Юлия Белехова: «Ты не можешь предать людей, которые в тебя поверили»
Всем нам хотелось бы, чтобы в наших домах было комфортно жить, чтобы высокое качество жилищно-коммунальных услуг сочеталось с их адекватной стоимостью. На практике, увы, часто бывает совсем наоборот. Когда-то давно Юлия Белехова тоже с этим столкнулась – как самая обычная обладательница квадратных метров в многоэтажке, и решила бороться за свои права и права соседей. Постепенно это стало ее основной деятельностью.
Сегодня она – председатель координационного совета Ассоциации председателей советов многоквартирных домов Московской области. На официальном сайте миссия этой организации сформулирована подкупающе лаконично и доходчиво: «Лоббирование интересов жителей многоквартирных домов Московской области».
Ее энергии хватает и на другие общественные проекты: Юлия Белехова также глава регионального исполкома Общероссийского народного фронта Московской области, член совета Ассоциации управляющих компаний Московского региона (СРО «АМР-ЖКХ»), заместитель председателя по вопросам управления многоквартирными домами общественного совета Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области».
Как собственники могут отстаивать свои права? Как при этом выстраивать диалог с властью? Своим бесценным опытом Юлия Белехова делится с читателями журнала «Вокруг ЖэКа».
«Быть частью решения, а не частью проблемы»
– Юлия Александровна, как образовалась Ассоциация председателей советов многоквартирных домов Московской области?
– Началось все просто: я жила в многоквартирном доме, где качество жилищных услуг оставляло желать лучшего, и была категорически не согласна с этим. У меня была обязанность платить за услуги ЖКХ, а вторая сторона не исполняла свои обязанности. Мы жили на последнем этаже, у нас протекала крыша – стандартная история. Управляющая компания постоянно обещала все починить, но чуда не происходило, поэтому я приняла решение обратиться в суд по защите прав потребителей. Прошла весь путь от начала до конца и доказала свое право на безопасную и благоприятную жизнь: выиграла суд в полном объеме. Когда управляющая компания поняла, что начинает тратить денежные средства в соответствии с решением суда, начала работать совершенно по-другому.
Когда я переехала в новостройку, думала, что таких проблем не будет. Но оказалось, что в новом доме их еще больше, да и масштаб совершенно другой. Проблема была уже не в текущей кровле, а в работе самой управляющей компании от застройщика. Мне казалось, что она должна защищать мои интересы перед застройщиками и третьими лицами, но этого не происходило. Тогда началась борьба – в первую очередь за оплату отопления. У нас был общедомовой прибор учета, но управляющая компания платила по его данным ресурсоснабжающим организациям, а нам начисляла по нормативу. Естественно, я была возмущена. У меня есть правило по жизни: быть частью решения, а не частью проблемы.
Мы начали объединяться с жителями, изучать законы, чтобы понимать, в чем состоят наши права и обязанности. Было сложное судебное заседание, но суд мы выиграли.
Дальше у нас стали просить совета жильцы соседних домов. У кого течет крыша, у кого-то не убирается подъезд, у кого-то проблемы с освещением и т.д. С этого началось наше общение с собственниками.
– У вас была инициативная группа?
– Еще нет. Но была эйфория, что и один в поле – воин, что ты можешь противостоять системе. В интернете очень активно велись обсуждения, создавались специализированные форумы, люди просили дать формы документов, пошаговые инструкции. Государственные службы не отвечают на нечеткие вопросы, нужно было правильно формулировать, разрабатывать шаблоны документов, разъяснять порядок действий.
Обращений становилось все больше, стало понятно, что нужно быть готовыми к новым вызовам. Очень сложно, когда нет организационно-правовой формы. Всегда спрашивают: «А вы кто?» Встал вопрос о регистрации, чтобы власть говорила с нами на равных. Мы поняли, что с властью нужно… нет, не дружить, а взаимодействовать. И конечно, нужно было заявить о себе, обозначить позицию в том, что происходит в ЖКХ: по качеству работ, по работе управляющих компаний.
Тогда в области зародилась потребность в организации форума «Управдом», когда появилось много желающих понять, что происходит, почему цены на ресурсы и услуги стали расти. Мы тоже задались вопросом, как будем работать, что положить в основу движения, какие охватить территории, какие организовать общественные площадки. Далее состоялся форум «Управдом», проводило его Правительство Московской области, куда съехались больше тысячи человек – активисты домов, председатели, старшие по дому, с кем мы потом начали взаимодействовать. Еще не было ассоциации, но было большое желание объединяться.
