтобы сохранить их для будущих поколений, а создавать на основе этих узоров оригинальные деревянные арки для общественных пространств: парков, скверов, бульваров.
Кстати, идеей Златы Наронович заинтересовались не только в ее родном городе Ельце, но и в мэрии Санкт-Петербурга.
Энергию и энтузиазм – в нужное русло
Конечно, вопрос реализации этих и других детских проектов не может решаться быстро. Все они требуют более тщательной проработки и дополнительных расчетов. Но самое ценное во всей этой истории – тот энтузиазм, с которым ребята взялись формировать вокруг себя новую комфортную общественную среду, опираясь на опыт взрослых и полученные знания.
Говорят, наше будущее – в руках наших детей. Что нами заложено в их души и разум, с тем нам, взрослым, и предстоит дальше жить. Работа с ребятами из Детского совета при Общественном совете при Минстрое России – прекрасный пример того, как сегодня можно и нужно формировать будущее нашей страны, правильно направляя детей и помогая им реализовывать творческие способности.
Андрей Пучков