Я выступила с предложением к губернатору. Вопросов много, это касается качества жизни людей. И по тому, как эти вопросы решаются, люди оценивают власть разных уровней, не только своего муниципалитета. Этим нужно заниматься системно. Поговорить с каждым управдомом невозможно – у нас 55 тысяч многоквартирных домов в области. Поэтому мы готовы создать систему, где будет четкое понимание по каждому муниципалитету, по каждой управляющей компании, по каждой территории, и готовы доносить ситуацию до органов власти для выработки решений. Губернатор Московской области Андрей Воробьев поддержал нашу идею. После форума решили зарегистрировать Ассоциацию. На тот момент мы не знали, как оформить документы, раньше никто из нас с этим не сталкивался, с Минюстом не взаимодействовал. Нас никто не спонсировал, не было средств на уставную деятельность.
Областной форум проходил один раз в год, но что это для области? Мы решили проехать со своей командой каждый район, провели форумы «Управдом» в муниципалитетах. На встречах присутствовали глава администрации, заместители по ЖКХ, представители органов государственного жилищного надзора, административно-технического надзора. Собиралось до 200 человек в каждом муниципальном образовании, прийти туда мог каждый и высказаться. Была абсолютно открытая обстановка.
– Собрать столько людей крайне сложно.
– Да, плюс к этому человек не всегда может корректно и компактно изложить свою мысль. Для него его мысль важна, он говорит об этом, но не все успевают высказаться. Первые форумы вместо отведенных двух часов проходили по четыре-пять. Было сложно. Мы видели, что представителям местных органов власти было неудобно отвечать на вопросы жителей, если затрагивались действительно непростые темы. Многие привыкли, что проблема остается на низовом уровне, а тут вдруг это видит Правительство области. По результатам форума мы писали резюме: на что нужно обратить внимание, какие есть проблемы, что нужно срочно решить. В первую очередь это были вопросы тарифов: люди не понимали, почему они растут. Не знали, что управляющую компанию можно сменить, что есть такое понятие, как собрание собственников; какие вопросы решаются 50% голосов, какие – двумя третями и т.д.
Через год назрел вопрос обучения. Если просто прочитать Жилищный кодекс, картина не прояснится. Тогда мы сели и написали проект «Про ЖКХ»: простым русским языком – не фразами из кодекса, не юридическими канцеляризмами. Мы взяли темы, которые всем близки: капитальный ремонт, содержание территории. Потом добавили темы по твердым коммунальным отходам, в прошлом году добавили разъяснение по электронным собраниям. Регулярно вносим правки, дополняем издание. Каждый год у нас проходят обучение 30 тысяч жителей области. Электронный формат дополняем разъяснениями от первых лиц (министров областного правительства, вице-губернаторов).
Мы живем в ногу со временем, IT-технологии вошли в ЖКХ. Удобно, когда человек в любой точке мира может пройти обучение. Подтянулись регионы – например, Крым. Жители Мурманска просили рассказать, с чего начать и как все организовать. Есть регионы, которые готовы с подстройкой под себя внедрить наш опыт. Регионы разные: где-то делают упор на ресурсников, где-то – на работу управляющих компаний. Мы обращаем внимание на все направления обслуживания. Когда встал вопрос о прямых договорных схемах с ресурсоснабжающими организациями, посыпались вопросы: в чем плюсы и минусы, будем ли это выгодно. Мы разъясняли, на что обратить внимание, как изучить договорную схему, чтобы вовремя обнаружить там комиссии, в результате чего платить пришлось бы больше без улучшения качества получаемых услуг.
Нам и самим нужно было учиться. После этого уже можно было масштабировать наши навыки и умения людям. У нас много идей, хотим мобильное приложение «Управдом». Но все стоит денег. Думаем, насколько реально внедрить в ЖКХ маркетплейс (торговая интернет-площадка, – Ред.) – было бы удобно иметь пул поставщиков, где можно сравнить качество услуг. Есть запрос общества, нужно этим заниматься. Сантехник Афоня, который работает с непредсказуемым результатом (персонаж одноименной трагикомедии 1975 года режиссера Георгия Данелия. – Ред.), – это вчерашний день. Людям нужны качество и гарантия.
«Во главе угла всегда стоит человек»
– Вы также входите в совет Ассоциации управляющих компаний. Нет ли здесь противоречия: с одной стороны – Ассоциация, цель которой – выстраивание профессионального сообщества, и в конечном итоге – оптимизация затрат на обслуживание МКД, а с другой – совет собственников жилья, для которых главное – качество услуг, их стоимость и оперативное решение проблем с обслуживанием дома?
– Я не только в эту Ассоциацию вхожу. Например, еще в лицензионную комиссию по отбору управляющих компаний. Лицензию может получить практически любое юрлицо, для создания УК предъявляются минимальные требования. Мы представили в законодательные органы свои замечания по этому вопросу.
Теперь к вашему вопросу: вхождение в любой общественный совет, саморегулируемую организацию, ассоциацию председателей советов МКД дает в первую очередь возможность понять, почему не работает тот или иной процесс. Это не значит, что я буду защищать лицензиатов или интересы учредителей управляющей компании. Если мы говорим про взаимодействие с ассоциацией УК, то так проще говорить о проблемах людей. Они доносятся напрямую.
– То есть основа вашей работы и цель – это удовлетворение потребностей простых людей?
– Во главе угла всегда стоит человек. Мы не работаем в интересах какого-то бизнеса. Мы, собственники, связаны с ним только договорными отношениями. Всегда говорим владельцам управляющих компаний: «Вы работаете для извлечения прибыли, это понятно. Но можно же делать это не в ущерб жителям? Делайте свою работу качественно, и люди будут вас поддерживать».
– Как принимаются решения в Ассоциации, кто в нее входит? Как и кто решает, важен тот или иной вопрос для власти, города, населенного пункта, для общества в целом?
– Для нас важно получить мнение руководителей на местах, поэтому членами являются и ТСЖ, и управляющие советов домов. Решаем все на фокус-группах, каждый привносит что-то свое, исходя из тех компетенций, которыми обладает. Конечно, есть некий фильтр: смотрим, как долго работает человек, что сделано. 2500 членов Ассоциации, конечно, пока небольшая цифра для нашего региона, где 55 тысяч многоквартирных домов, но мы развиваемся.
– Как вы привлекаете в свои ряды новых членов?
– Очень интересный вопрос… (улыбается). К нам приходят просто: люди хотят донести свою проблему до власти, чтобы изменилось качество их жизни. Вот возьмем пример: два дома находятся рядом, одного года постройки, одной серии. В одном – сильный управдом, в другом нет. Как вы думаете, какой дом будет лучше выглядеть? Конечно, тот, где сильный управдом. Он и собрание проведет, и все вопросы решит. И разумеется, квартиры в этом доме будут дороже, чем в соседнем. Поднимая качество жизни в своем доме, улучшая его внешние и внутренние характеристики, вы капитализируете свое имущество. А вот тому, как это сделать, мы и учим.
«Мы задаем власти неудобные вопросы»
– Вы решаете большой спектр юридических вопросов, кто вам помогает в правовом смысле?
– У нас есть юристы, которые входят в Ассоциацию. Управдом – это не профессия, это «про жизнь», о помощи ближнему. У нас есть штат сотрудников. В прошлом году открыли студию «Про ЖКХ». К нам уже приезжал вице-губернатор, руководитель Фонда капитального ремонта. У нас такая позиция: мы задаем власти неудобные вопросы. Например, об импортозамещении в ЖКХ, будут ли переделывать проектно-сметную документацию, делать экспертизу, ведь до ввода антироссийских санкций что-то закупалось за рубежом, а сейчас много игроков ушли с рынка. И люди, зная, что будет откровенный разговор, все-таки к нам приезжают, отвечают на вопросы.
Мы знаем, что сайты уже не очень интересны аудитории, все привыкли к социальным сетям. Поэтому завели свой телеграм-канал, ищем свой формат общения с людьми. Подумываем даже о мобильном приложении «Про ЖКХ». У людей должна быть возможность задать свой вопрос и получить ответ. Причем мы не хотим быть навязчивыми, а наоборот – интересными и полезными.
– Все-таки это общественная деятельность? Это не проект администрации области?
– Проекты, которые лишены яркой идеи, как правило, сгорают за год-два: выполняют свою роль – политическую или иную, и закрываются. На свои стратегические сессии мы приглашаем всех – наших управдомов, представителей стройнадзора, фонда капремонта и подрядных организаций. И все вместе ищем решение. Я категорически против, когда один участник процесса навязывает всем свои правила, а потом их невозможно исполнить. Когда вы вместе принимаете решение, корректируете, только тогда есть результат. Иногда видим, что человек начинает «выгорать». Чтобы не потерять его для Ассоциации, разбираемся в каждой ситуации отдельно. Чем больше действие (активная работа управдома), тем больше противодействие. Но я в таких случаях говорю: любое противодействие позволяет расти.
– Хочу подарить вам учебное пособие для школьников Фонда ЖКХ «Основы энергосбережения и экологической безопасности». Какие образовательные и просветительские проекты вы реализуете среди собственников жилья, молодежи? В каких формах это нужно делать, в чем необходимо помогать вам?
– Мы считаем важным обучать не только управдомов, но и школьников, причем начинать надо примерно с 5-го класса. Мы уже разработали учебное пособие для внеурочного изучения в качестве дополнительного образования в школах. У нас есть свой художник – актриса театра, которая изготовила эскизы иллюстраций учебника в фирменном стиле. Все упирается в финансирование, поэтому пока учебник существует в виде проекта.
– Решения Ассоциации носят обязательный или рекомендательный характер?
– Одного человека можно не услышать, а как вы можете не услышать объединение людей? Разве власть глухая? Власть должна это принять, и она принимает. А если нам говорят, что наше решение не могут принять, и объясняют, почему, мы с этим соглашаемся, но работаем дальше и даем замечания. По-другому не будет. Мы отправляем запросы в региональные, федеральные ведомства. Мы – это мостик между властью и людьми.
– Достижение высокого уровня энергоэффективности – это стратегическая задача национального значения. В настоящее время с участием средств Фонда ЖКХ построено около 700 домов с применением современных энергосберегающих технологий. Вы участвуете в этой работе?
– Есть Фонд ЖКХ, началась история по капремонту по энергоэффективности. Московская область не принимала в этом участия. Мы сначала «закипели»: почему область не участвует, почему мы не подписываем, там же деньги дают! Мы всегда требуем объяснений, не соглашаемся с тем, что нам не нравится. Нам показали документооборот: есть определенные требования в процессинге, нужно, чтобы поменялись документы. Также мы заметили одну вещь: утепление фасадов без установки индивидуальных (внутридомовых) регуляторов отопления малоэффективно. Теплее стало, а эффективности нет, еще и перетопы получаем. Но если в один год у вас не получилось, то на следующий вы обязаны установить узлы учета, сделать погодные датчики, чтобы все это делалось в комплексе. С чего все началось? Есть программа «ЖКХ и городская среда»: центральные улицы, фасады делаем, а такую деталь, как регуляторы отопления, не предусмотрели. Люди говорят: «красиво, но жарко – окна открываем, а в платежке сумма как-то не уменьшилась». Сегодня всем регионам нужен разумный подход.
«Если можно что-то сделать, значит, надо брать и делать»
– Какие перспективы
у Ассоциации?
– Перспективы в сфере ЖКХ будут тогда, когда мы будем понимать, что люди знают о своих правах и обязанностях. Мы не хотим, чтобы люди были зависимы от нас. Необходимо, чтобы они были полноправными грамотными собственниками, которые умеют и могут добиваться своих прав. Для этого, кстати, и разрабатываем мобильное приложение, очень хотим дальше развиваться в IT-сфере. Мы столкнулись с тем, что люди не хотят читать, они хотят визуальный контент.
– У вас уже есть студия, сайт. Внутри Ассоциации формируется медийное подразделение?
– Конечно, мы хотим большего: стать единым информационным окном в сфере ЖКХ на территории Московской области. Звучит очень амбициозно, но почему нет? Сейчас получается, что ГЖИ (Главное управление Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области». – Ред.) транслирует свою надзорную повестку. Что, там не будет предписаний и штрафов? Мы хотим пригласить представителей ГЖИ в свою студию и задать им вопросы: как будет организован проверочный процесс в свете того, что сейчас есть ряд ограничений при проверках, как повлияют санкции на их программу. Мы хотим собрать все в едином пространстве, чтобы не искать по разным сайтам необходимую информацию. Должна быть чистота в отношениях с людьми, которые в тебя поверили. А если ты начнешь использовать это доверие, чтобы заработать, то это будет недолгая история.
– Как вы вообще решились на такой длинный путь?
– Честно, я не планировала заниматься ЖКХ. У меня было трое детей, четвертый из детского дома, и мне было точно не до этого. Но меня так достали застройщик и управляющая организация! Я свои обязанности выполняю в полном объеме, почему вы этого не делаете? Так дело не пойдет!
– Насколько важен такой подход для Общероссийского народного фронта? Ведь вы – глава регионального исполкома в Московской области.
– ОНФ – это другая стезя. Здесь уже не только ЖКХ, а огромный пласт задач, все 12 федеральных проектов (12 направлений стратегического развития, установленные Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». – Ред.). Здесь и помощь Донбассу, взаимодействие с волонтерами, с экспертным сообществом, обра-
зовательные проекты, медицинская помощь. Наверное, где-то была точка входа, когда все само по себе пошло, ты не можешь предать людей, которые в тебя поверили. Вы спрашивали, с чего началась Ассоциация председателей советов МКД. С того, что ты принимаешь на себя ответственность. Если вы считаете, что можете что-то сделать, надо брать и делать. Востребованность очень важна для человека.
Беседовал Александр Петров